Год рождения 1894 День рождения 4 Месяц рождения 5 Место рождения Тверская губ., Бежецкий у., с.Микшино игумен Николай был вторым ребенком в многодетной крестьянской семье, где было семеро детей все сыновья Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1925г.] [1925-1931гг.] [1931-1937гг.] [1937-1944гг.] [1944-1956гг.] [1956-1963гг.]
Год окончания 1914 С детства будущий игумен проявил необыкновенную одаренность в самых разных областях знания. После окончания начальной школы в с.Микшино Николай Воробьев поступил в реальное училище, которое закончил с отличными отметками в 1914г. Петроградский Психоневрологический институтГод поступления 1914 Год окончания 1915 После окончания реального училища поступил в Психоневрологический институт
в Петрограде.
Во время учебы много читал, занимался самообразованием, стараясь найти ответы
на вечные вопросы.
После окончании первого курса решил не продолжать обучение.
Летом 1915г. Николай Воробьев пережил глубокий духовный кризис и обрел веру
в Бога. Он, по его словам, "зажил уединенной аскетической жизнью,
изучая Евангелие и Святых Отцов, в которых нашел единое на потребу".
Год поступления 1917 Год окончания 1919 В 1917г. Николай Воробьев стал вольнослушателем Духовной Академии, но вскоре академию закрыли
Год окончания 1925 Некоторое время Николай Воробьев преподавал математику в школах г.Сосновицы и и г.Вышнего Волочка. В 1925г. был уволен из школы после того, как отказался заниматься на Пасху. Переехал в Москву
Должность=псаломщик, келейник епископа Феофана (Семеняко) Год окончания 1931 Месяц окончания 2 В Москве Николай Воробьев стал служить псаломщиком в церкви свв.Бориса и Глеба и поселился на колокольне той церкви, в которой служил. Привыкший к невзгодам, он стойко переносил неудобства своего положения. В 1920-е годы ему немало пришлось пережить. Долгим и тернистым был его жизненный путь до рукоположения. Пройдя этим путем, он закалился духовно и дерзновенно решился на принятие монашества в тяжелейшие годы гонений на Церковь. Возможно, какое-то влияние на Николая Воробьева оказал настоятель церкви свв.Бориса и Глеба протоиерей Николай Семеняко, будущий епископ Минский Феофан. В феврале 1931г. Николай Воробьев, ставший келейником Владыки Феофана, прибыл вместе с ним в Минск
Никон 1931 День 5 Месяц 4 Место Минск, церковь св.Николая Чудотворца на Козыревском кладбище Кто рукоположил епископ Минский Феофан (Семеняко) Принял монашеский постриг в Вербное Воскресение, 23 марта/5 апреля 1931г. от епископа Минского, бывшего настоятеля Борисоглебского храма Феофана (Семеняко) в Минске иеродиаконНикон 1931 День 7 Месяц 4 Место Минск, церковь св.Николая Чудотворца на Козыревском кладбище Кто рукоположил епископ Минский Феофан (Семеняко) 25 марта/7 апреля 1931г., на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы новопостриженного монаха Никона рукоположили в сан иеродиакона иеромонахНикон 1933 День 8 Месяц 1 Место Минск, церковь св.Николая Чудотворца на Козыревском кладбище Кто рукоположил епископ Минский Феофан (Семеняко) 26 декабря 1932г./8 января 1933г., на второй день праздника Рождества Христова, был рукоположен в сан иеромонаха
монах, иеродиакон, иеромонах Должность=келейник при епископе Минском Феофане (Семеняко) Год начала 1931 Месяц начала 2 Год окончания 1933 День окончания 5 Месяц окончания 4 Вокруг Козыревской церкви объединилось около тридцати монахинь, недавних насельниц Спасо-Преображенского монастыря, из которого они были изгнаны властями в 1924г. Они образовали Сестричество при храме. О.Никон распространил среди монахинь "Письмо последних Оптинских старцев", сегодня широко известное. Из числа монахинь он воссоздал приходской хор, привлекавший в церковь все большее число богомольцев не только из Минска, но даже из сельской местности. Верующие ходили в церковь пешком, преодолевая значительные расстояния, в большие праздники храм не мог вместить всех желающих. О.Никон вел строго подвижнический, аскетический образ жизни, был исполнен к каждому, кто приходил к нему за советом или помощью, искренней христианской любви, и это также не могло остаться незамеченным на фоне возраставшей озлобленности в местном обществе. Осенью 1932г. о.Никон познакомился в Минске с епископом Могилевским Феодосием (Ващинским), который приезжал ради встречи с Владыкой Феофаном (Семеняко). Епископ Феодосий был исключительно мужественным архипастырем, разделившим со своей паствой все испытания тех мрачных лет. (Вторая встреча о.Никона с епископом Феодосием произошла в Комсомольске-на-Амуре, оба были заключенными). О.Никон пользовался искренним уважением среди прихожан. Он вел святой образ жизни. При Козыревской церкви он устроил дивный хор
Год ареста 1933 День ареста 5 Месяц ареста 4 Обвинение при аресте "антисоветская агитация" 23 марта/5 апреля 1933г., ровно через два года после принятия им монашеского пострига, о.Николай был арестован. Как он позже писал в своей автобиографии, Господь как бы явил ему тем самым, что он не одинок в своем крестоношении, что несмотря на новые тяжкие испытания, Господь по-прежнему с ним. Вместе с о.Никоном был арестованы другие клирики и миряне Козыревской церкви, в том числе архимандрит Гавриил (Горбач)
07/06/1933 Обвинение "антисоветская агитация, член контрреволюционной церковной организации" Приговор=5 лет концлагерей Групповое дело "дело о контрреволюционной организации, будто бы возглавляемой епископом Минским Феофаном (Семеняко), 1933г." О.Гавриил, под тяжестью бесчеловечных допросов, возвел много напраслины
на о.Никона. О.Никону предъявили обычное по тем временам обвинение в так
называемой "антисоветской агитации", под которой подразумевалась его
самоотверженная деятельность на поприще служения Богу.
Во время одного из допросов о.Никон сказал:
Год начала 1933 Из лагерей Сибири о.Никон был переведен на Дальний Восток Дальний Восток, дальневосточные лагеряГод окончания 1937 В лагере в Комсомольске-на-Амуре о.Никон неожиданно встретился с заключенным
епископом Феодосием (Ващинским), который был арестован 14 марта 1933г. и после
этого скитался по лагерям. Они вспомнили свою первую встречу в Минске в 1932г.
О.Никона должны были вскоре освободить, и на прощание епископ Феодосий 19 января
1937г. выдал ему удостоверение. В нем написано:
Год начала 1937 Год окончания 1944 Освободившись из заключения, о.Никон до 1944г. поселился в Вышнем Волочке. Он работал в Вышнем Волочке "в качестве универсальной прислуги" у знакомого врача-хирурга Михаила Львовича Сергиевского, с сыном которого учился в реальном училище и заступничество которого не раз спасало о.Никона от нового ареста. Жена врача Александра Ефимовна и ее сестра Елена Ефимовна были убежденными атеистками, которые под влиянием о.Никона стали христианками. Елена Ефимовна, врач, приняла даже монашеский постриг с именем Серафимы. О.Никон жил на втором этаже флигеля в небольшой комнатке. Около дома была усадьба около полутора гектаров. На ней о.Никон посадил своими руками фруктовый сад с самыми разными сортами яблонь, груш, крыжовника, смородины и различные огородные культуры, которые приходилось выращивать в большом количестве, поскольку у Михаила Львовича постоянно проживали приезжавшие и приходившие друзья, знакомые и пациенты
иеромонах Должность=настоятель Год начала 1944 Год окончания 1948 С 1944г., с открытием храмов во время войны, о.Никон служил в разных приходах. В 1944г. епископом Калужским Василием он был назначен настоятелем Благовещенской церкви г.Козельска. Здесь он жил на квартире у одних монахинь и вел чрезвычайно аскетичный образ жизни. По воспоминаниям многих, общавшихся с ним в этот период, он был невероятно истощенным. Батюшка все свое свободное время проводил в чтении слова Божия, молитве и изучении Святых Отцов. Проповеди батюшки были всегда глубоко духовными и отличались особой силой и убедительностью. Это привлекало к нему верующих. Вторым священником храма был о.Рафаил (Шейченко), бывший насельник Оптиной Пустыни, 21 год отбывший в лагерях. О нем в Козельске до сих пор вспоминают с любовью и, порой, со слезами. Но диаволу удалось поссорить двух достойных пастырей, в результате чего о.Никон был временно запрещен в служении епископом Калужским Онисифором, затем восстановлен. Впоследствии о.Никон и о.Рафаил вполне примирились, обменявшись письмами. В своем письме о.Никон каялся и обвинял себя. В Козельске о.Никон имел духовное общение с последним постриженником прп.Амвросия Оптинского иеросхимонахом Мелетием (Барминым), который был последним духовником Шамординской женской обители. В 1948г. о.Никон был переведен в г.Белев Тульская о., г.Белевиеромонах Год начала 1948 Год окончания 1948 Тульская о., г.Ефремов иеромонах Год начала 1948 Год окончания 1948 Смоленск иеромонах Год начала 1948 Год окончания 1948 Из Смоленска епископом Сергием иеромонах Никон в том же 1948г. был переведен в захудалый по тому времени приход в г.Гжатске, что он рассматривал как ссылку Смоленская о., г.Гжатск (Гагарин), Вознесенская церковьиеромонах Год начала 1948 Год окончания 1956 Первое время на новом месте о.Никону приходилось претерпевать неимоверные бытовые и материальные трудности. По воспоминаниям, денег он вообще никогда не имел, так как раздавал их почти немедленно после получения. Все его имущество, кроме самых необходимых вещей, составляли одни лишь книги, в основном, писания Святых отцов. В Гжатск он приехал, имея старую теплую рясу одного оптинского иеромонаха, столь же старый теплый подрясник, который он через некоторое время сжег ввиду полной его ветхости, летние рясу с двумя-тремя подрясниками и книги. Батюшка очень любил служить и служил собранно, сосредоточенно, от всей души, что чувствовалось всеми. Совершал богослужение просто, сдержанно, естественно. Не переносил артистизма или какой-либо вычурности в совершении богослужения, чтении, пении и "артистам" делал замечания. Из-за этого на него гневались регенты, любящие "пиесы", солисты и чтецы, привыкшие показать себя. Батюшка часто повторял: церковное пение то, которое сосредоточивает ум, настраивает душу на молитву, помогает молиться или, по меньшей мере, не мешает молитве. Он запрещал входить кому-либо в алтарь или, тем более, стоять в нем без особой на то нужды. В алтаре батюшка никогда не говорил ничего, кроме самого необходимого, и другим не позволял этого делать. Никогда не исповедовал во время Литургии: исповедь проводил или до Литургии, или накануне вечером. Он говорил: человек должен молиться во время Литургии, а не ждать очереди исповедоваться. К исповеди относился чрезвычайно внимательно, особенно к приходившим редко, Очень не любил батюшка, когда требы исполнялись спешно, неразборчиво, как-нибудь. Батюшка говорил, что российский народ так легко оставил веру после революции потому, что все его христианство состояло в исполнении почти исключительно внешних предписаний: заказать водосвятие, молебен, крестины, поставить свечу, подать поминание, не есть скоромного в пост. Батюшка был строг по отношению к себе. Вставал всегда не позже шести часов, ложился около двенадцати. В неслужебные дни до самого завтрака, который бывал не ранее десяти часов, молился. Молился и днем, делая пятисотницу. Всегда читал Святых Отцов. Вообще он был большим тружеником, не выносил праздности и всегда чем-нибудь занимался, но больше читал. Постоянным его чтением были святоотеческие творения, жития святых, проповеди. Особенно же тщательно и постоянно перечитывал он творения епископа Игнатия Брянчанинова, которого в качестве духовного отца завещал всем своим духовно близким. Зная французский и немецкий языки, он иногда читал и иностранную литературу. Батюшка хорошо был знаком с классической литературой и философией. Особенно ценил он сочинения Ф.М.Достоевского, А.С.Хомякова, славянофилов и некоторые философские сочинения В.С.Соловьева. Батюшка никак не позволял сделать для себя какую-либо услугу, принести что-либо, убрать и т.д. С трудом, кряхтя, но делал сам, несмотря на то, что был очень больным. Четыре года, проведенные в лагере, чрезвычайно подорвали его здоровье. Более всего он страдал от болезни сердца и ревматизма суставов рук и ног. Он вменил себе в обязанность некоторые домашние и хозяйственные дела: топил и вычищал печь (печь топилась углем и была очень неудобной), обрабатывал плодовые деревья и кустарники, пилил и колол дрова, копал землю. Пока у батюшки были силы, он много трудился физически. Трудился до пота, до полного изнеможения. Он насадил огромный сад в Вышнем Волочке, два сада в Козельске. В Гжатске не только насадил большой сад, но и снабдил из своего питомника всех желающих в городе яблонями, вишнями, грушами и т.п. А желающих было много, тем более, что батюшка все давал даром. Очень много он проводил строительных и ремонтных работ по храмам. батюшка был различен. С некоторыми разговаривал спокойно, других утешал, а иных прямо обличал. Батюшка вел себя чрезвычайно просто. Часто, когда его племянники и другие играли в городки, батюшка подходил к ним и помогал отстающей команде. Никто, даже из молодежи не мог с ним состязаться в меткости бросания палок. В несколько ударов он выручал отстающих. Все просто удивлялись, как сохранилась в его старческих и больных руках такая точность. Он хорошо мог играть в шахматы, но почти никогда в них не играл, как игрой, отнимающей у человека драгоценное время
1956 Кто рукоположил Преосвященный Михаил (Чуб)
игумен Год начала 1956 Год окончания 1963 День окончания 7 Месяц окончания 9 Много поскитавшись, игумен Никон снискал большую любовь как пастырь и духовник.
Успех был столь велик, что одно время ему был запрещен прием посетителей.
В последний период жизни на долю игумена Никона выпало множество житейских
скорбей, суеты. "Но эта суета, говорил он перед смертью, дала мне возможность
увидеть: ничего мы сами не можем сделать доброго".
День 7 Месяц 9 Место Смоленская о., г.Гжатск (Гагарин) Место захоронения Смоленская о., г.Гжатск (Гагарин), за алтарем Вознесенской церкви Скорбящим у его постели он говорил:
Кем реабилитирован Прокуратура БССР По году репрессий 1933
1991г. Книга о.Никона "Письма духовным детям" широко известна и выдержала три издания, была издана за рубежом. Мысли, высказываемые автором, о том, как должно жить православному христианину, чтобы обрести спасение, настолько созвучны святоотеческим наставлениям, что позволяют сравнивать его по высоте духовной жизни с такими известнейшими подвижниками благочестия, как святой Феофан Затворник и святой Игнатий Брянчанинов
1997г. Письма о.Никона издавались несколько раз, в 1997г. в Москве вышло в свет наиболее обширное собрание нравоучительных писем. Эта книга, насчитывающая более четырехсот страниц текста, содержит в себе триста семь писем, обращенных к лицам, которые духовно окормлялись у игумена Никона
|
(c) ПСТГУ |