Home page | NIKA_ROOT | INDEX | ГодСмерти | 1964 | Дела | o22.36 | => | o22.36 | Фотографии |
3 | Фотоальбом | Фотоальбом | o22-37a.jpg | Дела | o22.37 | => | o22.37 |
По данным [Д2], отчество Григорьевич. Отец будущего протоиерея Иоанна Георгий Львович Скадовский был потомственным дворянином, предводителем дворянства в городе Херсоне и крупным землевладельцем. Семья была в родственных отношениях с основателем города Скадовска Таврической губ. По свидетельству родственников Георгий Львович Скадовский был убит на пороге своего дома в 1919г.
Родство Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[по 1918г.] [1918-1934гг.] [1934-1937гг.] [1937г.]После окончания сельскохозяйственного училища около двух лет жил в имении у отца
Ялтинские высшие курсы по химии и виноделиюПосле окончания курсов вернулся домой и помогал отцу в ведении хозяйства в имении
В 1905г. служил чиновником по особым поручениям у генерал-губернатора. С 1906г. занимал должность земского начальника в Херсонском уезде. В 1909г. ушел в отставку. Занялся сельским хозяйством, которое, как он говорил позже, увлекло его своей патриархальностью. От отца ему досталось большая усадьба с 750 десятинами земли, садом в 20 десятин, и проч. имуществом. Иван Георгиевич Скадовский был женат на Екатерине Владимировне Скадовской. Приблизительно в это время Иван Георгиевич познакомился с выдающимся архиереем Русской Церкви епископом Херсонским Прокопием (Титовым) и склонился мыслью к принятию священного сана. Во время первой мировой войны Иван Георгиевич был мобилизован рядовым в действующую армию и направлен в 457-ю пешую Таврическую дружину. Дружина стояла в городе Херсоне в ожидании отправки на фронт. Но вскоре произошла Февральская революция. и Иван Георгиевич был по возрасту освобожден от службы и вернулся в свое имение. Вскоре Советская власть конфисковала его имение, оставив Скадовскому и его семье дом и некоторое количество сельскохозяйственного инвентаря, чтобы можно было заниматься хозяйством, но без наемного труда. В 1918г. Иван Георгиевич, решив принять сан священника, раздал все свое сельскохозяйственное имущество крестьянам
Был рукоположен во иерея в 1918г. или чуть позже. Митрополит Платон назначил о.Иоанна в Благовещенский женский монастырь, который находился недалеко от Херсона, но от этого назначения о.Иоанн отказался и был направлен в архиерейскую церковь города Херсона
В 1923г. в Херсоне стали активно действовать обновленцы ("живоцерковники"). За противодействие обновленцам епископ Прокопий был арестован и выслан с Украины. В 1925г. собор заняли обновленцы, и о.Иоанн, как сторонник истинной Патриаршей Православной Церкви, ушел из собора
Херсон, кладбищенская церковьВ 1926г. о.Иоанн ушел из кладбищенской церкви, потому что туда был принят певчий из обновленческого хора без соблюдения установленного на это чина приема. С этого момента о.Иоанн оставался без места. По данным [4]: 26.10.1927г. в Херсон приехал временно управляющий епархией архиепископ Анатолий (Грисюк), назначенный митрополитом Сергием (Страгородским). Благочинный протоиерей Иоанн Скадовский, протодиакон Михаил Захаров, священник Димитрий Мирошкун и иеромонах Афанасий его не признали. В беседе с Владыкой они отвергли его права на управление Херсонской и Николаевской епархией как неканонические. Архиепископ Анатолий несколько месяцев ждал обещанных письменных объяснений, но не дождался и запретил протоиерея Иоанна Скадовского, протодиакона Михаила Захарова, о.Димитрия Мирошкуна и иеромонаха Афанасия в священнослужении в пределах епархии. Отец Иоанн Скадовский и о.Михаил Захаров были изгнаны из кафедрального собора
О.Иоанн Скадовский и о.Михаил Захаров стали служить на квартирах. Они пытались добиться у властей выделения им церкви как "особому независимому течению", но получили отказ. Община о.Иоанна Скадовского насчитывала около 100 человек. Он выезжал служить в окрестные села. Вокруг о.Иоанна, как наиболее стойкого сторонника Патриаршей Церкви, собралось около 50 или 60 православных человек, не желавших идти на компромиссы с обновленцами. О.Иоанн с участием протодиакона Михаила Захарова, у которого он поселился с матушкой Екатериной Владимировной, регулярно совершал богослужения у себя дома, говорил проповеди, ободрял малодушных, решительных готовил к подвигу исповедничества. Духовному подвигу о.Иоанна последовали лучшие священнослужители и миряне во всей округе. Община о.Иоанна стала духовным ядром единомышленников и сподвижников арестованного в 1925г. Владыки Прокопия (Титова), связавшим с ним херсонскую паству. Имя Владыки непопустительно поминалось во время богослужения вплоть до мученической кончины последнего. Верующие регулярно собирали для своего архиепископа посылки и передачи. О.Иоанн и его жена Екатерина Владимировна, протодиакон Михаил Захаров и другие духовные чада архиепископа доставляли ему передачи и многочисленные письма, благодаря которым Владыка Прокопий, невзирая на заключения, этапы и непрекращающиеся ссылки не только формально, но и фактически оставался главой Херсонской епархии. В 1926г. о.Иоанн ездил в Москву увидеться с архиепископом Прокопием перед отправкой его на Соловки. В 1928г. о.Иоанн снова поехал на Соловки (в Кемь) с целью повидать Владыку Прокопия, но свидания не дали О.Иоанн Скадовский остался верным Владыку Прокопию и отказывался признать архиепископа Димитрия (Любимова)
Деятельность общины о.Иоанна не осталась не замеченной Херсонским ОГПУ. Херсонское управление ОГПУ с октября 1929г. осуществляло слежку за о.Иоанном Скадовским и другими местными антисергианами, но аресты прошли только 15 января 1931г. в Херсоне, селах Арнаутки и Малые Копаны. 15 января 1931г. о.Иоанн Скадовский и ряд его ближайших сподвижников были арестованы по делу о "раскрытой на Украине к/р организации церковников, именовавшей себя "Истинно-Православной Церковью"
Дело N Д.65744 ЦГА ОО Украины. Ф.263. Оп.4.
Главными обвиняемыми по делу проходили епископы Павел (Кратиров), Иоасаф (Попов),
священник Григорий Селецкий (будущий игумен Иоанн) и другие священнослужители и монашество.
Всего по делу проходило 136 человек.
Из обвинения:
На допросе о.Иоанн сказал:
О.Иоанн не отрицал своего личного влияния на своих духовных чад, но назвать их
отказался.
Признал себя виновным "частично". Виновным в а/с агитации он себя не признал.
22 мая 1931г. Коллегия ОГПУ утвердила обвинительное заключение по делу.
2 января 1932г. о.Иоанн Скадовский был приговорен к 5 годам концлагерей и отправлен
в лагерь.
По данным [6] приговор 8 лет концлагерей
Кроме о.Иоанна, в той же тюрьме содержались протодиакон Михаил Захаров и другие заключенные, проходившие по тому же делу. С лета 1930г. там же находилась под стражей и матушка Екатерина Владимировна
Пермская о., Вишерский концлагерь16 февраля 1933г. о.Иоанн Скадовский и протодиакон Михаил Захаров были досрочно освобождены из лагеря с прикреплением к определенному месту жительства и ограничением проживания в 12 населенных пунктах на 3 года ("-12"). О.Иоанн Скадовский и протодиакон Михаил Захаров были определены на жительство в г.Камышин
В Камышине о.Иоанн с матушкой и протодиакон Михаил Захаров поселились у Дарьи Алексеевны Фунтиковой. У нее также жил высланный с Украины епископ Иоасаф (Попов). В сентябре 1934г. к ним прибыл по окончании Казахстанской ссылки архиепископ Прокопий (Титов). В Камышине Владыка Прокопий, епископ Иоасаф и о.Иоанн также организовали домашнюю церковь. Вокруг них собрались истинные сторонники Православия. Образовалась группа последователей "Истинно-Православной Церкви", которая оказала большое нравственное воздействие на жителей Камышина. Связь с Херсонской епархией не прерывалась. Письма передавались через монаха Афанасия (Стореуса). Передавались и пожертвования, на которые жили ссыльные священнослужители
В связи с организацией домашней церкви, органы НКВД стали искать поводы для очередного ареста священнослужителей. Приехавший в Камышин священник о.Георгий Чудновский, под давлением НКВД, дал необходимое для ареста лжесвидетельство, и 1 октября 1934г. о.Иоанн Скадовский, архиепископ Прокопий (Титов), епископ Иоасаф (Попов) и священник Евстафий Маркович Нориц, приехавший из Харькова, были арестованы, как и сам о.Георгий Чудновский.
О.Иоанн на допросах вел себя с удивительным мужеством и бесстрашием.
На вопрос следователя, чем он занимался в Камышине, он ответил, что "ничем
определенным не занимался, а существовал на то, что собирал милостыню".
Кроме того, из Херсона ему присылали посылки. Работать он не пошел потому,
что "стар и болен, и кроме того поступив на какую-нибудь ответственную работу,
тем самым должен был бы содействовать утверждению социалистического строя,
который враждебен Церкви".
О.Иоанн подробно отвечал на вопросы следователя, о том, как он
представляет себе социально-политический строй в виде теократического
государства, что он думает о политическом устройстве дореволюционной России.
Из протокола допроса:
Из протокола допроса:
Обвинений в контрреволюционной пропаганде о.Иоанн не признал
В г.Турткуле архиепископ Прокопий, о.Иоанн и матушка Екатерина Владимировна организовали на своей квартире домашнюю молельню, доступную для местных жителей. Те, кто внушал доверие и внутренне был расположен к православию, находил в лице исповедников деятельное участие и духовную поддержку. Жили ссыльные по-прежнему на пожертвования из Херсонской епархии. О.Иоанну оказывала также помощь родная тетя Ольга Львовна Скадовская-Пикар, проживавшая в Англии в г.Манчестере и регулярно высылавшая ему небольшие денежные переводы. Органы НКВД воспользовались этим, как одним из поводов, чтобы арестовать священнослужителей, хотя во избежание неприятностей о.Иоанн не переписывался с Ольгой Львовной, ограничиваясь лишь уведомлениями о получении денег
24 августа священник Иоанн Скадовский и архиепископ Прокопий (Титов) были арестованы
О.Иоанн подтвердил, что, действительно, совершал в своей квартире богослужения. Он был обвинен в том, что проводил среди верующих контрреволюционную агитацию против обновленцев как признающих Советскую власть власть Антихриста и что призывал не признавать Советскую власть. О.Иоанн сказал, что он без исповеди не допускал до участия в богослужениях тех верующих, которые раньше посещали молитвенные учреждения не истинно православного направления, в том числе и обновленческого толка. Свои разногласия с обновленцами о.Иоанн мотивировал тем, что последние нарушили церковные каноны и содействовали антицерковной политике советской власти, но пояснил, что об этом среди верующих не рассуждал. Виновным в контрреволюционной антисоветской агитации о.Иоанн себя не признал
О.Иоанн Скадовский был расстрелян вместе со святителем-подвижником Прокопием (Титовым). Тесно связанный с архиепископом Прокопием и любивший его при жизни, о.Иоанн разделил с ним и мученическую кончину. Погребены они были в общей безвестной могиле
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
1. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 1216 августа 2000г. |
2. Житие священномученика Прокопия, архиепископа Херсонского/ Сост. прот.Н.Доненко. Люберцы: Издательство храма Преображения Господня, 2000. |
3. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2000. Кн.5. |
4. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999. |
5. Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. |
(c) ПСТГУ |