Стефан Акашев родился в семье псаломщика (позже священника) Михаила Николаевича Акашева (1869г.р.) и его жены Матрены Игнатьевны (1870г.р.). Отец его по национальности мордвин, до революции псаломщик, с 1919г. священник Оренбургской епархии, дважды репрессирован. Имел тайный монашеский постриг с именем Серафим. За 50-летний период своего служения в сане священника он заслуженно носил звание митрофорного протоиерея
ФотографииВозможно, окончил 34 класса Духовной Семинарии. Во время гражданской войны выехал с матерью и двумя братьями (Иваном и Дмитрием) в Фергану, откуда вернулся после 1920г.
Отбывал срок в Северном крае. Первые годы (до 1936г.) на острове Вайгач, в Вайгачской экспедиции ОГПУ. Вайгачский Отдельный лагпункт существовал с июля 1930г. по октябрь 1936г. Заключенные (1500 человек) были заняты на добыче и разведке полиметаллических свинцово-цинковых и медных руд. По завершении работ оставшихся в живых заключенных Вайгачской экспедиции заключенных вывезли в другие лагеря: 1). вывезли в Архангельск на строительство ж.д. Исакогорка; 2). часть перевели на рудник в Андерму; 3). остальных зимой, пешим порядком, отправили в Воркуту
Архангельская о., ИТЛО.Стефан был переведен (предположительно) в Архангельскую обл. и отбывал остаток срока в Архангельской обл. на строительстве железной дороги Исакогорка-Молотовск (Северодвинск)
Архангельская о., г.КотласПосле освобождения из ИТЛ в 1940-е годы находился в ссылке в Котласе. В начале 1944 года по ходатайству верующих с.Верхняя Платовка о.Стефан был освобожден и отправлен на служение в это село
В 19441945гг. принял тайный постриг
Покровская церковь в с.Верхняя Платовка была разорена, но благодаря кипучей
деятельности о.Стефана стала быстро приобретать благолепный вид. О.Стефан
отличался истовостью в служении, строгим исполнением устава и простотой в
жизни. Особое внимание он уделял исповеди. На его исповеди люди плакали и
уходили из храма просветленными.
В 1944г. Покровскую церковь посетил архиепископ Чкаловский и Бузулукский
Мануил (Лемешевский). При встрече он снял с себя крест с
мощами и надел на о.Стефана со словами:
В семидесятые годы, без разрешения властей нельзя было производить никаких работ
по обустройству церкви. Получить разрешение на роспись храма было невозможно,
но благодаря мудрому руководству о.Стефана удалось расписать Казанскую церковь.
С большим трудом о.Стефан получил разрешение на постройку дома рядом с церковью,
якобы "себе на старость". Дом он действительно построил на личные сбережения, но
в одной половине оборудовал крестильню, а в другой просфорню. Сам же продолжал
жить в старом доме, а новый дом завещал церкви.
По воспоминаниям духовных чад, "отец Серафим был большим молитвенником, постником,
и у него неожиданно открылся дар исцеления бесноватых. Во время Литургии он часто
был в восхищении и при этом каялся вслух во всех своих грехах".
К нему в Заплавное ехали отовсюду, даже из других областей. Это был пастырь
истовый и великий гостеприимец. Всех странников привечал. Многие неделями жили в
его доме. Был у о.Стефана и еще один дар говорить проповеди. Люди уходили из
храма после его служб со слезами на глазах. В трудные годы, когда священникам не
разрешалось совершать на домах требы, о.Стефан ночью переодетым ездил по селам и
исполнял, несмотря на запрет, свой пастырский долг. Везде доставлял он верующим
радость и утешение. Такой авторитет пастыря не нравился властям, которые до
конца дней не оставляли его своими придирками
В день кончины митрофорный протоиерей Стефан отслужил службу, причастился Святых Таин и к вечеру тихо отошел ко Господу. Отпевали его как священника, т.е. не открыли для всех тайну его пострига, т.к. владыка Мануил был тогда в опале. Протоиерей Стефан Акашев (в постриге иеромонах Серафим) был похоронен на сельском кладбище. Тропа к могиле о.Стефана никогда не зарастала. Не только местные верующие посещали ее, но и многие проезжавшие автотрассой "Самара-Оренбург" заворачивали к нему просили о чем-либо, а священники на его могиле служили панихиды. Через 17 лет, в ночь с 12 на 13 июня 1992г. накануне Троицкой родительской субботы, могила о.Стефана была осквернена и разграблена, из нее был похищен череп о.Стефана. Преступники так и не были найдены, а останки о.Стефана, по решению руководства Самарской епархии, были перезахоронены в ограде Казанской церкви
1. Подвижники Самарской земли/ Самарский мартиролог. Самара, 1995. |
2. Сергий Усков, свящ. Под покровом Богородицы. Нижневартовск, 1997. |
3. Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ века. Кн.3./ Сост. прот.Н.Стремский. Оренбург, 2000. |
4. Дивен Бог во святых своих. Мученики, исповедники, подвижники благочестия и святые в Оренбургской епархии. Кн.4/ под ред. прот.Н.Стремского. Оренбург, 2011. |
5. сайт общества "Мемориал". Жертвы политического террора в СССР. <http://lists.memo.ru/index1.htm> |
6. Некролог// ЖМП. 1976. N 4. |
1. Зимина Нина Павловна, церковный историк |
Использованы материала: Архив УФСБ России по Оренбургской обл. Д.18706-п. Т.8. Л.278. (дело священника Михаила Акашева отца протоиерея Стефана Акашева); Материалы Комиссии по канонизации святых Оренбургской епархии
(c) ПСТГУ |