Home page | NIKA_ROOT | INDEX | МонашИмяДоСхимы | Агафон |
Родился в интеллигентной благочестивой семье надворного советника в Духов день. После смерти отца мать его Мария Философовна приняла монашеский постриг с именем Авраамии
ФотографииАлександр очень любил музыку, сам учился и играл на скрипке, чутко вслушивался в песнопения церковные, различал в них истинно-художественные мелодии от того, что не имело ценности. Кроме того, очень любил Александр заниматься в годы своей юности астрономией, много читал Фламмариона, и потом знал многие созвездия; особенно же созвездие Ориона, упоминаемое в Паремиях Постной Триоди
Казанский ветеринарный институтВ Казани примкнул к кружку церковной молодежи, сосредоточенному вокруг старца Седмиезерной пустыни схиархимандрита Гавриила (Зырянова), под влиянием которого возрастал духовно и который благословил его на иноческий путь. Летом 1905г., находясь в родной Чухломе на каникулах, Александр сказал о своем намерении родителям и просил родительского благословения на монашеский путь. Нелегко было родителям, бывшим уже не в молодых годах согласиться на лишение своей опоры в старости, своей единственной надежды, единственного сына. Но любомудрие и живая вера в Бога победили сначала с трудом, а потом уже и добровольно, родители согласились и благословили Александра на новый путь. Задумав идти в монастырь, Александр старался приготовить себя заранее к различным послушаниям, считал, что должен научиться варению пищи, чему и учился под руководством своей матушки. По окончании последних экзаменов в институте, Александр, не дожидаясь диплома и не заехав домой, устремился в Зосимову Пустынь
В Зосимовой пустыни, куда поступил Александр, его духовная жизнь основывалась на всецелом послушании игумену Герману (Гомзину). Первым послушанием Александра стало уход за скотом. В дальнейшем были различные послушания: пение на клиросе, работа в аптеке, полевые работы, уборка лошадей и конюшен, послушание в просфорне. Большую часть свободного времени Александр употреблял на чтение Святых отцов
В Великую Среду пострижен в мантию с именем Агафон в честь преподобного Агафона, пустынника египетского. Вскоре после пострига монах Агафон заболел инфекционной болезнью инфлюенцией, осложнившеюся энцефалитом. Последствия этой болезни остались у него на всю жизнь. По-прежнему, свободное от послушаний время Агафон употреблял на чтение Святых отцов и выписки из них. Употреблял свой досуг Агафон и на дела любви: зубоврачевание братий. В его календаре сохранились тщательные записи о больных с диагнозом зубной болезни и проводимым лечением. В эти же годы Агафону приходилось исполнять и обязанности письмоводителя при о.игумене
В сан иеродиакона рукоположен 02(15).12.1918г.
17 января 1923г. игумен Герман почил о Господе блаженной и тихой кончиной. Осенью в конце сентября того же года обитель была закрыта, и смиренные насельники ее должны были искать приюта кому где придется. Агафон, захватив с собой часть наиболее дорогих книг и икон и кое-что еще, по благословению старца иеросхимонаха Алексия переехал на жительство в Москву, поселившись в маленькой комнатке на Троицкой улице
Москва, церковь св.Великомученика Никиты (за рекой Яузой)В церковь и обратно на Троицкую улицу ходил пешком, не имея средств на трамвай. Но уже через месяц Агафон вместе с другими братиями Зосимовой Пустыни, оказавшимися в Москве, был приглашен владыкой Варфоломеем духовным сыном батюшки о.Германа, в Высокопетровский монастырь
Москва, Высокопетровский монастырьВладыка знал Агафона еще со времен своего студенчества и памятуя сказанные о нем слова общего их духовного отца, понимал, что в нем найдет себе надежного помощника во всех благих начинаниях, а наипаче в делании духовном, почему и назначил его вскоре наместником монастыря и возвел в сан архимандрита
Владыка поручил о.Агафону исповедь монашествующих и мирян. Вокруг него сложился круг духовных детей, сердцевину которого составляли юноши и девушки, решившие всецело посвятить себя Богу. Он привлекал их своим даром проникать в души людей, снимать с них, по его выражению, "ржавые засовы". Батюшка по своей болезненности принимал народ сидя в маленьком креслице, слегка откинувшись назад (в первые годы своей болезни, потом он стал согбенным). Обладая слабым здоровьем, о.Агафон совершал литургию только в воскресные дни. Летом 1929г. храм Боголюбской иконы Божией Матери был закрыт, и община Высокопетровского монастыря перешла в храм преп.Сергия Радонежского
Москва, ул.Большая Дмитровка, храм преп.Сергия РадонежскогоВладыка благословил о.Агафону маленький Владимирский придельчик в храме, где тот мог проводить исповеди. Рождественским постом 1929г. батюшка почувствовал себя очень плохо. Появилась мысль о возможной смерти и горячее желание исполнить свою заветную мечту о постриге в схиму. При первой возможности он открылся Владыке и тот сразу же согласился. Спросили маститого Зосимовского старца о.Митрофана как он смотрит на постриг. "Ему можно", ответил тот, хотя знал, что о.Агафону еще не исполнилось 46 лет
В 1930г. был арестован ОГПУ и содержался в тюрьме две недели
О.Агафон был пострижен в схиму с именем Игнатий в честь сщмч.Игнатия Богоносца, его восприемником был игумен Митрофан
После принятия ангельского образа о.Игнатий нес те же труды. Из-за слабеющих сил он принужден был уже иногда 23 вечера оставаться дома. Летом 1930г. один их духовных сыновей батюшки дал ему возможность отдохнуть под Москвой. Здесь же жила и его старушка-мать. Отдыхая от суеты большого города, а также от бесконечного наплыва жаждавших видеть его, батюшка предавался здесь богомыслию. В 1933г. семья, в которой жил о.Игнатий, стала требовать его переселения в другое место. Это было чрезвычайно тяжело для физических сил батюшки. Он смирялся, искал новое жилище, что было крайне затруднительно в условиях перенаселенного города. Только самоотверженность его духовных детей дала ему возможность освободить занимаемую им комнату. Но и устроившись на новом месте вместе со своей старицей матерью (тогда уже монахиней), батюшка не имел полного утешения. Вскоре был закрыт храм преподобного Сергия и батюшке пришлось проститься со своим уединенным трудом в приделе Владимирской Божией Матери
Москва, храм Рождества Богородицы в ПутинкахВ октябре 1933г. оставшаяся братия Новопетровского монастыря перебралась в маленький храм Рождества Богородицы. Недолго пришлось потрудиться о.Игнатию в новом храме всего около года. Но и за это время пришлось пережить много скорбей. А в октябре 1934г. он по распоряжению духовного начальства был удален на покой. Ему пришлось дать официальное уверение, что никого принимать на исповедь не будет. О.Игнатий очень болезненно переносил лишение своего любимого дела. Находясь в это время больше в одиночестве, он предался чтению Святоотеческих книг, в них находя себе ответ, помощь, поддержку, решение недоумений. Особенно внимательно читал творения священномученика Петра Дамаскина, который ставил терпение выше других добродетелей. В конце 1934г. на первый день Рождества Христова мирно почила о Господе его мать монахиня Авраамия 83-х лет от роду
О.Игнатий был арестован на 5-й неделе Великого Поста в вечер чтения Великого
канона.
В обвинительном заключении говорилось, что "по поступившим сведениям
архимандрит Агафон ЛЕБЕДЕВ, пользующийся среди верующих авторитетом
"блаженного" и "прозорливца", при активном содействии гр-ки Давыдовой Ф.Ф. и
Комаровой Е.В., проводит у себя на квартире прием верующих, которых
обрабатывает в религиозном и к-р духе и распространяет ложные слухи о якобы
проводимых советской властью гонениях на религию и верующих. Производимым по
делу следствием [якобы] установлено:
В протоколе допроса записано, что о.Игнатий на следствии сказал: "В предъявленном мне обвинении по ст.5810 УК виновным себя не признаю. Действительно, меня на квартире ежедневно навещали знакомые, которые делились со мной своими переживаниями, прося у меня совета. Беседы между мной и моими знакомыми обычно были на религиозные темы. Посетители приносили мне продукты и деньги, т.к. я не имел средств к существованию, по увольнению меня за штат в октябре 1934г... При закрытии церквей верующие бывали довольны этими мероприятиями советской власти. А верующих, высказывающих свое недовольство на закрытие храмов, призывал к терпению, и призывал, что молиться можно в других незакрытых храмах"
Был помещен в лазарет тюрьмы, как страдающий хроническим заболеванием нервной системы паркинсонизмом: в справке врача, находящейся в следственном деле, был поставлен диагноз: энцефалит. В Светлое Христово Воскресение о.Игнатий был утешен, получив от парализованного соседа по палате Владимира пасхальное приветствие в виде изображения пасхального яичка, вышитого красной ниткой на бумаге. В ответ батюшка пропел ему шепотом всю Светлую Утреню. Полгода пробыл в Бутырках о.Игнатий. Болезнь усилилась. Он уже совсем не мог обслуживать себя, а двигался только с чужой помощью. В октябре 1935г. батюшка навсегда покинул Москву
Нижегородская (Горьковская) о., г.Саров, лазарет лагеряПо состоянию здоровья и неспособности обслуживать себя о.Игнатий все время заключения находился в лазарете. Постоянное недоедание привело к тяжелому заболеванию пеллагре. Находясь в крайнем физическом и душевном изнеможении, он все же находил силы для помощи своим чадам. В своих письмах из заключения он использовал любую возможность, чтобы преподать старческий совет, подсказать правильный путь. Господь утешил скорбящую душу батюшки 3-х часовым свиданием с племянницей. От нее он узнал кое-что о близких ему душах, поделился своими переживаниями
Унженский (Ветлужский?) ИТЛ (ст.Сухобезводная)Схиархимандрит Игнатий был этапирован в лагерь на ст.Сухобезводная, условия жизни в котором были еще более тяжелыми. Но Господь не попустил креста выше сил и через два месяца его переправили в лазарет лагеря около г.Алатырь
Чувашская АССР, ст.Алатырь, инвалидная колонияБудучи прикован к одру, скован болезнию по рукам и ногам, не находя вокруг себя ни одного сострадающего, старец подвижнической молитвой и полным смирением стяжал благодатный мир в своей душе, который не оставлял его до конца. Этим мирным духом проникнуты его последние письма
На рассвете воскресенья в день Усекновения главы Иоанна Предтечи схиархимандрит Игнатий тихо скончался, сподобившись перед кончиной исповедаться и принять Святые Тайны
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
1. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 19491957гг. (Джорданвилль). Ч.2. |
2. Схиархимандрит Игнатий (Лебедев). Письма из заключения// Альфа и Омега. Москва, 1997. N 1(12). |
3. Матушка Игнатия. Схиархимандрит Игнатий, старец Зосимовой Пустыни и Высоко-Петровского монастыря. Машинопись. 116с. |
4. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. Машинопись. |
5. За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. |
6. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 1216 августа 2000г. |
1. игумен Феофилакт |
(c) ПСТГУ |