Home page | NIKA_ROOT | INDEX | ГодСмерти | 1964 | Дела | o36.78 | => | o36.78 | Фотографии |
3 | Фотоальбом | Фотоальбом | o36-6b.jpg | Дела | o36.6 | => | o36.6 |
Родилась 6/18 ноября 1889г. в крестьянской семье. На день ее рождения приходится день памяти семи дев-мучениц, пострадавших во времена Диоклетиана в Анкире в III веке, одну из святых дев-мучениц звали Матроной, в честь нее и окрестили будущую монахиню-исповедницу. Шести лет она осталась сиротой и была отдана на воспитание в Серафимо-Дивеевский монастырь
ФотографииМонастырский приют для девочек в Серафимо-Дивеевском монастыре находился под Высочайшим покровительством Императрицы Александры Федоровны. На его содержание отпускал средства Императорский Двор. В приюте жили около 60 девочек. Сюда принимали сирот, начиная с 2-х лет, а по исполнении 14-ти лет они либо возвращались к родным, либо, если имели стремление к монашеской жизни, ставились на послушание. В приюте была четырехклассная школа, в которой преподавали сестры и монастырское духовенство. Матрона Власова закончила в ней три класса. У отроковицы обнаружились способности к рисованию, и она поступила на обучение к живописцам, а потом живопись стала ее послушанием
В обители Матрона прожила до самого ее закрытия в 1927г. После 1918г. монастырь существовал под видом трудовой артели. В 1927г. обитель была окончательно ликвидирована. 21 сентября 1927г. в монастырь приехал уполномоченный и в тот же день, вызвав игумению Александру (Траковскую), объявил ей о решении народного суда о выселении монашествующих из монастыря
Нижегородская (Горьковская) о., Ардатовский р., с.КузятовоВ 1928г. инокиня Матрона вместе с тремя дивеевскими сестрами Марией Степаковой-Сергеевой,
Еленой Жаворонковой и Анной Артемовой поселилась в с.Кузятове.
Сестры прислуживали в церкви, зарабатывали рукоделием, вели тихую и мирную жизнь,
но и это вызывало недовольство местной власти.
В характеристике, данной инокине Матроне
председателем местного сельсовета, о ней говорится:
19 апреля 1933г. инокиня Матрона была арестована вместе с проживавшими вместе с ней дивеевскими сестрами
Из обвинения:
В папках следственных уголовных дел матушек хранятся "вещественные доказательства":
бумажные иконки, фотографии блаженных и стихи свидетельства "антисоветской
пропаганды".
21 мая 1933г., в день святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова,
инокиня Матрона была приговорена к трем годам заключения в концлагерь и
отправлена в Дмитлаг
Срок заключения отбыла
После отбытия срока заключения инокиня Матрона поселилась в селе Веригино
Арзамасского района Горьковской обл. Она устроилась при церкви и исполняла
обязанности певчей, сторожа и уборщицы храма. Также жила на то, что ей
подавали за чтение псалтири по усопшим.
Правление колхоза села Веригино дало инокине Матроне такую характеристику:
Была арестована Арзамасским РО УНКВД в составе группы 39 человек священнослужителей и мирян Арзамасского района, арестованных в период с 31 октября 1937г. по 10 ноября 1937г.
В день ареста в Арзамасском РО НКВД инокиню Матрону вызвали на допрос,
где обвинили в принадлежности к "контрреволюционной церковно-фашистской
диверсионно-террористической организации".
Она отвечала: "Виновной я себя не признаю". На этом допрос закончился.
По этому делу было осуждено 39 человек, в их числе священники и миряне церкви
села Веригино и церквей близлежащих сел, относящихся к Скорятинскому сельсовету.
Все они были признаны виновными.
Тринадцать человек из них были приговорены к
расстрелу, а остальные, в их числе и инокиня Матрона, к заключению в
исправительно-трудовом лагере.
Через полгода заключения в Горьковской тюрьме инокине Матроне объявили,
что она приговорена к десяти годам ИТЛ.
Ее этапировали в Казахстан, в Карагандинский лагерь (Карлаг)
В Карлаге работала в больнице уборщицей. Начальство отмечало ее добросовестную работу и скромное поведение. Срок наказания она отбыла полностью. Была освобождена 10 ноября 1947г. Вместо паспорта у нее на руках были временное удостоверение и справка об освобождении из заключения
Поселилась матушка в селе Выездном близ Арзамаса.
Здесь была действующая церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери
одна из немногих, сохранившихся в округе, и при ней нашли пристанище
некоторые дивеевские сестры.
Главным занятием инокини Матроны по-прежнему было служение в церкви.
Зарабатывала на жизнь она тем, что частным образом на дому выполняла разные
мелкие работы: вязала платки, чулки, варежки.
Три года спустя инокиня Матрона направила Наркому внутренних дел заявление
с просьбой о пересмотре ее дела и освобождении, на которое не получила
ответа. Она писала:
На этот раз она обвинялась в основном по материалам старого дела 1937 года,
по которому уже отбыла десятилетний срок наказания.
Было заведено новое уголовное дело, последовали многочисленные допросы,
длящиеся по два-три часа.
Инокиню Матрону обвинили в проведении "вражеской работы", настаивали
на ее участии в "контрреволюционной организации церковников села Веригино".
Особенно настойчиво от нее требовали признания своей виновности, якобы
подтверждаемой многими "свидетельствами соучастников", пытались заставить
оговорить священника церкви села Веригино о.Иоанна Царевского, назвать
"соучастников". Усилия следователей ни к чему не привели.
Виновной себя она не признала, никого не оговорила.
Из следственного дела:
Тем не менее, помощник областного прокурора вынес заключение: "Виновна".
4 марта 1950г. инокиня Матрона была приговорена к ссылке на поселение.
Матушку выслали в с.Каменка Луговского района Джамбульской обл. Казахской ССР
Находилась под арестом три с половиной месяца. Наряд в ссылку от 1 апреля 1950г.
Казахская ССР, Джамбульская о., Луговской р., г.КаменкаВ 1954г. брат Матроны Андрей Григорьевич Власов написал ходатайство о помиловании своей сестры в Президиум Верховного Совета РСФСР. Он просил разрешить Матроне Григорьевне переехать к нему в село Пузо. 9 октября 1954г. она была освобождена
Последние годы жизни инокиня Матрона проживала у брата Андрея в родном селе Пузо (Суворово). Брат сделал для нее келью в деревянной пристройке к своему дому. Односельчане вспоминают, что матушка была очень смиренной, тихого нрава. Большую часть дня она молилась. Храм в селе был закрыт, и службы дивеевскими сестрами, проживавшими в селе, совершались по ночам, несмотря на многие запрещения и преследования. Мать Матрона, чем могла, помогала семье брата по дому: присматривала за детьми, вязала платки. Родные вспоминали, что она умела искусно писать иконы
В 2007 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в
Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре проведены работы по обретению мощей
святой Матроны (Власовой). Утром у могилы Матроны священник Серафимо-Дивеевского
монастыря протоиерей Иоанн Гдешинский совершил молебен на начало работ и прочитал
канон и молитву к преподобномученице Матроне. Ее могила располагалась с левой
стороны от могил преподобномучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии Пузовских (село
Суворово ранее называлось Пузо). У могилы молились и местные жители, среди которых
были знавшие святую при ее жизни.
Настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) рассказала:
После проведения соответствующих работ в одном из храмов Дивеевского монастыря
мощи будут выставлены для всеобщего поклонения. До этого мощи будут находится
в домовой церкви равноапостольной Марии Магдалины
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
ТРОПАРЬ, глас 3: Скорби, гонения, болезни многия в годину лютых испытаний претерпевшая и верою твердою первым мучеником христианским уподобившися, преподобноисповеднице Матроно, молися ко Господу о спасении душ наших. КОНДАК, глас 6: Днесь пророчество преподобного Серафима исполнися: множество новомученик Престолу Божию со Ангелы предстоит, с нимиже и преподобноисповедница Матрона в Дивееве Небеснем молится непрестанно о земном Отечестве своем
1. сайт Московского Сретенского монастыря. <http://www.pravoslavie.ru/news/24075.htm> |
2. сайт Общества "Мемориал". Жертвы политического террора в СССР. <http://www.lists.memo/ru/index3.htm> |
3. Преподобноисповедница Матрона Дивеевская Власова. <http://diveevo52.ru/index27.htm> |
1. Бутина Надежда |
(c) ПСТГУ |