Home page | NIKA_ROOT | INDEX | МонашИмяДоСхимы | Дамиан |
Из крестьянской семьи. Мальчиком-подростком он работал на конфетной фабрике в одном из городов средней России. В 1896г. ушел в монастырь
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1896-1909гг.] [1909-1930гг.]В 1902г. перешел в Ново-Афонский монастырь
Кутаисская губ., Сухумский у. (Абхазия), Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырьИз воспоминаний В.Д.Пришвиной:
"О своем Новом Афоне о.Даниил отзывался уважительно, особенно о трудолюбии братии,
устроившей на диком побережье райский уголок природы и произведшей множество
по тому времени редких усовершенствований благодаря игумену, образованнейшему
инженеру о.Иерону. Особенно примечательна была система водоснабжения, остатки
которой мы еще застали в те [1920-е годы] годы. Вторым памятником трудолюбию
монахов были насаждения: выращенная ими оливковая роща и кипарисовые аллеи
украшают гору и сейчас [1970-е годы]. О духовной жизни монастыря о.Даниил
рассказывать не любил".
Через год стал отшельником в горах Кавказа
Пострижен в мантию с именем Дамиан. Возведен в сан иеромонаха
иеросхимонахПострижен в схиму
О.Даниил ушел в горы в поисках строгой жизни без соблазнов, тревоживших его
в монастыре.
Иеромонах Даниил стал иеромонахом-отшельником. За свою жизнь в горах он переменил
много мест и построил более 20 келий своими руками.
Из воспоминаний В.Д.Пришвиной (Лиорко) [1]:
В 1924г. иеромонах Даниил жил один в скиту свт.Николая,
в келье на поляне "полгоры" около местечка Змейка в горах в нескольких
километрах от маленького селения Ачиш-Хо в районе Красной Поляны.
Предшественником о.Даниила здесь был иеромонах о.Трифиллий.
О.Даниил спускался с гор только 2 раза в год в ближайшее селение, чтобы поменять на
соль деревянные ложки, вырезанные им из самшита.
Он знал все пути в окрестных горах, побывал во многих местах Приэльбрусья,
умел ходить в горах, знал, как ступать, как помогать себе палкой, чтобы
не провалиться в трещину на леднике или не свалиться в пропасть.
У о.Даниила был огород.
В 1924г. келью о.Даниила нашел приехавший из Москвы и также стремившийся к
пустынножитию 24-х летний Олег Поль (Бурданов).
Поняв духовное состояние Олега Поля, о.Даниил оставил его жить у
себя в келье в качестве послушника.
Между наставником и послушником, писавшим в то время философский труд, сложились доверительные
отношения, полные уважения и внимания друг к другу.
Встреча с о.Даниилом была для Олега воистину даром Провидения. Все свободное от
выполнения молитвенного правила время Олег писал философский труд. Зимой Олег Поль
уезжал в Москву за необходимыми книгами.
Летом 1925г. Олег Поль с разрешения о.Даниила, привез к нему Валерию Дмитриевну
Лиорко (позже жена М.М.Пришвина), с которой его связывала возвышенная духовная
дружба и Александра Васильевича Лебедева.
Все трое молодых людей мечтали об аскетической жизни в пустынножитии в горах.
(Как показало время, этому не суждено было осуществиться).
Из воспоминаний В.Д.Пришвиной:
Осенью 1926г. в скит к о.Даниилу приехал ученик Олега Поля,
преданный юноша, моложе его на несколько лет, Борис Корди (в будущем архимандрит),
который вскоре принял монашеский постриг с именем Арсений. Они стали жить в
скиту втроем, выстроив новые кельи на поляне.
Из письма Олега Поля В.Д.Пришвиной (Лиорко):
В 1927г., по благословению о.Даниила Олег Поль принял постриг с именем Онисим,
а в 1929г., по его же благословению, съездил в Ленинград (Санкт-Петербург),
где архиепископ Димитрий (Любимов) рукоположил его во иеромонаха.
О.Даниил стал организатором и настоятелем скита "Святителя Николая" в Сочинском р-не
Тайная "закрытая" монашеская община-скит во имя свт.Николая, в котором жили
иеромонах Даниил, иеромонах Онисим, иеромонах Арсений (Корди), находилась в
ведении епископа Майкопского Варлаама (Лазаренко).
Иеромонах Онисим исполнял обязанности благочинного всех закрытых
общин Майкопского и Черноморского округов, которые скрывались в глухих,
недоступных местах. Члены этих общин во главе с епископом Варлаамом, в том
числе иеромонахи о.Даниил, о.Онисим, о.Арсений не признавали обновленцев,
а также "Декларацию" митрополита Сергия (Страгородского), находились на
нелегальном положении.
Владыка Варлаам, а с ним иеромонах Даниил и все монашеские закрытые общины,
Майкопского района были под угрозой ареста.
Вот отрывок из письма владыки Варлаама архиепископу:
Арестован 15,8 или 11 октября 1929г. как руководитель скита "Святителя Николая"
Черноморского филиала подпольной церковно-монархической к/р организации ИПЦ".
По данным [3] арестован в сентябре 1929г.
Осенью 1929г. в районе Красной Поляны, где жили монахи-пустынножители, появились
вооруженные отряды чекистов, которые арестовали большинство монахов. На "Змейку"
в скит о.Даниила также пришли вооруженные люди и увели всех троих (иеромонаха
Даниила, иеромонаха Онисима, иеромонаха Арсения), а кельи сожгли
На допросе 18 октября 1929г. показал:
На допросе 22 ноября 1929г. признал, что книга "Близ заката" действительно
написана им, и там он писал, что "Церковь и Царь союзники"
Арестованных отправили в Новороссийскую тюрьму, куда перевезли множество монахов, арестованных в горах. Стариков и молодых, женщин и мужчин гнали через несколько перевалов с долины Псху и других мест их поселений. У моря всех погрузили на баржи, везли в невыносимой тесноте. Монахи пели молитвы. О.Даниила вскоре расстреляли
Место погребения неизвестно. Монах Арсений (Корди Борис), по молодости, получил всего пять лет лагерей. Иеромонаха Онисима перевели в тюрьму Ростова-на-Дону и расстреляли в 1930г.
1. Пришвина Валерия. Невидимый град: Библиотека мемуаров. М.:Молодая гвардия, 2003. |
2. Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. |
3. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999. |
4. "Новомученники и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти". Из истории гонений "ИПЦ". <http://www.histor-ipt-kt.org/KNIGA/kavkaz.html> |
(c) ПСТГУ |