Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX Публикация Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. СПб., 1999.
Дела o28.103
    [версия для печати] [pdf]
    Ивановский Петр Никандрович 
    Год рождения 1881 
    День рождения 13 (ст.ст. до %d февраля 1918г.) 
    Месяц рождения 6 
    Место рождения Архангельск 
    протоиерей 
    Специальность=кандидат богословия 
    По данным [6] родился 4 июля н.ст. 1881г. Родословная отца ведется из села Холмогор
    Архангельской области. Прадед отца, Василий Ивановский, был дьяком в Холмогорской
    церкви. Деда звали Дмитрий, а отца — Никандр. Мать Петра Никандровича, Екатерина
    Федоровна, была дочерью генерала Федора Григорьевича Сборомирского. В Архангельске
    у четы Ивановских появились на свет Любовь (ум. во младенчестве), Юлия, Валентина,
    Александр и Петр. Вскоре после рождения Петра семья переехала в Санкт-Петербург,
    и там родился младший брат о.Петра — Арсений.
    Отец, Никандр Дмитриевич, много работал, содержал семью, но рано скончался, и
    26-летняя вдова осталась с пятью детьми. Екатерина Федоровна не опустила руки и
    с Божьей помощью сумела всем своим детям дать хорошее образование.
    В 1900г. Петр окончил 7-ю гимназию и поступил в университет
    Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1900-1909гг.] [1909-1913гг.] [1913-1922гг.] [1922-1926гг.] [1926-1932гг.] [1932-1937гг.]
      Образование
        Санкт-Петербургский Университет, филологический факультет 
        Год поступления 1900 
        Год окончания 1904 
        В 1904г. окончил филологический факультет Санкт-Петербургского университета
      Места проживания
        Санкт-Петербург 
        Год окончания 1909 
        После окончания университета Петра Никандровича, как специалиста по русскому языку и литературе, пригласили преподавать в Техническую Школу при Экспедиции заготовления Государственных Бумаг (ЭЗГБ). Как пишет в своих воспоминаниях дочь о.Петра, Нина Петровна, фабрика ЭЗГБ была очень привилегированной. Начальник фабрики, князь Голицын, очень заботился о служащих и о рабочих фабрики. И те, и другие имели квартиры на территории фабрики, а кроме того, были построены дома для проживания рабочих. Для детей рабочих была построена большая Техническая Школа, где они кроме хорошего среднего образования получали еще и ценные специальности. Девочки выходили хорошими портнихами, вышивальщицами, кулинарами, а мальчики граверами, фотографами. Кроме того, князь Голицын, сам прекрасный музыкант, экзаменовал мальчиков на наличие слуха и музыкальности, из способных он создал чудный хор и капеллу, которая пела в церкви. Была больница, аптека, клуб, 2-х этажный магазин. Для рабочих Голицын скупал землю в районе Дачного, Сергиева, и продавал им по низкой цене, чтобы они там строили себе дачи. При фабрике был прекрасный храм в честь прмч.Андрея Критского. Настоятелем его был директор школы протоиерей Философ (Орнатский, 1860–1918). Часто бывал на фабрике и с любовью заботился обо всех сторонах жизни ее сотрудников о.Иоанн Кронштадтский. Здесь с ним и познакомился Петр Никандрович. В 1907г. о.Иоанн поручил ему заняться редакцией его дневника за 1907 год, а потом и за 1908 год. В конце 1907 года о.Иоанн Кронштадтдский подарил Петру Никандровичу свой портрет со следующей надписью:
           "Петру Никандровичу Ивановскому в знак моей глубокой благодарности за труд
           его по редакции моего дневника."
        В последние годы своей жизни Св.Прав.Иоанн Кронштадтский особо живо и реально ощущал себя членом единой Церкви Христовой, и Земной, и Небесной, чадом одной великой семьи Божией. И эта весть от его сердца перешла и в сердце Петра Никандровича
      Образование
        Санкт-Петербургская Духовная Академия 
        Год поступления 1909 
        Год окончания 1913 
        кандидат богословия 
        В 1909г. он, желая послужить Церкви Христовой подобно Св.Прав.Иоанну Кронштадтскому,
        поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
        В том же году он обвенчался с Марией Николаевной Матвеевой (12.09.1883–24.07.1952)
      Места проживания
        Санкт-петербург, Покровская пл. (ныне пл.Тургенева), 97 
        Год начала 1909 
        Год окончания 1913 
        До 1913г. продолжал преподавать русский язык в технической школе. Первое время после женитьбы супруги жили в 3-х комнатной квартире на 3 этаже на Покровской площади. Мария Николаевна окончила Коломенскую гимназию, а затем Высшие женские педагогические курсы в С.-Петербурге и стала преподавать историю в той же школе, где работал и Петр Никандрович
      Рукоположение
        иерей 
        1913 
        День 4 
        Месяц 11 
        В День Казанской Божьей Матери был посвящен в священники и назначен настоятелем
        храма св.прмч.Андрея Критского
      Служение
        Петроград, церковь прмч.Андрея Критского при Экспедиции заготовления Государственных бумаг на пр.Огородникова (Госзнак) 
        иерей 
        Должность=настоятель 
        Год начала 1913 
        День начала 14 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1922 
        О.Петр находился в подчинении Петроградского митрополита Вениамина, который
        часто приезжал в церковь о.Петра. Приезжая, митрополит всегда привозил маленькой
        Нине, которая родилась в 1913г., подарок — маленький серебряный крестик или ложечку.
        Маленькое издание Евангелия, подаренное митрополитом Вениамином, Нина Петровна
        хранила всю жизнь, как святыню
      Места проживания
        Петроград, Рижский пр., 3–2, квартира при церкви 
        Год начала 1913 
        Год окончания 1917 
        О.Петр, как настоятель храма и директор школы, получил 5-ти комнатную квартиру при церкви
        Петроград 
        Год начала 1917 
        С приходом новой власти семье пришлось покинуть большую квартиру и поселиться в маленькой квартирке под церковью. Нина Петровна вспоминает и описывает начало исповеднического подвига ее отца:
           "В эти годы (1918) началась борьба с религией. Почти все духовенство района
           было арестовано и расстреляно. Как-то и папа получил повестку явиться в
           комендатуру. Провожать его пошли мы все — мама, я, дядя Арся, папин псаломщик
           Федор Степанович и папина духовная дочь Наталия Семеновна... Папа был вызван
           в кабинет, а мы ждали на лестнице. Когда папа был уже у коменданта, оттуда
           выскочила какая-то красивая дама, на ходу сунула мне в руки маленькую коробочку
           конфет, которых уже не было, и исчезла. Кто это был — не знаю.
            Комендант сказал папе, что должен его расстрелять, но отпустил его. Это было
           в 1918г. Спустя года два-три папа, служа в храме, крестил одного младенца —
           Голубева. Крестные спросили: "Батюшка, Вам ничего не говорит фамилия ребенка?"
           Папа не мог вспомнить. "Это сын того коменданта, который Вас вызывал в 1918г.
           Когда родился ребенок, отец сказал, чтобы крестил его только священник
           Ивановский", — пояснили крестные
      Аресты
        Петроград 
        Год ареста 1921 
        В 1921г. о.Петра уже арестовали сотрудники ГПУ, но не смогли его увезти. Как
        вспоминает его дочь, Нина Петровна:
           
        "За папой приехали в 5 утра, разворотили квартиру при обыске...
            Конвоира, которого ГПУ поставило у входа во двор, увидели рабочие, идущие
            на работу. Поднялся весь проживающий рядом народ, они очень тихо вошли
            и забили всю лестницу у квартиры Ивановских. Когда открыли дверь и стали
            выводить папу, народ закричал:
                     "Не пустим".
            Они оттерли папу от конвоиров в находящуюся на той же площадке церковь и
            сказали, что вместо о.Петра поедут представители рабочих для выяснения
            причины ареста папы. Конвоиры согласились, и с ними поехали 5 человек и
            духовная дочь папы Наталия Семеновна.
            Фабрика в этот день не работала, т.к. рабочие весь день не уходили
            из церкви и с нашей лестницы, ожидая возвращения "делегатов".
            В ГПУ им сказали, что это — "ошибка"Петроград 
        Год ареста 1922 
        День ареста 13 
        Месяц ареста 7 
        Обвинение при аресте "принадлежность к нелегально организованному братству" 
        Был арестован в 1922г. по делу православных братств.
        Из воспоминаний дочери Нины Петровны:
            "Летом 1922г. ГПУ пошло на хитрость — папе прислали повестку куда-то,
             он поехал по этому адресу и был там арестован"
      Осуждения
        Петроградский Губотдел ГПУ 
        14/09/1922 
        Обвинение "антисоветская деятельность" 
        Приговор=дело прекратить, подписку о невыезде аннулировать 
        Групповое дело "Дело Петроградских Православных братств. Петроград, 1922г." 
      Места заключения
        Петроград, тюрьма на Шпалерной 
        Год начала 1922 
        День начала 13 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1922 
        День окончания 4 
        Месяц окончания 8 
        Содержался некоторое время в тюрьме на ШпалернойПетроград, 2-й исправительный дом 
        Год начала 1922 
        День начала 4 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1922 
        День окончания 18 
        Месяц окончания 8 
        Потом переведен во 2-й исправдом с зачислением за Петрогубревтрибуналом.
        По постановлению от 18.08.1922г. следователя Петрогубревтрибунала Лютера
        был освобожден под подписку о невыезде.
        14 сентября 1922г. дело было прекращено, подписка аннулирована
      Служение
        Петроград, церковь прмч.Андрея Критского при Экспедиции заготовления Государственных бумаг на пр.Огородникова (Госзнак) 
        иерей 
        Должность=настоятель 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1923 
        В январе 1923г. о.Петра опять арестовали
      Аресты
        Петроград 
        Год ареста 1923 
        Месяц ареста 1 
      Осуждения
        ././1923 
        Приговор=3 года высылки в область Коми 
      Места заключения
        Петроград, Шпалерная ул., 25 (ул.Воинова), тюрьма 
        Год начала 1923 
        Некоторое время после ареста о.Петр сидел в тюрьме на Шпалерной улице, а затем
        был перевезен в Москву. Об его отправке в Москву семье сообщила какая-то женщина,
        видевшая партию арестантов на улице и крикнувшая: "Нет ли здесь священника
        Ивановского?" О.Петр откликнулся и женщина около часа ночи приехала к родным и
        рассказала, что священника повезли на вокзал. Жена священника и его брат Арсений
        поехали на вокзал и увиделись с о.ПетромМосква, Лубянская пл., Внутренняя тюрьма ВЧК 
        Год начала 1923 
        Из воспоминаний дочери, Нины Петровны:
            "Вскоре мы, т.е. мама, я и дядя Арся поехали в Москву. Папа и с ним еще
             4 человека ленинградского духовенства сидели сначала во внутренней тюрьме
             на Лубянке, затем их перевели в Бутырскую тюрьму"Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1923 
        Из воспоминаний дочери, Нины Петровны:
            "В Москву после революции была переведена часть фабрики Гознак и переселены
             многие рабочие. Они сейчас же устроили нас жить в своих комнатах.
             В Москве мы провели месяца три"Москва, Таганская тюрьма 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1923 
        День окончания 13 
        Месяц окончания 5 
        После вынесения приговора о.Петра перевели в Таганскую тюрьму.
        В ней он пробыл неделю.
        Семья с утра до вечера находилась у ворот тюрьмы, не зная, когда будут отправлять
        в ссылку.
        13 мая, в день рождения Нины Петровны, арестантов стали выводить в таком порядке:
        впереди — духовенство, далее — политические, последние — шпана.
        Из воспоминаний Нины Петровны:
            "Я и тут проскочила в ряды, чтобы поцеловать папу. Партия была колоссальная.
             Было очень много духовенства из Москвы. Как сейчас помню фигуру митрополита
             Серафима Чичагова (бывшего известного адмирала), очень полного, грузного
             старика, еле передвигавшего ноги; рядом с ним епископ Серафим Звездинский — высокий,
             красивый, как картина, с прекрасной белой бородой.
             В ряду с папой шел епископ Николай Петергофский (Ярушевич) и старый
             больной настоятель Никольского собора — о.Александр Беляев.
             Всю эту массу арестантов повели на Ленинградский вокзал.
             Арестованных набили в специальные вагоны и поезд отправился.
             Мы уехали в Ленинград, чтобы подготовиться к отъезду к папе
             в область Коми.
             Папин храм закрыли, из квартиры выгнали.
             Мы переехали к бабушке, а вскоре мы с мамой, монахиней, матушкой Авраамией,
             поехали к папе в ссылку в Усть-Кулом"Коми АССР, (Зырянский край), пос.Усть-Кулом 
        Год начала 1923 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1926 
        Месяц окончания 5 
        Из воспоминаний дочери:
            "Путешествие до Усть-Кулома было очень трудным и долгим: сначала поездом
             до Вологды, далее пересадка на пароход до Котласа по р.Сухоне.
             В Котласе мы пересели на небольшой колесный пароход до Усть-Сысольска
             (Сыктывкар) по р.Вычегде.
             Усть-Кулом представлял из себя большое зырянское село с церковью, школой,
             почтой, захудалой больницей.
             Папа устроился работать в Северолес счетоводом, но скоро его уволили
             по "социальному положению".
             Жили мы в отдельном домике с большой кухней и маленькой комнатой.
             Из высланного духовенства в Усть-Куломе, кроме папы, находились епископ
             Николай (Ярушевич), о.Александр Беляев и о.Михаил Шилов из Великого Устюга.
             Через месяц на барже прибыло много народа, в основном духовенство.
             Митрополит Кирилл Казанский (Смирнов), два епископа и несколько священников
             из Москвы. Из Коврова — свт.Афанасий Сахаров.
             Все приехавшее духовенство с келейниками, семьями быстро нашли себе жилье,
             зыряне принимали ссыльное духовенство с радостью.
             В местную церковь мы сначала не ходили.
             Службы совершались на домах в двух местах: у епископа Николая — в шутку
             называлось — "Ленинградская епархия" и у митрополита Кирилла —
             "Московская епархия". В праздники все собирались у митрополита Кирилла.
             В 1924г. прибыло пополнение высланных: приехал епископ Феофил Богоявленский,
             священник о.Вячеслав Сериков из Дона и миссионер из Оренбурга
             Дмитрий Архипович Несмеянов.
             Весной 1925г. Пасхальную заутреню служили у митрополита Кирилла.
             Пение было таким красивым, что около избы собрались зыряне, никогда
             не слышавшие такого пения.
             Через несколько дней после этого НКВД разогнало часть священников
             по деревням.
             В марте 1926г. кончился срок ссылки папы и епископа Николая.
             Мы вернулись в Ленинград в мае 1926 года"
      Служение
        Ленинград (Санкт-Петербург), единоверческая церковь на Захарьевской ул. 
        протоиерей 
        Год начала 1926 
        Год окончания 1927 
        Месяц окончания 4 
        Из материалов дела П-80949 (1929г.):
             "Я служил в единоверческом храме... Но ввиду материальных затруднений
              единоверцы не в силах были содержать храм и решили передать его громовскому.
              по согласию староверов, что в скором времени и произошло. Поэтому моя служба
              в этом храме должна была прекратиться.
              К этому времени я получил от уполномоченного греческого храма Ф.М.Халкитиса
              служить в их храме... Халкитис немного знал меня, т.к. летом 1926г. я имел
              случайно возможность служить в греческом храме 3–4 дня, когда бывший у них
              русский священник оставил их храм, в связи с переходом на службу в Преображенский
              собор, что на Литейном" (л.29)
        Ленинград, ул.Лиговка, Греческая церковь св.вмч.Димитрия Солунского при греческом посольстве 
        протоиерей 
        Год начала 1927 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1929 
        Из материалов дела П-80949 (1929г.):
              "Греческая церковь, в которой я служу, в каноническом отношении не состоит
               в связи с Русской Церковью, находясь в непосредственном подчинении
               Афонскому Синоду и Афонскому митрополиту Хризостому, в связи с чем все
               распоряжения местной духовной власти на них не распространяются
               Состав двадцатки состоит исключительно из греков...
               Настоятель нижнего храма протопресвитер Константин Иванович Попандопуло-Керамевс.
               Связь с митрополитом Хризостомом и Афонским Синодом поддерживается через
               греческого посланника в Москве...
               25 марта с/года в Москве в греческом посольстве было торжество в честь
               100-летия освобождения Греции от турецкой зависимости, на которое был вызван
               диакон нижнего храма Гиндыш Валериан Ник.
               Наша церковь в СССР — единственная [греческая] и считается посольской.
               Другие, находящиеся на территории СССР греческие церкви, принадлежат
               Константинопольскому Патриархату" (л.21 об.).
              "В ноябре 1928г. было получено от Афонского Синода и митрополита назначение
               протоиерея Керамевса настоятелем храма (до того он не имел утверждения) и
               наказ строго хранить основы православия, иметь общение с митрополитом
               Хризостомом, Афонским Синодом.
               На этом основании в греческом храме не допускалось служение духовенства
               ни одной из существующих ориентаций... и чтобы в храме не служили ни
               белые, ни красные архиереи... " (л.32 об.).
        Из показаний свидетеля — священника Константина Попандопуло-Керамевса:
              "С марта 1927г. двадцатка греческой церкви пригласила в помощь мне
               священника Ивановского. С приходом Ивановского в церкви народу стало
               больше, это объясняется тем, что Ивановский стал говорить проповеди.
               Последняя его проповедь в день Торжества Православия мне не понравилась,
               т.к. Ивановский двусмысленно говорил, что только в этой церкви есть истинное
               православие и только в ней свободно православные могут молиться.
               Посланник недоволен тем, что в Греческой церкви служит русский священник.
               Несмотря на неоднократные вопросы Ивановскому, какой он ориентации, Ивановский
               давал уклончивый ответ и до сих пор своего лица не выявил.
               Я считаю, что он, как русский священник, должен находиться в общении со своим
               духовным начальством, но он такового не имеет.
               Я буду ставить вопрос, чтобы Ивановского в нашей церкви не было" (л.33)
      Аресты
        Ленинград, пр-т Огородникова, 4–5 
        Год ареста 1929 
        День ареста 29 
        Месяц ареста 3 
        Арестован 29–30 марта 1929г. на своей квартире и заключен в Ленинградский ДПЗ.
        При обыске были изъяты его проповеди, а также переписка и др. бумаги.
        В качестве ближайших родственников указаны: жена Мария Николаевна,
        дочь Нина (15 лет). В анкете указал:
           "Брат Арсений (живет вместе со мной), сестра Юлия (живет на Васильевском острове),
            сестра Валентина (живет в Тайцах), брат Александр — в Черустях Владимирской губ.
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
        09/08/1929 
        Обвинение "антисоветская агитация в проповедях, воспитывал духовных чад по книге С.Нилуса "Протоколы Сионских мудрецов"" 
        Статья ст.58–10 ч.1 УК РСФСР 
        Приговор=3 года ссылки в Северный край 
        Групповое дело "дело священников Сергия Бычкова (будущего епископа Симеона), Александра Аристотелева и др., Ленинград, 1929г." 
        Из обвинения:
             "Призывал верующих сплотиться вокруг Церкви для борьбы с гонителями".
        Из материалов дела:
             "Переписка, отобранная у священника Ивановского, свидетельствует о том, что
              Ивановский своих духовных дочерей воспитывает по книге С.Нилуса".

        К делу приобщено изъятое у о.Петра письмо от его духовной дочери, в котором написано:
             "...Да, страшно дожить до того времени, когда ни причаститься, ни похоронить
              по-христиански нельзя, а все — по-собачьи. Хоть бы Господь прибрал нас,
              старушек, но коечно, на то Божия Воля. Все, что С.Нилус писал, — то все и
              происходит... ".

        Из показаний о.Петра:
             "Книга Нилуса "Протоколы Сионских мудрецов" у меня была. Я ее не читал, но ее
              у меня утащил псаломщик-певчий Денисов Иван Кузьмич"
      Места заключения
        Ленинград, ул.Воинова, 25, тюрьма (ДПЗ) 
        Год начала 1929 
        День начала 30 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1929 
        Осенью 1929г. о.Петр был отправлен в Архангельск, где его освободили, чтобы он добирался
        в Пинегу "своим ходом"Архангельская о., пос.Пинега 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1930 
        Супруга с дочерью поехали вслед за о.Петром, встретились
        с ним в Архангельске и дальше вместе на пароходе отправились в Пинегу.
        Там сняли комнату в деревне.
        Прожили с о.Петром недолго и уехали в Ленинград в октябре 1929г.Архангельская о., Боровые озера 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1932 
        Через год о.Петра переселили на Боровые озера, в 50 километрах от Пинеги. Там были
        построены бараки. Перегородок в бараках не было, они отгораживались тряпочными
        занавесками. Мебели не было никакой, кроме нар и стола. В одном бараке с о.Петром
        жили две монахини. Одна из них, старая монахиня, лежала на нарах больная. Однажды
        НКВД-сты, не поверив, что она больна, не может встать, взяли ее за ноги и
        сбросили на пол, поломав ей позвоночник. Вскоре она скончалась в страшных мучениях.
        Заседанием тройки при ПП ОГПУ Северного края по внесудебным рассмотрениям дел
        от 10 сентября 1932г. в отношении о.Петра было принято решение:
          По отбытии срока ссылки лишить права проживания в 12 населенных пунктах страны,
          Уральской обл., погранрайонах и Архангельском районе сроком на 3 года.
        В 1932г. о.Петр вернулся из Пинежской ссылки, но о.Петру и его жене запретили
        жить в Ленинграде и послали за 101 километр
      Места проживания
        Ленинградская о., г.Луга 
        Год начала 1932 
        Скитаясь без возможности осесть в Ленинграде, о.Петр жил в Луге, в Малой Вишере
        Ленинградская о., г.Малая Вишера 
        Год начала 1932 
        Новгородская о., г.Боровичи 
        Год окончания 1937 
        В конце концов семья оказалась в Боровичах, где жила монахиня Мария Платоновна Платонова, большой друг брата о.Петра, Арсения Ивановского. В 1934г. о.Петр привез его в Боровичи, чтобы ухаживать за ним, больным туберкулезом легких. Но в Боровичах он прожил только 5 дней и умер. В 1935г., 1 марта, о.Петр тайно обвенчал свою дочь Нину Петровну с Александром Ивановичем Вилль. Венчание проходило в Ленинграде в храме Богоявления на Гутуевском острове, где у о.Петра был знакомый священник. Летом 1936г., уже в Боровичах, о.Петр тайно крестил своего внука Александра. Работал о.Петр в гробовой мастерской, а жил в сделанной им пригодной для жилья баньке
    Кончина
      1937 
      День 31 
      Месяц 8 
      Место Новгородская о., г.Боровичи 
      Место захоронения Новгородская о., г.Боровичи, кладбище у Успенского собора 
      31 августа 1937г. о.Петр Ивановский скончался от тяжелой болезни —
      цирроза печени
      На похороны о.Петра приехали родной брат Александр Никандрович и Глафира
      Ивановна Ларионова.
      О.Петр был похоронен на кладбище у Успенского собора.
      Кладбище около собора в 1950-е годы было закрыто, а в 1960-е годы было уничтожено.
      24 июля 1952г. в Боровичах скончалась и матушка о.Петра — Мария Николаевна
    Реабилитация
      Дата 15.11.1993 Прокуратура Санкт-Петербурга;
      Кем реабилитирован Прокуратура Санкт-Петербурга 
      По году репрессий 1929 
    Публикации ->
      1 ->
      Минувшее: Исторический альманах. 15. М.; СПб.: Atheneum: Феникс, 1993. 656с.; ил. С.432.
      2 ->
      Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. СПб., 1999. С.53–54.
      3 ->
      Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. С.115.
      4 ->
      Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. С.115.
      5 ->
      Покаяние: Мартиролог. Т.3./ Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар, 2000. 496с. С.320.
      Из этого источника взята только фотография
      6 ->
      Живой колос с духовной нивы протоиерея Иоанна Ильича Сергеева-Кронштадтского. С-Петербург, 2008. С.160–187.
    Документы ->
      1Архив УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д.П-88399. 
      2Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Ф.25. Оп.1. Д.П-80949.