Ќовомученики и исповедники
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX √од—мерти 1963
ƒела o28.9
    Ќикита („есноков ѕетр ¬асильевич) 
    √од рождени€ 1883 
    ƒень рождени€ 28 
    ћес€ц рождени€ 5 
    ћесто рождени€ Ћенинградска€ о.,  иришский р., с.„еренцово 
    архимандрит 
    –одилс€ в купеческой семье. ¬ 1907г. окончил общедоступные курсы‘отографии
       
      ѕротоиерей ѕетр „есноков (впоследствии архимандрит ѕсково-ѕечерского монастыр€ — Ќикита) 
       
      јрхимандрит Ќикита („есноков) в ѕсково-ѕечерской обители. Ќачало 1960-х годов (впоследствии архимандрит ѕсково-ѕечерского монастыр€ — Ќикита) 
       
      —в€щенник „есноков ѕетр ¬асильевич, фото из дела 1934г. 
    ѕ≈–»ќƒџ ∆»«Ќ»[до рукоположени€ в иереи] [до 1936г.] [до конца 1950-х годов] [до 1963г.]
      ћеста проживани€
        ¬ыборгска€ губ., ¬алаамский —пасо-ѕреображенский монастырь 
        ќ детстве и юности почти ничего неизвестно, кроме того, что какое-то врем€
        мальчик училс€ в гимназии, но затем был отдан родител€ми на три года в
        ¬алаамский монастырь из-за его болезненности. ћальчик сильно хромал: на левой
        ноге посто€нно беспокоила незаживающа€ туберкулезна€ €зва (котора€ не зажила
        до самой смерти). ¬ то врем€ валаамские иноки принимали к себе таких юношей —
        "за ради ’риста", ухаживали за ними давали строго православное воспитание,
        обуча€ какой-либо профессии. ѕосле наступлени€ совершеннолети€ такие юноши
        сами выбирали себе дальнейшую судьбу: пойти ли им на духовное служение или
        выбрать какое-нибудь другое зан€тие
      –укоположение
        иерей 
         огда ѕетру исполнилось 18 лет, он отправилс€ к »оанну  ронштадтскому за советом
        о своей будущей жизни. ќ.»оанн советовал ему быть св€щенником. »звестно о рукоположении
        о.ѕетра, но неизвестно начало служени€.
        ¬ 1924г. был судим за сокрытие церковных ценностей, но был оправдан
      —лужение
        —анкт-ѕетербургска€ губ.,  ирешский у., с.„еренцово 
        св€щенник 
        ƒолжность= насто€тель и благочинный 
        √од окончани€ 1933 
      јресты
        Ћенинградска€ о.,  ирешский р., с.„еренцово 
        √од ареста 1933 
        ƒень ареста 25 
        ћес€ц ареста 12 
      ќсуждени€
        тройка при ѕѕ ќ√ѕ” по Ћенинградской обл. 
        26 /02 /1934 
        ќбвинение "в составе группы св€щенников вел организованную к/р де€тельность, направленную на ослабление позиций советского государства" 
        —тать€ ст.58–10–11 ”  –—‘—– 
        ѕриговор= 5 лет концлагерей 
        √рупповое дело "ƒело св€щенников „еснокова ѕ.¬., ¬ознесенского ¬.ј. и др. Ћенинградска€ о. 1933г." 
        ѕризнал себ€ виновным
      ћеста заключени€
        Ћенинградска€ о., ¬олховский оперсектор ќ√ѕ” 
        √од начала 1933 
        ƒень начала 25 
        ћес€ц начала 12 
        √од окончани€ 1934 
        ƒень окончани€ 14 
        ћес€ц окончани€ 2 
        Ѕыл переведен в ƒѕ« Ћенинграда Ћенинград, ƒѕ« 
        √од начала 1934 
        ƒень начала 14 
        ћес€ц начала 2 
        √од окончани€ 1934 
        ƒальне-¬осточный край, ƒальлаг 
        √од начала 1933 
        √од окончани€ 1936 
        ќтбывал заключение в ƒальлаге вместе с о.¬ладимиром Ўамониным
      —лужение
        Ќовгородска€ епархи€ 
        протоиерей 
        ¬о врем€ войны служил в Ќовгороде, где с ним произошел чудесный случай. ќ.ѕетр
        попал под обстрел, оказалс€ в самом центре огн€.  азалось, в живых ему не
        быть. Ќо в эти минуты о.ѕетр бо€лс€ только одного — остатьс€ не отпетым по
        православному чину. —реди несмолкаемых взрывов, среди пылающих развалин он
        начал совершать собственное отпевание. Ќо √осподь сохранил на благо —воей
        ÷еркви этого истинного и смиренного пастыр€. ѕосле войны о.ѕетр служил на
        приходах Ќовгородской епархии Ќовгородска€ о., г.Ѕронницы, ѕреображенский храм 
        св€щенник 
        ƒолжность= насто€тель 
        √од окончани€ 1959 
        ’рам находилс€ по дороге из ѕетербурга в ћоскву в километрах 25–27 к югу от
        Ќовгорода, «десь батюшка служил после войны и во второй половине 1950-х годов
        его трудами и по благословению владыки —ерги€ (√олубцова) в храме был устроен
        предел во им€ всех св€тых. —юда приезжали на исповедь многие св€щенники
        Ќовгородской епархии. ќдно врем€ о.ѕетр даже исполн€л об€занности
        епархиального духовника. ќ.ѕетр был и личным духовником владыки —ерги€
        (√олубцова), который с особым уважением относилс€ к старцу. ѕомимо духовенства
        к о.ѕетру на исповедь приезжало за духовным советом, за утешительным словом и
        множество мир€н от простецов до интеллигентов. —тарались приезжать ночью,
        опаса€сь и за старца, и за собственную безопасность: врем€ было тревожное, в
        конце 1950-х годов власти оп€ть стали открыто выражать свою крайнюю
        нетерпимость по отношению к ÷еркви. Ѕлагочестие, ревностное служение алтарю,
        глубокие проповеди о.ѕетра и то что вокруг него собиралось много молодежи
        вызвали недовольство властей, такой де€тельный пастырь им был не нужен и в
        конце 1950-х годов его лишили регистрации, что означало запрещение служени€ в
        Ѕроннице. ¬ то же врем€ у батюшки умерла и жена, его верна€ спутница, котора€
        перед смертью за две недели прин€ла монашеский постриг с именем Ќадежда
      –укоположение
        монах 
        Ќикита 
        ћесто ѕсковска€ о., г.ѕечеры, ѕсково-ѕечерский монастырь 
         то рукоположил епископ »оанн (–азумов) 
        ѕосле изгнани€ из Ѕронниц о.ѕетр решил уйти из мира и уехал в ѕечоры, где
        поселилс€ в ѕсково-ѕечерском монастыре, там он и прин€л монашеский постриг и был
        возведен в сан архимандрита
      —лужение
        ѕсковска€ о., г.ѕечеры, —в€то-”спенский ѕсково-ѕечерский монастырь 
        архимандрит 
        √од окончани€ 1963 
        Ќесмотр€ на пошатнувшеес€ здоровье, о.Ќикита принимал участие в общей
        монастырской жизни: исповедовал, нередко отчитывал бесноватых. ќднако болезнь
        все усиливалась. —тарцу было все труднее и труднее передвигатьс€, но он
        старалс€ преодолеть болезнь и не пропустить ни одного важного праздничного
        богослужени€ и "если о.Ќикиту из-за временами обострившейс€ хромоты, вспоминал
        благочинный о.јлександр, не допускали к богослужению, то он бывал этим очень
        огорчен и говорил: "я так люблю Ѕога, что забываю вс€кую боль — только бы
        служить, только бы служить" — от такой великой любви к Ѕогу он и боли даже не
        замечал". Ѕолезнь старец переносил с истинно христианским смирением: никогда
        не жаловалс€ на боль, всегда сам стирал себе бинты и перев€зывал рану. ¬
        последние дни перед смертью старец еле передвигалс€ и готовилс€ к переходу в
        вечность. «а день до кончины старец сподобилс€ особой милости Ѕожией: в
        монастырских пещерах ему чудесным образом €вилс€ первый насельник
        ѕсково-ѕечерского монастыр€ — преподобный ћарк.  ак при жизни у него было
        всегда живое общение с загробным миром, так и перед самой кончиной... ƒобрый и
        любвеобильный ко всем был о.Ќикита
     ончина
      1963 
      ƒень 25 
      ћес€ц 10 
      ћесто ѕсковска€ о., г.ѕечеры, —в€то-”спенский ѕсково-ѕечерский монастырь 
      ћесто захоронени€ ѕсковска€ о., г.ѕечеры, —в€то-”спенский ѕсково-ѕечерский монастырь 
    –еабилитаци€
      ƒата 14/09/1989 
       ем реабилитирован ѕрокуратура Ћенинградской обл. 
      ѕо году репрессий 1934 
    ѕубликации
      1. ѕетербургский батюшка. ∆изнь, служение, творчество протоиере€ ¬ладимира Ўамонина. ћ.: "ќтчий дом", 1997.
      —.27–31. 
      2. ” пещер Ѕогом зданных: ѕсково-ѕечерские подвижники благочести€ ’’ века/ —ост. ё.√.ћалков, ѕ.ё.ћалков. ћ.: ѕравило веры, 1999.
      —.378–385. 
    ƒокументы
      јрхив ”‘—Ѕ по Ћенинградской обл. ƒ.ѕ-75722. 
(c) ѕ—“√”