Год рождения 1905 День рождения 23 Месяц рождения 3 Место рождения Кострома игумен Родился в семье акцизного чиновника Михаила Ивановича Котляревского, сына священника. В семье было трое сыновей, Михаил был средним сыном. В 1920г. в Томске Михаил окончил 5 классов гимназии. В том же 1920 году семья переехала из Томска в Полтаву ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[с 1920г.] [1923-1931гг.] [до 1936г.] [1936-1951гг.] [c 1951г.]
Год начала 1920 Год окончания 1922 В 1921г. в Полтаве Михаил закончил школу 2-й ступени. Заболел туберкулезом легких и с апреля 1921г. лечился и проживал при родителях. У Михаила с юных лет проявлялись черты, присущие молитвеннику и аскету. Весьма способный отрок рос молчаливым и задумчивым, более всего любящим церковные богослужения. Он часто посещал Всехсвятскую кладбищенскую церковь, но вскоре оставил ее из-за присутствия там раскольников. Стал духовным сыном будущего епископа, тогда священника, о.Василия Зеленцова, организовавшего Покровское христианское общество молодежи при Троицкой церкви. По воспоминаниям старожилов, юный Котляревский раньше всех приходил на службу, с опущенным взором смиренно становился за колонной... Он внимал каждому слову поучения о.Василия, стремился при любой возможности побеседовать с ним, покидая храм одним из последних
Год ареста 1922
12/08/1922 Привлекался к суду по делу будущего епископа, священника Василия Зеленцова. Подробности неизвестны
Год начала 1922 Некоторое время находился в тюрьме
Год поступления 1923 Месяц поступления 9 Год окончания 1927 Месяц окончания 2 В сентябре 1923г. поступил в Торгово-Промышленную профшколу. Будучи студентом, Михаил Котляревский познакомился со многими священнослужителями, принимавшими активное участие в церковной жизни и впоследствии репрессированными и помогал им. На лето на отдых Михаил Котляревский ездил к своему дяде священнику в с.Мозолевку Кременчугского округа. Там он познакомился со священником о.Александром Дубининым. Михаил Котляревский вел с ним беседы церковно-религиозного характера и получал различные сведения из интересующей его церковной жизни. В 1928г. о.Александр Дубинин был арестован. В 1925г. Михаил Котляревский познакомился с о.Николаем Пискановским, будучи репетитором его дочери. После ареста о.Николая продолжал бывать в его семье, продолжая занятия с его дочерью. Здесь он познакомился и с епископом Лубенским Аркадием (Остальским), который приезжал в Полтаву. Дом Пискановских о.Николая, его жены Клавдии Петровны и дочери был главным источником новостей из жизни Церкви до высылки о.Николая в Харьков, потом в Воронеж. В доме Пискановских Михаил встречал иногда Ольгу Лекторскую, дочь своего приходского священника о.Иоанна Лекторского. В 1926г. после ареста митрополита Петра (Полянского) митрополит Сергий (Страгородский) с окружающими его епископами решил предпринять попытку выбора Патриарха путем опроса епископов на местах. Кандидатом в Патриархи был избран митрополит Казанский Кирилл, первый из названных в Завещании Святейшего Патриарха Тихона. Митрополит Сергий составил соответствующее обращение к епископам, были заготовлены необходимые бюллетени и найдены молодые люди посыльные, которые парами объезжали епископов. Один из них являлся к епископу, а затем отмеченный им бюллетень отдавал другому, чтобы легче было его сохранить в случае ареста того, кто являлся к епископу и мог быть замечен агентом ОГПУ. Одним из таких посыльных митрополита Сергия стал Михаил Котляревский. Впоследствии он свидетельствовал, что в бюллетенях была не одна кандидатура митрополита Кирилла, а три, причем третьим кандидатом стоял митрополит Сергий. В ноябре 1926г. все почти наличные (то есть те, к кому можно было приехать) епископы были опрошены. За митрополита Кирилла было подано 72 голоса, за второго кандидата несколько голосов, за митрополита Сергия не более одного голоса. Таким образом, митрополит Кирилл был избран Патриархом. Но интронизация его не состоялась. Внезапно был арестован один из инициаторов выборов епископ Павлин (Крошечкин), затем многие другие архиереи, в том числе в Нижнем Новгороде митрополит Сергий. Митрополит Кирилл был также арестован и надолго выслан. Митрополит Сергий и епископ Павлин были вскоре освобождены Полтавский Учительский институтГод поступления 1927 Месяц поступления 9 Год окончания 1929 Месяц окончания 3 По окончании Профшколы в сентябре 1927г. Михаил Котляревский поступил в Полтавский Учительский Институт. После двух лет учебы в марте 1929г. он был исключен из числа студентов. Официально причиной ухода преуспевающего в науках юноши из института была вновь обострившаяся болезнь. Однако на самом деле он был исключен за то, что в анкете в графе об отношении к религии написал: "верующий", за что получил приговор: "увлечен религиозными предрассудками"
Год окончания 1931 Проживал при родителях, работал переплетчиком на Полтавском мясокомбинате и давал частные уроки на дому (у сына доктора Нагай Г.А. и др.)
Год ареста 1931 Месяц ареста 1 Арестован по делу "раскрытой на Украине к/р организации церковников, именовавшей себя "Истинно-Православной Церковью""
././1931 Обвинение "член Полтавской к/р группы Одесского филиала к/р монархической организации "ИПЦ", проводившей а/с агитацию против мероприятий Советской власти" Статья ст.5810,5811 УК РСФСР Групповое дело "Дело епископов Павла (Кратирова), Иоасафа (Попова), священника Григория Селецкого и др. Харьков, 1931г." Дело N Д.65744 ЦГА ОО Украины. Ф.263. Оп.4.
Главными обвиняемыми по делу проходили епископы Павел (Кратиров), Иоасаф (Попов),
священник Григорий Селецкий (будущий игумен Иоанн) и другие священнослужители и монашество.
Из обвинения:
Год окончания 1933 Месяц окончания 9 Новороссийск Год начала 1933 Месяц начала 9 Год окончания 1934 Месяц окончания 4 В сентябре 1933г. уехал в Новороссийск, где работал счетоводом на заводе "Красный Двигатель". В апреле 1934г. уехал из г.Новороссийска по случаю заболевания малярией Нижегородская о., г.АрзамасГод начала 1934 Месяц начала 4 Год окончания 1936 Месяц окончания 8 Проживал у родственников в Арзамасе. С августа 1934г. по август 1936г. работал счетоводом на Войлочной фабрике. В августе 1936г. уехал в г.Киев с целью поселиться в Киево-Печерской Успенской Лавре
Иоанн 1936 Место Киево-Печерская Свято-Успенская Лавра В Киево-Печерской Лавре тайно принял монашеское пострижение (в мантию) с наречением имени Иоанн. Но в виду того, что прописаться на постоянное жительство в Киеве не удалось, возвратился в г.Арзамас
Год начала 1936 Год окончания 1938 Месяц окончания 2 В Арзамасе продолжал работать счетоводом на кожевенной фабрике. В феврале 1938г., в связи со свертыванием производства и сокращением штатов, уволился и переехал в Астрахань АстраханьГод начала 1938 Месяц начала 2 Год окончания 1942 Месяц окончания 7 В Астрахани с февраля 1938г. работал счетоводом и бухгалтером в артели "Пищпром" до июля 1942г. фронты Великой Отечественной войныГод начала 1942 Месяц начала 7 Год окончания 1945 Месяц окончания 8 По слабости здоровья на военном учете не состоял, но в июле 1942г. был зачислен в Народное Ополчение для защиты Астрахани. В августе 1942г. был мобилизован в ряды Действующей Красной Армии, в соединениях которой прошел боевой путь от Астрахани до Берлина и Праги. С августа 1942г. по май 1943г. служил старшим писарем 4-й части штаба 52 Отдельной Строительной бригады. С мая 1943г. по август 1945г. служил на нестроевых должностях в подразделениях 127 Строительной Чистяковской Дивизии старшим писарем 4 отделения Штаба Дивизии, старшим писарем ПФС, старшим писарем Отдельной автороты. На Миасском фронте в августе 1943г. был контужен. За период Отечественной войны получил правительственные награды: орден "Красная Звезда", медаль "За боевые заслуги", медаль "За взятие Берлина", медаль "За освобождение Праги", медаль "За победу над Германией". В августе 1945г. демобилизован по Указу Президиума ВС СССР от 23 июня 1945г. и вернулся в Астрахань АстраханьГод начала 1945 Месяц начала 8 Год окончания 1946 Месяц окончания 6 По возвращении в Астрахань продолжал работу в артели "Пищпром" в должности бухгалтера. В июне 1946г. ввиду беспомощного состояния стариков-родителей, оставшихся одинокими после гибели на фронте двух сыновей-офицеров (братьев Михаила Котляревского), до войны в основном поддерживающих их, переехал в Полтаву ПолтаваГод начала 1946 Месяц начала 6 Год окончания 1947 Месяц окончания 3 В Полтаве работал на заводе "Мясомолмаш" бухгалтером. В марте 1947г. уехал на Северный Кавказ в г.Ставрополь СтавропольГод начала 1947 Месяц начала 3 Год окончания 1947 Месяц окончания 9 В Ставрополе работал бухгалтером Ставропольской Духовной семинарии до сентября 1947г. Намеревался перевезти в Ставрополь и стариков-родителей. Вследствие невозможности передвижения для слепого и слабого отца, имевшего ряд болезней, затруднявших длительное путешествие, намерение о переезде семьи из Полтавы пришлось оставить, и Михаил Котляревский в сентябре 1947г. снова возвратился в Полтаву ПолтаваГод начала 1947 Месяц начала 9 Год окончания 1951 Месяц окончания 7 В Полтаве с сентября 1947г. до июля 1951г. работал бухгалтером в Полтавской Почтовой конторе. В 1948г. снят с военного учета по болезни. В декабре 1950г. скончался его отец в возрасте 86 лет. С июля 1951г. по сокращению штата от работы в Почтовой конторе был освобожден
1951 День 28 Месяц 8 Место Полтава 28 августа 1951г. рукоположен во иеродиакона иеромонах1951 День 29 Месяц 8 Место Полтава 29 августа 1951г. рукоположен во иеромонаха игуменПозже, в 1950-е годы, был возведен в сан игумена
иеромонах, игумен Должность=настоятель Год начала 1951 День начала 29 Месяц начала 8 Год окончания 1962 Месяц окончания 3 Матвеевский Спасо-Преображенский скит Велико-Будищанского Свято-Троицкого
женского монастыря возник в 1890-х годах невдалеке от главной обители, за Ворсклой,
на участке земли, окруженном малопроходимыми болотами.
Сначала здесь возвели Спасо-Преображенский храм, потом построили мастерские,
на искусственно насыпанной почве и привозной воде взрастили сад, упорядочили
овощные грядки.
В ските с конца 1920-х до начала 1960-х годов находился чудотворный
образ Владимирской Божией Матери.
Малодоступность и отдаленность скита способствовали тому, что после закрытия
Велико-Будищанской обители в 1923г. тут продолжалась монашеская жизнь.
С 1922 по 1938 год Спасо-Преображенский храм скита являлся единственным
духовным оазисом в округе.
Церковь получила статус приходского храма и объединила богомольцев из 24-х
закрывшихся приходов.
В 1938г. после ареста и ссылки настоятеля храма о.Иоанна Андриевского церковь
была закрыта.
Около двух лет в ее помещении устраивали колхозное хлебохранилище,
но при этом матвеевчане старались не повредить святыню.
Все тяжелые 1930-е годы это святое и благословенное место молитвенно
оберегали всего три матушки.
В годы Великой Отечественной войны жизнь скитка возобновилась.
Люди крестились десятками, по несколько пар венчались одновременно.
Скит пополнился многими вернувшимися или вновь поступившими сестрами.
Обитель стала духовным пристанищем для страждущих людей.
Богородица охраняла избранный Ею удел, являя при этом различные чудеса,
через Свой чудотворный образ оберегала это место и всех его насельников.
Военные раны скит залечивал долго. Зияющие дыры заткнули соломой.
На восстановление храма, несмотря на голод, собирали пожертвования продуктами,
которые затем обменивали на стройматериалы. Отремонтировали сторожку для
14 сестер, обновили церковь.
До 1951г. настоятелем служил о.Константин (Петровский).
С момента прихода в 1951г. великого молитвенника и подвижника о.Иоанна (Котляревского)
началась новая яркая страница в истории скита.
Скромный и простой священник был первоначально принят матушками радушно,
но затем последовало для него от них великое испытание.
К тому времени небольшая сестринская община, ютившаяся в Матвеевской обительке,
составляла 14 человек и руководствовалась опытной регентшей монахиней
Ермионией (Гребенюк). Последняя наладила прекрасное пение, но не принимала
на клирос новых певчих, а тем более из мирян.
Это вызвало ревность в сердцах недоброжелателей и последовали намеки, чтобы
монашествующих перевести в Крестовоздвиженский монастырь, к которому была
приписана их небольшая община.
Настоятельница Крестовоздвиженской обители, игумения Флавиана, которая опекала
скитских сестер, благословляла пострижение их в мантию, сама посещала скит.
Но скитские монахини боялись покидать родной уголок, при этом подозревая в
планируемом переводе новоназначенного о.Иоанна, и, в то же время, прося его
помощи.
Но никакие батюшкины ходатайства и просьбы как к духовному руководству в лице
Владыки Палладия, так и к уполномоченному по делам религий, не помогли.
На Троицкой неделе 1952г. монахини перешли в Крестовоздваиженский монастырь.
Но свято место не бывает пусто. Господь наполнил его прихожанами, в короткие
сроки организовался прекрасный хор.
Мало того, посещаемость храма увеличилась, и теперь уже не сестры,
а сами миряне усердно позаботились о его содержании и капитальном ремонте.
В церкви перестлали полы, укрепили стены, перекрасили крышу.
Заново перестроили сторожку, выкопали прекрасный колодец.
Отец Иоанн собственноручно окрасил храм внутри масляной краской, украсил его
надписями из Священного Писания, обновил иконостас.
Скит пережил хозяйственное возрождение и духовный подъем.
Незаурядная личность батюшки, чинное богослужение, деятельная активность
прихожан прославили Матвеевский скиток.
Из рапорта благочинного Полтавского округа протоиерея Иоанна Волкова
от 26.10.1954г. об о.Иоанне:
1955г.
1955г.
1955г.
1955г.
1956г.
1956г.
1956г.
1957г.
1957г.
1957г.
1958г.
1958г.
1959г.
1959г.
1959г.
1959г.
1961г.
1962г.
1962г.
|
(c) ПСТГУ |