Новомученики и исповедники
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1964 Дела o22.36 => o22.36 Фотографии
1 Фотоальбом Фотоальбом o222013b.jpg Дела o22.2013 => o22.2013 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
9
    Места проживания
      Томск 
      Год начала 1934 
      Месяц начала 4 
      Год окончания 1934 

      По окончании ссылки Владыка побывал в Москве, где останавливался у брата. Некоторое время он жил в Томске у своей матери, но климат ему не подошел, и Владыка выбрал местом поселения г.Камышин, где находился в ссылке священник Иоанн Скадовский, его ближайший сподвижник и друг

      Волгоградская о., г.Камышин 
      Год начала 1934 
      День начала 16 
      Месяц начала 9 
      Год окончания 1934 
      Месяц окончания 10 

      В Камышине Владыка поселился у Дарьи Алексеевны Фунтиковой, где жили о.Иоанн Скадовский с матушкой Екатериной Владимировной и высланный с Украины епископ Иоасаф (Попов). По всем церковным вопросам они были единомысленны и единодушны. Жили ссыльные на пожертвования из Херсонской епархии, связь с которой не прерывалась. Письма регулярно передавались через монаха Афанасия (Стореуса). В Камышине Владыка и о.Иоанн организовали домашнюю церковь

    Аресты
      Волгоградская о., г.Камышин 
      Год ареста 1934 
      День ареста 2 
      Месяц ареста 10 

      Через две недели архиепископ был арестован по подозрению в монархической и антисоветской деятельности. Арест владыки Прокопия был в какой-то мере случаен. НКВД собирался арестовать жившего в ссылке епископа Иоасафа (Попова) и близких ему людей, в это время приехал архиепископ Прокопий — арестовали и его. Он был арестован 2 октября 1934г. по подозрению в монархической и антисоветской деятельности вместе с епископом Иоасафом (Поповым), священником Иоанном Скадовским и священником Евстафием Норицем. Они были арестованы по доносу арестованного вместе с ними священника Георгия Чудновского, ранее запрещенного епископом Сталинградским Петром (Соколовым) за неблаговидное поведение

    Осуждения
      Особое Совещание при НКВД СССР 
      17/03/1935 
      Обвинение "принадлежность к "ИПЦ" ("Истинно-Православной Церкви"), контрреволюционная пропаганда, нелегальные богослужения на дому, связь с Херсонской епархией" 
      Приговор=5 лет ссылки в Каракалпакию 

      Архив УФСБ России по Волгоградской обл. Д.22319-ПФ. Из протокола допроса 4 октября 1934г.:
         "— У кого вы были здесь, в Камышине, кроме Скадовского?
          — Из переписки со Скадовским я знал, что в Камышине живет архиерей Иоасаф,
            и когда приехал в Камышин, познакомился с ним, был у него на квартире,
            и он у меня. Когда я был у Иоасафа, то там, кроме меня и Иоасафа, никого
            не было. Раньше я Иоасафа не знал и о нем не слышал.
          — Вы с ним одной ориентации?
          — Здесь я выяснил, что мы с ним одной ориентации Патриарха Тихона".
      В Рождественский сочельник, 6 января 1935г., состоялся последний допрос:
         "— Изложите ваши политические взгляды,
          — Я считаю себя человеком аполитичным, однако я являюсь убежденным
            последователем Православной Церкви и, как представитель последней,
            естественно, не могу относиться безразлично к тому, какая власть
            существует в стране, — преследующая Церковь или, наоборот,
            покровительствующая Церкви. Совершенно естественно, что к политическому
            режиму, который покровительствует деятельности Церкви, у меня больше
            симпатий, чем к политическому режиму, который преследует Церковь или
            ограничивает свободу ее деятельности.
            В этом отношении я разделяю симпатии Скадовского к идее монархической
            власти, возглавляемой монархом — помазанником Божиим...
            Должен оговориться, что сказанное мною не означает, что я являюсь
            сторонником насильственного свержения советской власти и
            восстановления монархии. Добиваться свержения советской власти и вести
            в этом направлении какую-либо политическую работу я не считаю для себя
            возможным, как для представителя Церкви.
            К тому же я считаю, что идея неограниченной монархии в настоящее время
            отжила свое время, и наиболее желательным в существующих условиях
            для меня представляется строй, обеспечивающий полное отделение Церкви
            от государства и гарантирующий Церкви полную свободу и невмешательство
            государства во внутреннюю жизнь Церкви.
          — Что вы можете сказать по существу предъявляемого вам обвинения?
          — С момента моего освобождения из ссылки в апреле 1934 года я никаких
            деяний против власти и никакой агитации не проводил.
            Виновным себя ни в чем не считаю".
      Через несколько дней, 11 января, следствие было закончено. Из обвинения архиепископа Прокопия:
           "Будучи контрреволюционно настроенным и имея монархические убеждения,
            примыкал к организованной Поповым контрреволюционной группировке
            церковников в городе Камышине, куда был специально вызван членом
            группировки Скадовским".
      Виновным архиепископ себя не признал. 17 марта 1935г. Особое Совещание при НКВД СССР приговорило архиепископа Прокопия и священника Иоанна Скадовского к пяти годам ссылки в Каракалпакию в город Турткуль

    Места заключения
      Узбекская ССР, г.Турткуль, ул.Чимбайская, 40 
      Год начала 1935 
      День начала 7 
      Месяц начала 5 
      Год окончания 1937 

      В Тутркуль архиепископ Прокопий и о.Иоанн прибыли 7 мая 1935г., поселились они в одном доме. Вскоре к ним приехала жена о.Иоанна, Екатерина Владимировна, отдавшая всю свою жизнь помощи ссыльному духовенству. Два года прожили здесь архиепископ и священник. Они устроили в доме небольшую церковь и часто служили, не отказывая и тем из живших в поселке, кто желал исповедаться или причаститься. Те, кто внушал доверие и был внутренне расположен к православию, находил в лице исповедников деятельное участие и духовную поддержку. И народ потянулся в убогую келью подвижников за мудрым советом и духовным утешением. Жили ссыльные на пожертвования из Херсонской епархии

(c) ПСТГУ