Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ФИО Ириней (Шульмин Михаил Александрович) Дела oep.23 => oep.23 Фотографии
2 Фотоальбом Фотоальбом oep-26g.jpg Дела oep.26 => oep.26 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
    Служение
      Москва, Красная площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного) 
      протоиерей 
      Должность=настоятель, председатель "Совета объединенных приходов" 
      Год начала 1918 
      День начала 28 
      Месяц начала 11 
      Год окончания 1919 
      День окончания 25 
      Месяц окончания 2 
      После закрытия Покровского собора в феврале 1919г. Патриарх Тихон назначил
      о.Романа настоятелем храма свт.Алексия
      Москва, Глинищевский пер., храм свт.Алексия митрополита Московского 
      протоиерей 
      Должность=настоятель 
      Год начала 1919 
      Месяц начала 3 
      Год окончания 1921 
      День окончания 8 
      Месяц окончания 9 
      По сведениям [Д1], служил настоятелем церкви Алексия Митрополита с 1920г.
      Высокий духовный настрой, с которым служил и проповедовал о.Роман, передавался
      всем, кто с ним соприкасался. У него был особый дар приобретать человеческие
      сердца. Он часто повторял: "Господь взял свиток наших грехов и пригвоздил ко
      Кресту", и его чада до конца жизни вспоминали эти слова, подходя к Распятию.
      О.Роман обладал несомненной прозорливостью. Некоторые испытывали духовный трепет,
      идя на исповедь: казалось, что он многое знает наперед, и действительно это
      часто подтверждалось на практике.
      По благословению Патриарха Тихона в 1919г. о.Роман учредил "Братство ревнителей
      православия" в честь святителя Алексия, митрополита Московского.
      Из книги "Оптина Пустынь и ее время" Ивана Михайловича Концевича, состоявшего
      в братстве о.Романа:
      "В тот год, благодаря мудрому руководству Святейшего Патриарха Тихона,
      церковная жизнь в Москве чрезвычайно оживилась. Москва покрылась сетью братств,
      руководимых наиболее ревностными пастырями, в братства были привлечены и миряне".

      Из воспоминаний В.Д.Пришвиной [3]:
      "Оказалось, что Зина с Женей [Барютины] в своих поисках напали на храм, где
      настоятелем интересный человек — о.Роман Медведь. Он разъясняет богослужение,
      толкует учение древних подвижников об очищении внутреннего человека по
      "Добротолюбию" и, главное, объединяет своих прихожан в братство для взаимной
      духовной и житейской помощи... После рассказа Зины я сейчас же пошла
      в храм святителя Алексия, который стоял, окруженный старыми липами в
      Глинищевском переулке. О.Роман говорил убежденно... О.Роман пытался
      организовать жизнь прихожан своего храма по-другому, по-новому, придать
      ей форму той сверхличной стихии, которая называется церковностью... В братстве
      неминуемо присутствовало и "слишком человеческое", но все это было ничтожным
      перед величайшей искренностью, стремлением к идеалу и бескорыстием. Здесь
      собирались прекрасные люди, и только в годы кратковременного освобождения от
      государственной "мирской" зависимости красота церковной жизни могла так ярко
      выступить на поверхность и стать заметной. У братств на Руси сколько было
      инициаторов, столько и оттенков. У о.Романа был свой оттенок, своя мечта —
      создание "монастыря в миру", с приподнятой романтикой просветленной плоти и
      радостным аскетизмом... Мне надо было войти в жизнь Церкви не через книги,
      а через живое чувство вместе с другими живыми людьми... Cестры Барютины
      тоже по-разному участвовали в деле о.Романа. Людмила с помощью пения в
      церковном хоре, Зина — с помощью строгого участия в богослужении, чтения и
      отхода от всяких развлечений воспитывала в себе молитвенное внимание к Богу,
      к людям, к своей душе. Женя [Евгения Николаевна Барютина] была предана
      братству о.Романа, во всех последующих испытаниях батюшки она
      была ему поддержкой, и он умер у нее на руках".

      Устав Братства был строгим, под стать монастырскому, ибо во главе стоял закон
      послушания. Впоследствии некоторые из членов Братства приняли священный сан,
      другие — монашеский постриг (как правило, тайный). Все эти годы о.Роман служил
      ежедневно. Под руководством о.Романа, незаурядного организатора и проповедника,
      Братство проводило очень большую просветительскую и благотворительную деятельность.
      Напряженная жизнь Братства вызывала раздражение властей
    Места проживания
      Москва, Глинищевский пер., 7а-2 
      Год начала 1918 
      Год окончания 1921 
      День окончания 8 
      Месяц окончания 9 
    Аресты
      Москва 
      Год ареста 1921 
      День ареста 8 
      Месяц ареста 9 
      Обвинение при аресте "контрреволюционная деятельность" 
      По сведениям [Д1], в 1921г. был арестован за контрреволюционную деятельность, освобожден через
      три месяца.
      В период 1918–1921гг. власти неоднократно арестовывали о.Романа, но вскоре
      освобождали.
      Во время одного из арестов его допрашивал сам Дзержинский, который предложил ему
      эмигрировать на родину в Холмскую губернию, которая отошла к Польше. Священник
      отказался, убедив представителя власти, что его отношение к советскому государству
      вполне лояльное и находится в пределах, определенных апостолами.
    Места заключения
      Москва, Кисельный пер., тюрьма ЧК 
      Год начала 1921 
      День начала 8 
      Месяц начала 9 
      Год окончания 1921 
      День окончания 23 
      Месяц окончания 11 
      О.Роман был болен туберкулезом и страдал болезнью сердца.
      В тюрьме эти болезни осложнились.
      Родственница о.Романа Т.Л.Катуар отправила письмо в ПКК (Политический Красный
      Крест) с просьбой ходатайствовать о его освобождении.
      23 ноября 1921г. дело было прекращено по амнистии ВЦИК