Родом из мещанской семьи. Отец был владельцем артели ломовых извозчиков, работавшей, в основном, в столице. Мать крестьянка. По данным [11] сын священника. Рано осиротел. Воспитывался у дяди в Санкт-Петербурге
РодствоВ 1911г. окончил Петровское коммерческое училище с медалью и званием кандидата коммерческих наук. Встретился с оптинским старцем Амвросием Оптинским и протоиереем Георгием (Коссовым), которые утвердили его в желании стать монахом
Санкт-Петербургская (Петроградская) Духовная АкадемияВ 1912г. поступил в СПДА. В 1914г., прервав обучение, добровольцем ушел на фронт
Служил в Русской Армии в качестве брата милосердия при лазарете духовных школ, где пробыл до весны 1915г., когда серьезно заболел туберкулезом
Осенью 1915г. вернулся в Духовную Академию. Окончил Академию в мае 1917г. со степенью кандидата богословия
Петроградский Археологический институтВ 19161917гг., одновременно с учебой в Духовной Академии, посещал занятия в Археологическом институте
Во время учебы в Духовной Академии 4 декабря 1915г. пострижен в монашество с именем Гурий в честь свт.Гурия, архиепископа Казанского
иеродиакон5 декабря 1915г. возведен в сан иеродиакона, а 6 декабря 1915г. возведен в сан иеромонаха
иеромонахВ 19161917гг. совмещал учебу в Духовной Академии со служение по воскресным и праздничным дням в Воскресенско-Покровском женском монастыре Петроградской епархии близ д.Нежадва Лужского уезда. Вместе с братом иеромонахом Львом (Егоровым) и иеромонахом, впоследствии епископом Иннокентием (Тихоновым) занимался религиозным просвещением рабочих. Беседы с народом они проводили в съемной квартире на Лиговском проспекте, а летом на старой барже на Малой Невке. В мае 1917г. окончил Духовную Академию со званием кандидата богословия за сочинение "Японский миссионер архимандрит Анатолий (Тихай)"
С 1917 по 1922гг. был вольнослушателем историко-филологического факультета Петроградского университета, который окончил в 1922г. без сдачи экзаменов
7 июля 1917г. принят в братию Александро-Невской Лавры. С 09.08.1917г. и.о. казначея Лавры, со 2 января 1918г. до конца 1918г. казначей. Весной 1918г., в связи с Декретом об отделении Церкви от государства, иеромонахом Львом (Егоровым) организовал в Лавре по воскресным дням богослужения для детей; эти богослужения посещали также и родители. На основе объединения мирян, стремящихся к глубокому воцерковлению и духовному просвещению, вместе с братом, архимандритом Львом (Егоровым), организовал миссионерское общество "Братство Св.Александра Невского". Его открытие было приурочено к годовщине Послания Патриарха Тихона 19 января/1 февраля 1918г. О.Гурий вошел в число руководителей братства наряду с иеромонахами Львом и Иннокентием. Митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) предоставил членам братства Крестовую Успенскую церковь Лавры
Петроград, Крестовая Успенская митрополичья церковь Александро-Невской ЛаврыВ январе 1919г. о.Гурий был назначен настоятелем Крестовой митрополичьей церкви Лавры и оставался в этой должности по 14 сентября 1920г.; вновь заведовал Крестовой церковью с 14 мая 1919г. по 1 июня 1922г.
Петроград, Скорбященская надвратная церковь Александро-Невской лаврыОдновременно со службой в Успенской Крестовой церкви с 22 января 1920г. был настоятелем Скорбященской надвратной церкви в Лавре. В 19201922гг. преподавал Священное Писание Нового Завета в Петроградском богословско-пастырском училище, находившемся на территории Лавры. В мае 1920г. участвовал в качестве товарища председателя в проведении 1-й общебратской конференции, объединявшей деятельность православных братств Петрограда в рамках общебратского союза Петроградской епархии. Избран членом и секретарем общебратского союза. В апреле-июле 1921г. прдседатель организационного бюро 2-й общебратской конференции
Весной 1922г. митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским) возведен в сан архимандрита и награжден посохом
Архимандрит Гурий (Егоров) и другие члены братства решительно выступали против обновленчества. Твердость архимандрита Гурия в канонических вопросах поддерживала единство братства
В обвинительном заключении об архимандрите Гурии говорилось:
Переведен для дальнейшего содержания во 2-й Исправдом с зачислением за Петрогубревтрибуналом
Петроград, 2-й исправительный домВ январе 1923г. дело высланных осужденных было прислано на санкцию (пересмотр).
4 января 1923г. постановление Петроградского Губотдела ГПУ:
23 февраля 1923г. место ссылки было заменено Туркестаном (Туркменией)
С весны 1923г. до марта 1923г. находился в ссылке в Туркестане близ г.Полторацка (совр. Туркмения, г.Ашхабад) на ст.Каакха Среднеазиатской ж.д. Освобожден в марте 1925г.
На обратном пути из ссылки 12 апреля 1925г. участвовал в отпевании Патриарха Тихона в Москве, был уставщиком при отпевании
В июне 1925г. вернулся в Ленинград. Вновь стал одним из руководителей Александро-Невского Братства. Управляющий Ленинградской епархии епископ Кронштадтский Венедикт (Плотников) назначил его настоятелем церквей Киновии при Александро-Невской Лавре
Ленинград, Успенская церковь бывшего подворья Киево-Печерской ЛаврыС 1926г. настоятель Успенской церкви бывшего подворья Киево-Печерской Лавры, благочинный монастырей Ленинградской епархии. По духовным руководством архимандрита Гурия была община монахинь в Ст.Петергофе во имя прп.Серафима Саровского
Ленинград (Санкт-Петербург), Высшие Богословские курсы (богословско-пастырское училище)В 1925-мае 1927г. заведующий и преподаватель Истории Церкви на Высших Богословских курсах (в богословско-пастырском училище), перемещенных ранее в помещение при Русско-Эстонской церкви
27 мая 1927г. был вызван повесткой в ОГПУ и там арестован
В процессе следствия было предъявлено обвинение:
Обвинен также в "хранении и распространении лекций контрреволюционного содержания"
Во время следствия содержался в ДПЗ Ленинграда. 19 ноября 1927г. был освобожден по подписку о невыезде "до выяснения существа дела".
Дело богословско-пастырского училища 1927г. было закрыто только спустя год 10 ноября 1928г. Однако само училище, закрытое со дня ареста архимандрита Гурия, было ликвидировано на основании распоряжения ОГПУ от 11 июня 1928г.
Ленинград (Санкт-Петербург), Высшие Богословские курсы (Богословско-Пастырское училище)В 1928г. руководил кружком имени прп.Иоанна Лествичника по изучению монашества
Был арестован как участник религиозно-философского кружка А.А.Мейера "Воскресение"
Из материалов уголовного дела:
По делу проходило 70 человек.
Из материалов дела:
Из обвинения епископа Гурия:
По свидетельству уфимской монахини Марии Степановны Артемьевой, осенью 1931г.,
архимандрит Гурий, будучи заключенным, работал кладовщиком приемного
пункта-распределителя на ст.Кемь.
Инокиня Мария Артемьева 27 сентября 1930г. была осуждена по ст.5810,5811 УК
к 3 годам лишения свободы и отправлена в Соликамский лагерь под Пермью на
строительство химического завода, однако через год, осенью 1931г. ее, как
медсестру, перенаправили на Соловки, но со станции Кемь отправили на Беломорканал,
где она работала в больнице. Мария вспоминала:
В лагере в пос.Медвежьегорск работал бухгалтером. Досрочно освобожден из лагеря в 1933г.
После досрочного освобождения поселился в Бийске. В конце 1933г. переехал в г.Ташкент
Узбекская ССР, г.ТашкентБудучи больным, проживал в Ташкенте на покое у родственников. Митрополит Ташкентский Арсений (Стадницкий) предоставил ему антиминс и благословил служить литургию келейно. Вокруг него постепенно создалась небольшая община его духовных детей, в числе которых были иеромонах (впоследствии митрополит) Иоанн (Вендланд) и Александр Хархаров (будущий архиепископ Михей (Хархаров))
Узбекская ССР, г.ФерганаВ 1938г. переехал в Фергану, куда переселилась и большая часть общины. Работал бухгалтером, служил келейно. Весной 1944г. с приездом в Среднюю Азию архиепископа Куйбышевского Алексия (Палицина) смог получить регистрацию и приступить к открытому священнослужению
Весной 1944г. был назначен настоятелем Покровского собора в Самарканде.
Узбекская ССР, г.ФерганаВ ноябре 1944г. вернулся в Фергану. С апреля 1945г. исполнял обязанности секретаря Епархиального совета Ташкентской епархии при епископе Ташкентском Кирилле (Поспелове)
Московская о., г.Сергиев Посад (Загорск), Свято-Троицкая-Сергиева ЛавраПосле того, как СНК СССР утвердил ходатайство об открытии в Троице-Сергиевой Лавре Успенского собора, 25 сентября 1945г. был назначен Патриархом Алексием I наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и почетным настоятелем Ильинской церкви г.Сергиева Посада (Загорска). 16 апреля 1946г. получил ключи от Успенского собора и с 19 апреля 1946г. начал служить в нем. Вечером 20 апреля туда была внесена рака с мощами св.прп.Сергия Радонежского и получены ключи от колокольни. Ко дню св.Пасхи 1946г. награжден правом ношения двух наперсных крестов. В Троицын день 9 июня 1946г. встречал в Лавре Патриарха Алексия I, совершившего первую литургию в Успенском соборе
Московская о., г.Сергиев Посад (Загорск), Ильинская церковьОдновременно почетный настоятель Ильинской церкви в Сергиевом посаде (Загорске)
Награжден ко дню Св.Пасхи в ознаменование возобновления богослужения в Лавре и понесенных им трудов на благо Церкви
25 августа 1946г. в Москве хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. Хиротонию возглавил Патриарх Московской и всея Руси Алексий I
За время архиерейского служения епископа Гурия число православных приходов в Среднеазиатской епархии возросло с 39 до 66. Удалось построить несколько новых храмов и молитвенных домов, в т.ч. деревянный храм св.Архистратига Божия Михаила в Красноводске в 1947г. Особым событием стало возведение каменного Воскресенского собора в г.Фрунзе (ныне Бишкек) в 1952г. Пригласил служить в Сергиевский храм г.Ферганы архимандрита Бориса (Холчева), вокруг которого собирались члены Мечевской общины. По распоряжению епископа Гурия храм был украшен 3-ярусным иконостасом уменьшенной копией иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Иконы для этого иконостаса писала духовная дочь о.Алексия Мечева и о.Сергия Мечева, М.Н.Соколова (в монашестве Иулиания), она же занималась реставрацией икон и фресок самой Троице-Сергиевой Лавры. Епархиальным управлением издавались машинописные выпуски "Информации по Среднеазиатской епархии", рассылавшиеся по приходам. В 1949г. власти запретили это издание; не разрешили открыть в епархии богословско-пастырские курсы, для которых владыка Гурий подобрал преподавательский состав
С 22 (26?) января 1953г. архиепископ Саратовский и Сталинградский с временным поручением ему управления Астраханской епархией
Саратовская и Вольская епархияС 04 июня 1953г. епископ Саратовский и Вольский
Саратовская и Балашовская епархия08 февраля 1954г. в связи с образованием Балашовской области титул изменен на "епископ Саратовский и Балашовский". Архиепископ Гурий оказывал большое внимание Саратовской Духовной семинарии. В 1954г., в праздник Трех святителей, устроил в Троицком кафедральном соборе Саратова торжественное богослужение с привлечением преподавателей и воспитанников семинарии в целях сближения верующего народа и духовной школы
Черниговская епархияС 31 июля 1954г. архиепископ Черниговский и Нежинский
Днепропетровская и Запорожская епархияС 17 октября 1955г. архиепископ Днепропетровский и Запорожский. Под его непосредственным руководством была проведена реставрация стенописи Троицкого кафедрального собора Днепропетровска. В период пребывания его на Днепропетровской кафедре началось новое наступление на Церковь, инициированное Н.С.Хрущевым
Митрополит Гурий был назначен на Минскую и Белорусскую кафедру. В это время в Белоруссии местными властями была развернута широкая кампания "борьбы с религиозными предрассудками". Планомерно срывался прием воспитанников в Минскую Духовную семинарию, которая оказалась в 1960г. без первокурсников. В том же году по всей республике были закрыты церкви, исторически числившиеся приписными и составлявшие почти 1/3 действовавших храмов. Большинство закрытых храмов было сразу же снесено. Областные уполномоченные Совета по делам РПЦ снимали священников с регистрации, даже не ставя в известность об этом правящего архиерея. Газеты постоянно печатали клеветнические материалы о духовенстве. Попытки митрополита Гурия апеллировать к уполномоченным не давали результата. Как мог, он поддерживал приходы и монастыри, лично выдавая субсидии и пособия церковным старостам и настоятелям. Крупную сумму денег от него, в частности, получила игумения Евфросиниева Полоцкого женского монастыря. 30 июня 1960г. был закрыт Гродненский, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, женский монастырь
Ленинградская епархияС 19 сентября 1960г. митрополит Ленинградский и Ладожский, временно
управляющий Олонецкой епархией.
В июне-июле 1961г. исполнительными органами было проведено "сокращение штатов
духовенства" Ленинграда. По спискам, намеченным уполномоченным Совета по делам
РПЦ по Ленинграду и Ленинградской обл., надо было сократить почти 40 процентов
священнослужителей, но из-за протестов верующих сокращено было вдвое меньше.
Ни одного указа об увольнении митрополит Гурий не издал, известив управляющего
делами Московской Патриархии архиепископа Тульского (впоследствии Патриарха)
Пимена (Извекова), что "оставшиеся без мест священнослужители сняты не мною,
а исполнительными органами церквей".
В июле 1961г. было проведено выселение Владыки и епархиального управления
из Духовского корпуса Александро-Невской Лавры в бывшую ректорскую квартиру
в здании Ленинградской Духовной Академии.
Состав служащих епархиального управления сократился на 70 процентов.
Митрополит Гурий был Постоянным членом Священного Синода.
Как управляющий Олонецкой епархией, 1112 ноября 1961г. первым из правящих
архиереев за 10 лет посетил Петрозаводск и служил в обоих городских храмах
и в церкви с.Соломенного
14 ноября 1961г., согласно личному прошению, назначен митрополитом Симферопольским и Крымским с поручением временного управления Днепропетровской епархией. Митрополит Гурий занял Симферопольскую кафедру после кончины свт.Луки Войно-Ясенецкого. Стараниями митрополита Гурия был устроен памятник на могиле святителя Луки. 11 мая 1963г. митрополит Гурий был награжден церковным орденом св.Владимира I степени. С 1954г. он работал над магистерской диссертацией "Патриарх Сергий как богослов" (осталась незаконченной). В годы пребывания на Симферопольской кафедре митрополит Гурий собирал материалы по теме "Святые Крыма"
Скоропостижно скончался 12 июля 1965г., придя домой после отслуженной им в храме литургии в день Св.Апостолов Петра и Павла Отпевание митрополита Гурия (Егорова) совершил прибывший из Одессы митрополит Иоанн (Кухтин). Похоронен в Симферополе на Всехсвятском кладбище рядом с могилой св.архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)
1. Голубцов С.А., протодиак. Сергиев Посад и Лавра за последние сто лет. М., 1995., Архив автора. Машинопись. |
2. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 19791989. Т.2. |
3. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 19171943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. |
4. Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). |
5. Шкаровский М.В. Русская православная церковь и Сов. государство в 19431964 гг.: От "перемирия" к новой войне. СПб., 1995. |
6. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 19491957гг. (Джорданвилль). Ч.2. |
7. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999. |
8. Минувшее: Исторический альманах. 15. М.; СПб.: Atheneum: Феникс, 1993. 656с.; ил. |
9. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. |
10. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. |
11. сайт журнала "Звезда". Дело А.А.Мейера. <http://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=646> |
12. Зимина Н.П. Путь на Голгофу. Т.1. Жизнеописание священномученика Симона, епископа Охтенского. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. 442с. |
13. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 19171956. Биографический справочник. Кн.4 (Г). М.: Ид-во ПСТГУ, 2017. |
14. Православная энциклопедия/ Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.13: Григорий Палама-Даниель Ропс. М.: "Православная энциклопедия", 2006. |
(c) ПСТГУ |