Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX Публикация Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. СПб., 1999. Дела o28.103 => o28.103 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
    Служение
      Ленинград (Санкт-Петербург), единоверческая церковь на Захарьевской ул. 
      протоиерей 
      Год начала 1926 
      Год окончания 1927 
      Месяц окончания 4 
      Из материалов дела П-80949 (1929г.):
           
      "Я служил в единоверческом храме... Но ввиду материальных затруднений
            единоверцы не в силах были содержать храм и решили передать его громовскому.
            по согласию староверов, что в скором времени и произошло. Поэтому моя служба
            в этом храме должна была прекратиться.
            К этому времени я получил от уполномоченного греческого храма Ф.М.Халкитиса
            служить в их храме... Халкитис немного знал меня, т.к. летом 1926г. я имел
            случайно возможность служить в греческом храме 3–4 дня, когда бывший у них
            русский священник оставил их храм, в связи с переходом на службу в Преображенский
            собор, что на Литейном" (л.29)
      Ленинград, ул.Лиговка, Греческая церковь св.вмч.Димитрия Солунского при греческом посольстве 
      протоиерей 
      Год начала 1927 
      Месяц начала 4 
      Год окончания 1929 
      Из материалов дела П-80949 (1929г.):
            "Греческая церковь, в которой я служу, в каноническом отношении не состоит
             в связи с Русской Церковью, находясь в непосредственном подчинении
             Афонскому Синоду и Афонскому митрополиту Хризостому, в связи с чем все
             распоряжения местной духовной власти на них не распространяются
             Состав двадцатки состоит исключительно из греков...
             Настоятель нижнего храма протопресвитер Константин Иванович Попандопуло-Керамевс.
             Связь с митрополитом Хризостомом и Афонским Синодом поддерживается через
             греческого посланника в Москве...
             25 марта с/года в Москве в греческом посольстве было торжество в честь
             100-летия освобождения Греции от турецкой зависимости, на которое был вызван
             диакон нижнего храма Гиндыш Валериан Ник.
             Наша церковь в СССР — единственная [греческая] и считается посольской.
             Другие, находящиеся на территории СССР греческие церкви, принадлежат
             Константинопольскому Патриархату" (л.21 об.).
            "В ноябре 1928г. было получено от Афонского Синода и митрополита назначение
             протоиерея Керамевса настоятелем храма (до того он не имел утверждения) и
             наказ строго хранить основы православия, иметь общение с митрополитом
             Хризостомом, Афонским Синодом.
             На этом основании в греческом храме не допускалось служение духовенства
             ни одной из существующих ориентаций... и чтобы в храме не служили ни
             белые, ни красные архиереи... " (л.32 об.).
      Из показаний свидетеля — священника Константина Попандопуло-Керамевса:
            "С марта 1927г. двадцатка греческой церкви пригласила в помощь мне
             священника Ивановского. С приходом Ивановского в церкви народу стало
             больше, это объясняется тем, что Ивановский стал говорить проповеди.
             Последняя его проповедь в день Торжества Православия мне не понравилась,
             т.к. Ивановский двусмысленно говорил, что только в этой церкви есть истинное
             православие и только в ней свободно православные могут молиться.
             Посланник недоволен тем, что в Греческой церкви служит русский священник.
             Несмотря на неоднократные вопросы Ивановскому, какой он ориентации, Ивановский
             давал уклончивый ответ и до сих пор своего лица не выявил.
             Я считаю, что он, как русский священник, должен находиться в общении со своим
             духовным начальством, но он такового не имеет.
             Я буду ставить вопрос, чтобы Ивановского в нашей церкви не было" (л.33)
    Аресты
      Ленинград, пр-т Огородникова, 4–5 
      Год ареста 1929 
      День ареста 29 
      Месяц ареста 3 
      Арестован 29–30 марта 1929г. на своей квартире и заключен в Ленинградский ДПЗ.
      При обыске были изъяты его проповеди, а также переписка и др. бумаги.
      В качестве ближайших родственников указаны: жена Мария Николаевна,
      дочь Нина (15 лет). В анкете указал:
         "Брат Арсений (живет вместе со мной), сестра Юлия (живет на Васильевском острове),
          сестра Валентина (живет в Тайцах), брат Александр — в Черустях Владимирской губ.
    Осуждения
      Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
      09/08/1929 
      Обвинение "антисоветская агитация в проповедях, воспитывал духовных чад по книге С.Нилуса "Протоколы Сионских мудрецов"" 
      Статья ст.58–10 ч.1 УК РСФСР 
      Приговор=3 года ссылки в Северный край 
      Групповое дело "дело священников Сергия Бычкова (будущего епископа Симеона), Александра Аристотелева и др., Ленинград, 1929г." 
      Из обвинения:
           "Призывал верующих сплотиться вокруг Церкви для борьбы с гонителями".
      Из материалов дела:
           "Переписка, отобранная у священника Ивановского, свидетельствует о том, что
            Ивановский своих духовных дочерей воспитывает по книге С.Нилуса".

      К делу приобщено изъятое у о.Петра письмо от его духовной дочери, в котором написано:
           "...Да, страшно дожить до того времени, когда ни причаститься, ни похоронить
            по-христиански нельзя, а все — по-собачьи. Хоть бы Господь прибрал нас,
            старушек, но коечно, на то Божия Воля. Все, что С.Нилус писал, — то все и
            происходит... ".

      Из показаний о.Петра:
           "Книга Нилуса "Протоколы Сионских мудрецов" у меня была. Я ее не читал, но ее
            у меня утащил псаломщик-певчий Денисов Иван Кузьмич"
    Места заключения
      Ленинград, ул.Воинова, 25, тюрьма (ДПЗ) 
      Год начала 1929 
      День начала 30 
      Месяц начала 3 
      Год окончания 1929 
      Осенью 1929г. о.Петр был отправлен в Архангельск, где его освободили, чтобы он добирался
      в Пинегу "своим ходом"Архангельская о., пос.Пинега 
      Год начала 1929 
      Год окончания 1930 
      Супруга с дочерью поехали вслед за о.Петром, встретились
      с ним в Архангельске и дальше вместе на пароходе отправились в Пинегу.
      Там сняли комнату в деревне.
      Прожили с о.Петром недолго и уехали в Ленинград в октябре 1929г.Архангельская о., Боровые озера 
      Год начала 1930 
      Год окончания 1932 
      Через год о.Петра переселили на Боровые озера, в 50 километрах от Пинеги. Там были
      построены бараки. Перегородок в бараках не было, они отгораживались тряпочными
      занавесками. Мебели не было никакой, кроме нар и стола. В одном бараке с о.Петром
      жили две монахини. Одна из них, старая монахиня, лежала на нарах больная. Однажды
      НКВД-сты, не поверив, что она больна, не может встать, взяли ее за ноги и
      сбросили на пол, поломав ей позвоночник. Вскоре она скончалась в страшных мучениях.
      Заседанием тройки при ПП ОГПУ Северного края по внесудебным рассмотрениям дел
      от 10 сентября 1932г. в отношении о.Петра было принято решение:
        По отбытии срока ссылки лишить права проживания в 12 населенных пунктах страны,
        Уральской обл., погранрайонах и Архангельском районе сроком на 3 года.
      В 1932г. о.Петр вернулся из Пинежской ссылки, но о.Петру и его жене запретили
      жить в Ленинграде и послали за 101 километр