Home page | NIKA_ROOT | INDEX | МонашИмяДоСхимы | Кирилл |
Принял монашеский постриг в 1910-е годы период пребывания в Александро-Свирском монастыре
В Спасо-Преображенском монастыре рукоположен во иеродиакона, а затем во иеромонаха в 19141915гг.
иеромонахС 1916г. настоятель Спасо-Преображенской пустыни
Был возведен в сан игумена во время служения в Кирилло-Челмогорской пустыни
архимандритБыл возведен в сан архимандрита во время служения в Кирилло-Челмогорской пустыни
После закрытия пустыни проживал на ее территории с оставшейся братией. Служил в храме. В 19261927гг. был депутатом съезда духовенства, организованного епископом Каргопольским Василием (Дохтуровым)
В 1928г. принял схиму с именем Кирилл
"Участвовал в тайных богослужениях"
Был арестован в лагере
Дальнейшая судьба неизвестна
1. За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (19181951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с. |
По надписи на могильной плите родился 1 сентября 1871г. По другим данным 5/17 сентября 1871г. Родился в крестьянской семье. Получил "домашнее образование". С юных лет стремился к монастырской жизни, но не сразу смог исполнить свое желание, так как штат всех монастырей епархии был заполнен и новых послушников в них не брали. Когда в 1894г. на месте упраздненной Макарьевской пустыни в 110 верстах от Hовгорода был учрежден новый миссионерский монастырь, он сразу устремился в него
Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1900г.] [1900-1910гг.] [1910-1921гг.] [1924-1927гг.] [1927-1928гг.] [1928-1935гг.] [1935-1944гг.]После преобразования монастыря в общежительный и освобождения должности настоятеля братия единодушно избрала его на это место. 19 августа 1906г. решение братии было утверждено Святейшим Синодом
Известность монастыря, число братии и богомольцев неуклонно возрастали.
К о.Кириллу из разных мест, особенно из Петербурга,
постоянно тянулись люди в поисках духовного утешения.
Среди его почитателей был и епископ Андрей (Ухтомский).
В 19191920гг. монастырь был преобразован в трудовую сельскохозяйственную артель
"Земля и труд", однако богослужения в храмах продолжали совершаться, а
в корпусах монастыря жили 3040 насельников.
Весной 1922г. в период кампании по "изъятию церковных ценностей" игумен
Кирилл призвал верующих к защите главной святыни обители раки с мощами
прп.Макария "до последней возможности, даже до крови".
Настоятелю и братии удалось скрыть от "изъятия" множество драгоценной церковной
утвари и священных предметов.
После возникновения обновленческого раскола игумен Кирилл занял строго православную
позицию, не признал ВЦУ раскольников.
Он явился руководителем так называемого "автокефального движения" в Новгородской епархии.
Сами обновленцы даже свидетельствовали позже [Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. С.160]:
В годы церковного лихолетья и обновленческого разгула епископ Андрей (Ухтомский)
предложил стать о.Кириллу добрым епископом, на что последовало его согласие
Рукоположен 21 мая/3 июня 1923г. во епископа Макарьевского, викария Новгородской
епархии [РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.218. Л.43об-44.].
Хиротония была тайно совершена в Макарьевской пустыни православными викарными
епископами Уфимской епархии: епископом Бирским Трофимом (Якобчуком) и епископом
Аскинским Серафимом (Афанасьевым, впосл. Трофимовым).
Хиротония была совершена с благословения временно управляющего Новгородской
автокефалией епископа Крестецкого Серафима (Велицкого) по поручению епископа
Андрея (Ухтомского), в соответствии с просьбой православных Новгородской епархии.
Это событие произошло в период временного самоуправления Новгородской православной
епархии (т.н. автокефалии) с ведома и согласия епископа Крестецкого Серафима
(Велицкого) как "Временно Управляющего Новгородской епархией по благословению
Митрополита Арсения (Стадницкого)".
Епископ Серафим (Велицкий), находившийся под домашним арестом, поручил просить
о помощи в совершении тайных хиротоний находившегося в середине мая в Москве,
выпущенного из Бутырской тюрьмы для выезда в ташкентскую ссылку епископа
Андрея (Ухтомского).
Не позднее 17 мая 1923г. для встречи с епископом Андреем в Москву прибыли православные
уфимские викарии: епископ Бирский Трофим (Якобчук), бывший насельник Макарьевской пустыни, и
и епископ Аскинский Серафим (Афанасьев, он же позже Трофимов).
Немногим раньше, 15 мая епископу Андрею удалось несколько минут поговорить со
св.Патриархом Тихоном, находившимся под домашним арестом в Донском монастыре.
В ходе разговора Святейший одобрил все хиротонии, уже совершенные для Уфимской
епархии, и благословил продолжать посвящать епископов, верных православию.
Получив обращение из Новгорода (возможно, переданное игуменом Кириллом, которого
епископ Андрей знал и почитал), Преосвященный Андрей, как временно управляющий
Уфимской православной (автокефальной) епархии, благословил находившимся в Москве
уфимским викариям совершить хиротонию для Новгородской епархии, а сам выехал
в Ташкент.
В это время уфимские епископы Трофим Бирский и Серафим Аскинский уже выехали
в Новгородскую епархию, где 21 мая/3 июня 1923г. при служении в Макарьевской
пустыни рукоположили игумена Кирилла (Васильева) во епископа Макарьевского.
По сведениям, требующим подтверждения, игумен Кирилл был незадолго до хиротонии
епископом Серафимом (Велицким) возведен в сан архимандрита.
27 мая/9 июня 1923г. епископы Трофим Бирский и Кирилл Макарьевский тайно, за
ранней литургией совершили в Юрьевом монастыре, близ Новгорода, вторую хиротонию
для Новгородской автокефалии архимандрита Иоанникия (Сперанского) во епископа
Старорусского.
Узнав об освобождения Святейшего, епископ Серафим (Велицкий) в июле 1923г.
направил ему рапорт [РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.218. Л.316об.]:
Рапорт епископа Серафима доставил св.Патриарху уполномоченный духовенства и мирян
г.Новгорода игумен Сергий, наместник Новгородского Юрьева монастыря, в котором
происходила вторая хиротония.
Игумен Сергий в своем рапорте Святейшему от 11/24 июля 1923г., изложил некоторые
подробности совершенных хиротоний и подтвердил [РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.218. Л.43об-44]:
Св.Патриарх Тихон утвердил обе хиротонии.
Исходя из вышесказанного дата хиротонии епископа Макария указана неверно в большинстве
источников:
В Православной Энциклопедии [14] неверно указано что хиротония епископа
Кирилла была совершена 4 апреля 1923г. архиепископом Андреем (Ухтомским).
Также неверны и данные [1] митр.Мануила (Лемешевского) о том, хиротония епископа Кирилла
была совершена "летом (в марте?)" епископами Андреем (Ухтомским), Михеем (Алексеевым),
бывшим Уфимским, и Ижевским Стефаном (Бехом) во епископа Любанского.
Вслед за митр.Мануилом неверные сведения приведены как в современных каталогах
архиереев РПЦ (Акты. С.977; История Русской Церкви. М., 1997. Т.9. С.745; История
иерархии. С.283), так и в отдельных исследованиях (Зеленогорский М.Л. Жизнь и
деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского)).
На самом деле, правильная дата хиротонии 3 июня (н.ст.) 1924г.
Епископ Кирилл проживал в Макарьевском монастыре, существовавшим под видом с/х артели вплоть до своего ареста. Нелегально ездил на какое-то время в Петроград, останавливаясь там у своих многочисленных почитателей. В июне 1924г. по подозрению в копировании, хранении и распространении по губернии "контрреволюционных" сочинений, в том числе воззваний св.Патриарха Тихона, Макарьевский монастырь подвергся проверке Специальной Комиссией Губисполкома. В ходе обыска, проведенного сотрудниками Губотдела ОГПУ, в монастырских помещениях были обнаружены: главная опись монастырского имущества, составленная перед началом I Мировой войны; укрытые от изъятия церковные изделия из драгоценных металлов; тысячи экземпляров "контрреволюционных антисоветских" изданий: дореволюционная литература, "в основном, монархического и антисемитского содержания", сочинения прот.Иоанна Кронштадтского, воззвания Патриарха Тихона, а также наклеенная на картон "листовка" с молитвой "Державной Богородице". Ревизия губернского земельного отдела показала, что сельскохозяйственная артель "Земля и труд" не была зарегистрирована в местных органах власти и не имела прав юридического лица. Фиктивная организация объединяла около 70-ти бывших монахов и послушников и была создана для сохранения монастыря "до лучших времен". Все руководство артельными делами осуществлял епископ Кирилл, сельскими работами занималось не более трети монахов, зато к ним широко привлекались многочисленные богомольцы
Епископа Кирилла арестовали в Макарьевском монастыре вместе с группой иноков за "сокрытие от большевиков монастырских драгоценностей". Всех арестованных увезли в Новгород, где и осудили
2830 января 1925г. в Новгороде прошли открытые слушания Губернского суда под
председательством А.Кошерова.
Из материалов дела (из проведенной обвинителями экспертизы):
В 1927г. освобожден досрочно
После освобождения вернулся в Макарьевскую обитель
Новгородская епархияВ 1927(1928?)г. назначен епископом Маловишерским, викарием Новгородской епархии. Не признал "Декларацию" Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского)
В июле 1928г. уволен на покой. Продолжал жить в Макарьевской пустыни. Обслуживал катакомбную церковь в пределах Новгородской и Петроградской епархий
Арестован вместе с последней братией Макарьевской пустыни (около 40 человек)
По возвращении из ссылки в 1935г. схиепископ Макарий проживал нелегально недалеко от закрытого Макарьевского монастыря в районе городов Чудово и Любани. Служил тайно. Имел многочисленных духовных чад, окормлял нелегальные общины "непоминающих" в пределах Новгородской, Тверской и Петроградской епархий: объезжал города и села для совершения тайных богослужений и треб, совершал тайные монашеские постриги и священнические хиротонии лиц, которых сам готовил к принятию сана, а потому позже шутя говорил, что у него "была своя духовная академия и духовная семинария". По собственному свидетельству, "в течение многих лет не ночевал в одной квартире подряд две ночи, с большими предосторожностями и постоянной опаской и оглядкой скитался из одного селения в другое, работал у крестьян в колхозах в качестве пастуха
Новгородская (Ленинградская) о., Тосненский р., Макарьевская пустыньВ 1941г. после начала войны и взятия немцами Новгорода вновь в Макарьевской пустыни. Сопротивлялся занятию немцами зданий Макариевской пустыни, за что был переселен ими в г.Чудово [15]
Новгородская (Ленинградская) о., г.ЧудовоС конца 1941г. переселен немцами в Псков [15]
Эстония, г.Печеры, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырьС конца 1941 (с марта 1942?)г. схиепископ Макарий проживал в Псково-Печерском монастыре.
Участник Псковской Духовной Миссии.
Служил в храмах монастыря, участвовал в совещании архиереев Прибалтийского экзархата
в Печорах в 1943г.
Владыке было тогда более 70 лет. Высокий, худощавый, аскетического вида старец еще
казался крепким и энергичным. Это был истый монах: строгий постник и усердный
молитвенник скоро стяжал всеобщую любовь среди насельников монастыря.
Он предсказал поражение немцев в войне и свою смерть в Печерах:
Погиб на Страстной седмице во время вечерней молитвы: при налете советской авиации отказался спускаться в бомбоубежище и был убит осколком бомбы в сонную артерию. Молитвослов и Евангелие на аналое были залиты кровью. Часы остановились и показывали момент его смерти: 9.47 вечера. Чин погребения совершили в монастырских пещерах 2 апреля 1944г. Похоронен в Богом зданных пещерах обители недалеко от креста, где обычно совершаются панихиды
1. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 19791989. Т.4. |
2. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 19171943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. |
3. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 19491957гг. (Джорданвилль). Ч.1. |
4. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 19491957гг. (Джорданвилль). Ч.2. |
5. Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. |
6. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999. |
7. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999. |
8. У пещер Богом зданных: Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ века/ Сост. Ю.Г.Малков, П.Ю.Малков. М.: Правило веры, 1999. |
9. Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 19171997. Т.9. М., 1997. |
10. Левитин-Краснов А.Э. Лихие годы: 19251941. Воспоминания. Paris: YMCA-PRESS, 1977. |
11. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. |
12. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. |
13. Петров М.Н. Крест под молотом. Новгород, 2000. |
14. Православная энциклопедия/ Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т.9: Владимирская икона Божией Матери-Второе пришествие. М.: "Православная энциклопедия", 2005. |
15. Официальный сайт Псковского Епархиального управления. Информационная служба. Синодик Псковской Миссии. <http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=5921> |
16. История иерархии Русской Православной Церкви: Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 года. М.: ПСТГУ, 2006. |
1. Зимина Нина Павловна, исследователь |
Использованы материалы:
По своему воспитанию старец Косма был человек "некнижный и простой". С малых лет он вместе с родителями крестьянствовал. Умел делать все. Он не любил, когда ему прислуживали, но всегда сам хотел помогать всем. Окончил церковно-приходскую школу. Мать о.Космы часто ходила на богомолье в монастыри и брала с собой мальчика, и однажды старец одной обители пророчествовал о ее сыне: "Какая ты счастливая. Сын твой родился не только для твоего спасения, но и для спасения очень многих людей"
Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1924г.] [с 1924г.] [до 1941г.] [1941-1953гг.] [1953-1968гг.] [1968г.]"После смерти родителей по наклонности к духовной жизни я поступил в 1910 году на служение к Богу в Валаамскую обитель", писал о начале своего духовного пути старец. С большим смирением совершал Косма свой подвижнический, послушнический путь: он учился токарному делу по дереву и металлу, трудился в позолотной мастерской, в гостинице, потом стал келейником игумена монастыря старца Макария (Баранова, 18391918). Он был послан в самое суетное место монастыря гостиницу. Служение паломникам было особенно по душе Косме, ибо соответствовало его натуре. Любовь к этому служению он пронес через всю жизнь, оно было прообразом его выхода в мир и старческого служения в нем. На Валааме закладывалась основа духовной жизни о.Космы, здесь он, порученный старцу, самому игумену монастыря Маврикию, приобщился к живому опыту валаамских подвижников. Господь вывел Косму из монастыря в мир, в пекло первой мировой войны. Послушник Косма, как и большинство призванных из монастыря, покинул любимый Валаам навсегда. Возвратившись из армии в 1918 году и приехав в Петроград, он не мог вернуться на Валаам из-за полного разобщения обители с Россией
Петроград, Валаамское подворьеПосле возвращения из армии Косма поступил на Валаамское подворье, где подвизался до призвания его на келейное послушание к епископу Илариону (Бельскому)
Епископ Каргопольский Иларион лично постриг Косму в монашеский чин в подворьевской часовне с наречением имени Кирилл в честь преподобного Кирилла Челномогорского и взял его с собой в Олонецкую епархию
иеродиаконГонимого епископа Илариона переместили в Смоленск, где он посвятил иеродиакона Кирилла в сан иеромонаха
иеромонахНа о.Кирилла были возложены обязанности келейника и эконома епископа Илариона. С епископом иеромонах Кирилл проживал до его ареста и ссылки в 1926 году. О.Кирилл со скорбью разлучался с любимым Владыкой; он не мог разделить с ним тяготы ссылки, хотя очень и желал этого. По разлучению с Владыкой о.Кирилл в условиях жестокого гонения на Церковь и массового вероотступничества продолжает свое служение как пастырь. Не имея постоянного места служения, он жил как странствующий благовестник, гонимый с одного места на другое. Он служил в разных местах Смоленской и Тверской епархий то в монастырях, то на приходах. За непризнание обновленцев о.Кирилл был арестован в конце 1920-х годов и гоним по тюрьмам и ссылкам Велижа и Смоленска, где его заставляли отречься от Бога и обещали за это свободу
Подробности и время заключения неизвестны
После освобождения из тюрьмы до следующего ареста о.Кирилл служил в с.Высочерт
С великодушием Иова он принял все утраты и не возроптал на Бога, был спокоен, всецело предав себя Его Благой воле. Совершенно неизвестны подробности его пребывания в тюрьмах и лагерях, ибо он в годы гонения на Церковь не имел возможности говорить об этом открыто, а те, кто испили с ним чашу страданий, почти все уже умерли
Вскоре после освобождения начались новые испытания не только для о.Кирилла, но и для всего народа война с фашистами. По приглашению верующих о.Кирилл начал служить в кладбищенской церкви, но прослужил там только 8 месяцев, ибо был отстранен от служения самосвятным "благочинным", агентом КГБ, который начал травлю батюшки. Самосвят постоянно писал в Православную Миссию в Пскове и немецким властям, называя о.Кирилла лжепастырям, продавшимся большевикам. Отец Кирилл во время войны помогал партизанам, за что немецкое командование приговорило его к расстрелу. Его вывели на расстрел, произвели три выстрела, но пули прошли мимо, тогда немецкие солдаты, сказали ему, чтобы он не показывался на глаза немецкой комендатуры. Батюшка вынужден был скрываться. В 1943 году митрополит Сергий (Воскресенский), рассмотрев жалобы на о.Кирилла пригласил его служить в Псковской Духовной Миссии, поручив ему обслуживать сразу несколько приходов
Псковская о., Псковская Духовная МиссияВ 1943 году вследствие эвакуации всего населения немецкими властями о.Кирилл вместе со своей общиной, с церковной утварью был увезен в Латвию, в г.Бауск. Здесь, в Латвии, до конца своей жизни о.Кирилл служил Церкви
Латвия, Митавский у., Спасо-Преображенская пустыньНо постоянного служения о.Кирилла в пустыньке от Рижского женского монастыря пока не получалось: из-за нехватки священников его часто отзывали служить в разные места Латвии
На Пасху 1953 года о.Кирилла возводят в сан игумена, и в тот же год назначают служить постоянно в Свято-Преображенскую пустынь
С этого времени началось возрождение пустыни: духовное и материальное, превращение ее в духовный центр не только для жителей Латвии, но и всей страны. Все это совершилось благодаря духоносному служению в ней старца Кирилла, великого молитвенника и доброго пастыря, через некоторое время в малоизвестную пустыньку потянулся народ со всей страны. В эти годы наиболее полно проявилось призвание о.Кирилла как старца. На него была возложена большая ответственность помогать всякому человеку, жаждущему личного духовного возрождения, стать личностью перед живым и личным Богом. Врата пустыньки и сердце старца Кирилла были открыты всем, кто искал путь к Богу. Самым главным в своем служении старца о.Кирилл считал борьбу за человека, за то, чтобы каждый человек стал богоподобной личностью. Он хотел, чтобы все приходящие к нему люди общались с Богом лично, не отдавая это драгоценный дар кому-либо другому. Он хотел, чтобы человек не надеялся всегда только на чужую молитву, не оставался на всю жизнь духовным младенцем, не умеющим общаться с Богом, но сам обрел живое общение с Ним. Он сам не требовал от человека, приходящего к нему, чрезмерных подвигов, а желал присутствия в нем благого произволения, доверия к Богу. За простоту, любовь и заботу о всех сестры очень любили о.Кирилла, поэтому одна монахиня сказала ему: "Давай мы тебя будем называть не отцом, а матерью". О.Кирилла всегда видели трудящимся, помогающим сестрам по хозяйству. Он заботился о благоустроения храма и много сделал для его благоукрашения. Имея каллиграфический дар писал много молитв и акафистов и рассылал их, писал монастырские помянники. Детям, приезжавшим вместе с родителями в пустыньку, он всегда старался привить навык трудолюбия, служения. По благословению батюшки их учили прислуживать в храме. Дети всегда участвовали в крестных ходах. Пустынька жила своим хозяйством. Жили без пышности, скудно, тихо молитвенно, мирно. Батюшка ничем не нарушал этот дух скромный пустынной жизни, наоборот, привносил в него своим подвигом нестяжания и постничества еще больший дух аскезы. Он жил в маленьком доме у соснового леса, в скромной маленькой келье, большую он отдал больному, пострадавшему в лагерях о.Сергию Виноградову, живущему в пустыньке на покое. Келью о.Кирилла называли часовенькой всех святых, сам батюшка называл ее вторым алтарем. Здесь свет горел до двух часов ночи, а в четыре как было заведено на Валааме, батюшка уже вставал. Когда были какие-нибудь неприятности, вражьи нападения, о.Кирилл уходил в затвор: закрывался в келье, никого не принимал и не выходил, пока все не утихнет. О.Кирилл был постник, питался очень скудно, он перенял от Валаамских старцев дух простоты, кротости и смирения. Ради служения ближним, созидания Церкви, о.Кирилл нередко покидал пустыньку и бесстрашно удалялся в огромную пустыню жизни, где его ждали с жаждой духовного общения в городах и селах, тайных монастырях и скитах монахи, находящиеся в рассеянии, гонимые христиане. В обстановке преследования за веру он миссионерствовал тайно, прикровенно: для бдительных властей это были поездки по сборам на бедную пустыньку, разоренную войной. О.Кирилл никогда никому ничего не навязывал, люди сами просили его прийти к ним, приехать, и он с радостью отправлялся в путешествия, или посылал кого-нибудь из близких. Самым главным в этих поездках была христианизация людей, их воцерковление. О.Кирилл миссионерствовал в разной среде. У о.Кирилла не было страха пред инославными, потому что он был глубоко православным. Отсюда его свободная открытость человеку иного христианского исповедания, умение открыть истину Православной Церкви. Дар прозорливости, которым обладал, о.Кирилл по своему глубокому смирению умел тщательно скрывать, чтобы оберечь души верных от древней болезни чудомании. Пришло время оставить земную жизнь, которая была у батюшки страдальческой: болезни, скитания, поношения, что является для особо избранных Богом душ свидетельством дарования им вечного блаженства. Он страдал до последнего своего вздоха. Всегда больной о.Кирилл незадолго до смерти заболел мучительно. Владыка Леонид (Поляков) вместе с помогавшим ему врачом из Риги, в пустыньке, в игуменской, сделал о.Кириллу операцию. Старец был очень терпелив, отказался от уколов и лекарств. Шов не зашили, а заклеили в виду безнадежного состояния больного. Он напоминал умирающему о голгофской ране Спасителя, о Его страданиях, которые старец всегда глубоко переживал и к которым приобщился страданиями всей своей жизни и этих последних минут. Вскоре после операции Владыка Леонид вместе с московским священником о.Николаем соборовали батюшку
Батюшку причащали каждый день. Наступила любимая о.Кириллом пятница. В храме началась Евхаристия, на которой помянули болящего на одре лежащего схиархимандрита Косму, что было необычно для всех привыкших к прежнему имени старца. Перед причащением весь алтарь осиял свет, его увидел священник и близко стоящие к алтарю монахини. О.Николаю сообщили, что старец предстал пред Богом. Свет возвестил эту кончину. Небо причастило его
На погребении старца, совершенном в понедельник, тот же свет сиял от его гроба и креста, которые бережно несли любящие его чада к могиле. Отпевание воспринималось как великий праздник, солнце играло как на Пасху. Даже далекие от церковной жизни рабочие говорили собравшимся: "Этот батюшка у вас Святой". Чин отпевания и погребения совершал Владыка Леонид, понимавший и ценивший о.Косму, который позднее на вопрос, вошел ли, по его мнению, о.Косма в меру святых отцов, тихо и твердо сказал: "Батюшка святой, святой, святой!"
1. Голиков А., свящ., Фомин С. Кровью убеленные. Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (19401955). Мартиролог православных священнослужителей Латвии, репрессированных в 19401952гг. М., 1999. |
(c) ПСТГУ |