Home page | NIKA_ROOT | INDEX | ГодСмерти | 1981 | Дела | obr.27 | => | obr.27 | Фотографии |
1 | Фотоальбом | Фотоальбом | obr-2a.jpg | Дела | obr.2 | => | obr.2 |
Родился 21 января/2 февраля 1880г. в семье учителя, бывшего офицера казачьих
войск Андрея Ильича Кандаурова и его жены Анны Александровны, в девичестве
Донецкой, чьи предки и родственники были священнослужителями.
Все предки со стороны отца были военными, большей частью офицерами,
почти все были участниками сражений во время многочисленных войн, которые вела
Россия, защищая свою независимость.
Андрей Кандауров дослужился до высоких офицерских званий и за участие в
военных действиях был награжден двумя орденами. Отслужив свой срок, он вышел в
отставку и был назначен инспектором народного образования по Северо-Кавказскому
округу.
Андрей Ильич и Анна Александровна были глубоко верующими людьми. В семье
Кандауровых с самого раннего детства воспитывалась верность Православию, Царю и
Отечеству, патриотизм, трудолюбие, скромность и стойкость.
В конце XIX-начале ХХ века по России прокатилась волна террора, были
убиты многие государственные деятели, офицеры полиции и армии.
В 1898г. во время служебной поездки террористами был убит и Андрей Кандауров.
Террористы признали, что убийство было бессмысленным и случайным и пришли
к Анне Александровне предложить ей в качестве компенсации материальную помощь,
так как ее муж был убит по ошибке, но та только сказала:
Воспитанный в глубоко верующей семье военных, Николай Андреевич был человеком долга, и распространившиеся в обществе трусость и малодушие только укрепили в нем решимость избрать поприще наиболее трудное. "Кому-то надо же быть священником", сказал Николай своей матери, приняв решение поступать в Семинарию. Получив благословение матери, в 1902г. он поступил в Ставропольскую Духовную Семинарию. В 1907г. окончил 5 классов Духовной Семинарии. После окончания Семинарии в 1907г. он был определен на должность штатного псаломщика к Вознесенской церкви села Прасковеи Ставропольского края
В 1907г. Николай обвенчался с Еленой, дочерью священника Духосошественской церкви села Владимирского Ставропольского края Ивана Макаровича Карагачева. Впоследствии у них родилось семеро детей четыре сына и три дочери
После рукоположения о.Николай служил в храмах на Северном Кавказе в станицах Кубанской обл.
С сентября 1911г. состоял законоучителем в мужском училище станицы Ясенской. 19 февраля 1914г. по собственному прошению, был перемещен к церкви села Ореховского
Кубанская о., с.ОреховскоеХрамы, где служил о.Николай, всегда были переполнены, и во время проповедей
плакали даже офицеры и казаки, не раз видевшие смерть.
В память 25-летия церковно-приходских школ о.Николай получил в награду
серебряную медаль на Андреевской ленте.
1917 год и последовавшую за ним смуту о.Николай считал спровоцированной врагами
России эпидемией безумия и самоуничтожения русской нации. Он был твердо убежден
и говорил с амвона, что "мнимые победители России рано или поздно уничтожат сами
себя".
Начался красный террор. Общая участь не миновала и Кубань. Во исполнение
директивы Свердлова о расказачивании от 24 января 1919г. уничтожали людей,
грабили и разоряли станицы и православные храмы.
Оказавшись на новом приходе, о.Николай сразу начинал богослужения, восстановленные
им церкви наполнялись молящимися.
Не обращая внимания на то, занималась ли
территория, где был расположен его приход, красными или белыми, он говорил
и тем и другим, что смотрит на гражданскую войну как на самоубийство нации.
Бывало, что после такого рода проповедей офицеры Белой Армии подходили к нему
и просили не говорить подобных проповедей
В 1919г. о.Николая назначили настоятелем порушенной и разграбленной церкви станицы Воздвиженской. Позже его перевели в станицу Усть-Лабинскую
Кубанская о., Армавирский округ, ст-ца Усть-ЛабинскаяПосле ухода белых и утверждения на Северном Кавказе советской власти начались гонения, разгар которых пришелся на время изъятия церковных ценностей в 1922г. Местные власти однако относились с большим уважением к священнику, и их представители не раз приходили к нему домой и предупреждали о готовящемся аресте. Но о.Николай всякий раз оставался. И по-прежнему бесстрашно говорил проповеди о том, что его волновало, о все истребляющем безбожии, о поругании Православной России. Проповеди его были настолько созвучны настроению прихожан в большинстве своем прошедшим несколько войн казакам, что, слушая своего пастыря, многие из них плакали. В 1924г. о.Николай был переведен в станицу Новоалександровскую
Кубанская о., Армавирский округ (Ставропольский край), ст-ца НовоалександровскаяВ 1929г. переведен в станицу Новорождественскую Краснодарского края
Кубанская о., Армавирский округ (Краснодарский край, Тихорецкий р.), ст-ца НоворождественскаяПод руководством о.Николая в 1930г. был восстановлен Новорождественский храм в станице В 1930г. в семье Кандауровых были дети: Николай (1908г.р.), Елена (1911г.р., умерла во младенчестве), Глеб (1918г.р.), Милица (1920г.р.), Валерия (1922г.р.), Ярополк (1924г.р.), Ростислав (1930г.р.)
Старший группы ОГПУ при аресте зло пошутил: "Раз поп такой умелец восстанавливать порушенное, пусть поможет восстановить народное хозяйство"
В заключении работал сначала грузчиком торфа, а затем кладовщиком. На Кубани в это время свирепствовал страшный голод. Во время заключения о.Николая дома умерла от голода и болезней его жена, матушка Елена любимая жена, верный помощник, заботливая мать и дорогой для прихожан и всех, кто ее знал, человек. О.Николай был освобожден в начале 1933г.
После освобождения, по воле священноначалия, о.Николай отправился поднимать храм в селе Высочерт. О.Николай, по обычаю, сразу же начал совершать богослужения, на которые собиралось столько людей, что на литургии стояли вплотную. Через год храм был полностью отремонтирован
За самоотверженные труды батюшку возвели в сан протоиерея
Во время служения о.Николая в с.Высочерт в этих краях начался голод. О.Николай страдал пороком сердца, полиартритом и другими недугами. Кандауровы спаслись от смерти только благодаря директору местного маслозавода, верующей женщине. Она помогала семье о.Николая продуктами, оставляла семье священника бидон молока, за которым его дети шли за семь километров. В 1935г. о.Николай был назначен настоятелем Введенского храма в селе Подлесная Слобода Луховицкого района Московской обл.
Московская о., Луховицкий р., с.Подлесная Слобода, церковь во имя Введения во храм Пресвятой БогородицыСело Подлесная Слобода ранее принадлежало к Рязанской епархии. Введенская церковь была выстроена вместо однопрестольной деревянной в 18631874 годах. Главный престол освящен в 1874г., придельные во имя ученицы Параскевы и святителя Николая 1878г. Позднее храм перешел в Московскую епархию и долгое время пребывал в упадке. Когда о.Николай приехал в село, то община была рассеяна, а власти приняли твердое решение закрыть храм. Через некоторое время о.Николай собрал вокруг храма крепкую общину, храм был отремонтирован и обновлен крест. Храм о.Николай содержал в идеальном порядке, это был дом Божий, куда шли люди на праздник. Несмотря на то, что у батюшки были больные ноги и порок сердца, он пешком обходил свой большой приход. Во время богослужений в храм приходило молиться много народу не только из слободы, но и из соседнего села Аксенова и других деревень, а также из Луховиц. Храм не вмещал всех, и люди стояли на улице. В местных газетах не раз высказывалось возмущение тем, что не клубы и кинотеатры, а православный храм стал местом собрания людей. Среди прихожан храма было много мужчин. После службы собирались в доме священника, говорили о жизни, спрашивали совета. Для любого попавшего в беду батюшка был последней опорой и надеждой. О.Николай никогда не отказывал в просьбах нуждающимся. Зачастую приходя домой, он вынужден был говорить своей матери: "Мама, я сегодня вам на еду ничего не дам, у меня нет сейчас денег, все, что было, я отдал больным". Мать не возражала и не роптала, будучи уверенной, что Господь никогда не оставит того, кто оказал помощь ближнему. О.Николай хорошо знал сельское хозяйство, пчеловодство, имел педагогический опыт, так что даже консультировал директора местной школы и агронома. Сестра о.Николая, не раз указывая ему на его отличный слух и замечательные способности, уговаривала оставить священническое служение и переходить петь в театр, памятуя о своей семье. "У тебя все будет и слава, и деньги", говорила она. Но батюшка всегда отказывался от подобных предложений, говоря, что он уже взял свой крест, который донесет до конца
Вечером 25 января вся семья сидела в комнате после богослужения. Было темно, горела всего лишь одна свеча, топилась печь, на которой готовилась еда, напротив нее расположились дети. О.Николай помешивал кочергой угли в печи и рассказывал детям что-то радостное. Вдруг раздался громкий стук в дверь, она распахнулась, свеча погасла. Кто-то из детей зажег лампу, и все увидели в проеме двери человека в шинели, подпоясанной ремнем, на котором висела кобура с пистолетом. "Кандауров здесь проживает?" грубо выкрикнул он. "Дети, это все!" сказал о.Николай, и хотя стал сосредоточенно серьезным, прежний его мирный и ласковый настрой не изменился, и уходя он тепло попрощался со всеми. Во время обыска о.Николай держался спокойно, и несмотря на то, что на дворе стоял январь и было холодно, из теплых вещей взял лишь телогрейку. О.Николай был увезен в тюрьму г.Коломны
ГА РФ. Ф.10035. Д.19762. Д.12904. На допросе о.Николая обвиняли в том, что он будто бы вел антисоветскую агитацию и распространял контрреволюционные слухи. Священник не признал себя виновным, отверг все возведенные на него обвинения. 2 февраля 1938г., в день своего рождения, он был приговорен к расстрелу
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
1. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 1216 августа 2000г. |
2. Бутовский полигон. 19371938гг. Книга памяти жертв политических репрессий. Кн.2. М.:ООО "Панорама", 1998. |
3. Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.193719.10.1938. М.:"Зачатьевский монастырь", 1997. 420с. |
4. приходской сайт храма Казанской иконы Божией Матери станицы Ясенская. <http:/yasenka.cerkov.ru/index.php/novomucheniki/> |
С сайта взяты тропарь и кондак
5. Житие священномученика Николая Кандаурова. Служба священномученику Николаю. Москва, 2009. 64с. |
1. Кандауpов Ростислав Николаевич |
(c) ПСТГУ |