Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX Публикация "Женская Оптина". Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря. М.: Паломник, 1997. Дела o85.59 => o85.59 Фотографии
2 Фотоальбом Фотоальбом o85-64.jpg
Дела o85.64
    [версия для печати] [pdf]
    Ильин Михаил Андреевич 
    Год рождения 1903 
    День рождения 20 (ст.ст. до %d февраля 1918г.) 
    Месяц рождения 3 
    Специальность=доктор искусствоведения, профессор 
    Сын земского служащего
    Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1934г.] [с 1941г.]
      Образование
        Московский Университет, факультет общественных наук 
        Год окончания 1926 
        Первоначальные научные интересы и пристрастия М.А. Ильина складывались под
        значительным влиянием деятельности отца по роду службы подробно изучавшего
        территорию подмосковных уездов, в особенности памятники культуры. Избрав историю
        архитектуры своей специальностью, М.А. Ильин стал сначала студентом вначале
        археологического, затем искусствоведческого отделения факультета
      Служение
        Москва, Общество изучения русской усадьбы 
        Должность=член Общества 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1933 
        В 1926г. появилась первая научная публикация М.А.Ильина, посвященная архитектурному
        памятнику 18 века — псевдоготической усадьбе Бутурлина в Подмосковье
        Москва, Общество "Старая Москва" 
        Должность=член Общества 
        Сочетал работу в Обществах с учебой в Университете
        Москва, Комиссия по охране и реставрации памятников архитектуры Мосгубмузея 
        Должность=член Комиссии 
        Работал в Комиссии во время работы в Университете. На Михаила Андреевича
        большое внимание оказали руководители Комиссии Николай Дмитриевич Виноградов
        и Михаил Иванович Александровский
        Москва, Государственная Академия общественных наук 
        Должность=сотрудник 
        Работал в Академии в секции эволюции художественных форм, которую возглавлял
        крупный историк русского искусства проф.Алексей Николаевич Некрасов, бывший
        также научным руководителем М.А.Ильина. Двадцатые и тридцатые годы отмечены
        для исследователя преимущественным интересом к истории древнерусского и
        послепетровского зодчества 18–19вв. Архитектурная история Москвы и Подмосковья
        оставалась неизменной и любимой темой его изысканий на протяжении всей жизни.
        Но М.А. Ильина также живо интересовали процессы формирования новых принципов
        советского строительства. С присущими ему увлеченностью и энтузиазмом он пишет
        об архитектуре клубных зданий и промышленных учреждений, о сложении ансамблей улиц
        и площадей, определяющих облик Москвы, изучает творчество своих современников —
        архитекторов К.С. Мельникова, братьев Весниных.
        М.А.Ильин совместно с Л.Н.Павловым и М.А.Зелениным проектировал и строил
        станцию метро"Добрынинская" в Москве
        Запорожье, архитектурное бюро Днепростроя 
        Должность=копировальщик, техник-проектировщик 
        М.А.Ильин занимался и архитектурно-строительной практикой в качестве копировальщика
        в бюро во главе которого стоял изестный архитектор В.А.Веснин. Затем будучи
        старшим техником-проектировщиком М.А.Ильин строил несколько сооружений в г.Запорожье
        Москва, Центральные Государственные реставрационные мастерские 
        Должность=искусствовед 
        Год окончания 1934 
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1934 
        День ареста 3 
        Месяц ареста 1 
        3–4 января ОГПУ арестовало группу художников и искусствоведов, работавших в
        Центральных Государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ), которые
        обвинялись: "Группа антисоветских научных сотрудников ЦГРМ, являлась по своим
        убеждениям националистами, в своей практической работе активно
        противодействовали мероприятиям сов.правительства по слому и сносу ненужных
        памятников старины (церкви, старые усадьбы, часовни, монастыри), которые, по
        показаниям обвиняемых должны были воспитывать молодежь в националистическом
        духе. Для дискредитации Соввласти члены группы фотографировали церкви и
        монастыри в момент их слома и распространяли фотоснимки, иллюстрируя
        варварство большевиков". На следствии Ильин Михаил Андреевич ни в чем себя
        виновным не признал
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        05/03/1934 
        Приговор=3 года ссылки 
        Групповое дело "Дело сотрудников Центральных Государственных реставрационных мастерских. Москва. 1934г." 
      Места заключения
        Казахстан 
        Год начала 1934 
        Год окончания 1937 
        После отбывания ссылки в прописке в Москве М.И.Ильину было отказано
      Служение
        Москва, Московский Государственный университет, кафедра русского и советского искусства 
        Должность=профессор 
        Год начала 1947 
        Все ограничения с Ильина М.А., связанные с репрессией,
        были сняты в январе 1941г. по ходатайству сотрудников Академии архитектуры и
        Президента Академии архитектуры.
        В годы Великой Отечественной войны, после тяжелого ранения под Юхновом в
        феврале 1942г., М.А. Ильин уже не мог вернуться в строй и все силы и
        время отдавал научно-исследовательской работе, подготовив кандидатскую
        диссертацию. Спецкурсы ученого по русской и советской архитектуре вскоре
        были дополнены большими курсами и спецсеминарами по русскому и советскому
        декоративно-прикладному искусству и художественной промышленности.
        М.А.Ильину было чуждо отвлеченное кабинетное изучение произведения искусства,
        он сознательно стремился к профессиональному освоению всех этапов создания
        произведения, независимо от того, идет ли речь о здании или фарфоровой чашке.
        И будучи профессором университета, он неустанно прививал студентам эту черту —
        дойти до всего самому, увидеть все своими глазами. Он вез своих учеников
        в любое время года и в любую погоду в Звенигород, Рязань, Истру или Перяславль-
        Залесский, вел по улицам и дворам Москвы, к мастерам миниатюры в подмосковное
        с.Федоскино, в мастерские к художникам прикладного искусства. Своеобразный
        и общительный человек, занимательный рассказчик, быстро находящий контакт с
        самыми разными людьми, он превращал такие поездки и походы в незабываемые
        уроки постижения искусства в неразрывной связи с жизнью, с историей родной
        земли, с судьбами населяющих ее людей. Вообще для М.А. Ильина характерен
        взгляд на историю исскуства через призму творчества художника, архитектора.
        О сложном он говорил просто и учил этому своих учеников.
        В сороковых-шестидесятых годах он много работает над созданием целой галереи
        творческих портретов ведущих архитекторов — от древнерусского мастера Петра
        до братьев Весниных. Особую страницу составляют его изыскания творчества
        мастеров русского классицизма —  Баженова, Казакова, Захарова, Росси, Львова
        Москва, Научно-исследовательский институт художественной промышленности 
        Должность=научный сотрудник, с начала 1960-х: консультант, член Художественного и Ученого совета, руководитель аспирантуры 
        Год начала 1947 
        Год окончания 1981 
        Москва, Институт истории искусств Академии Наук СССР 
        Должность=научный сотрудник 
        Михаил Андреевич вел большую научно-исследовательскую работу в Институте
        по написанию многотомной Истории русского искусства. М.А. Ильин и в искусстве,
        и в науке об искусстве ценил смелость и независимость решений. Его собственные
        мнения всегда отличались новизной, оригинальностью, нередко дискуссионностью.
        Он любил спорить и не боялся оказаться в споре неправым. Доведенные порой до
        предельной степени полемической остроты, его высказывания и гипотезы никого
        не оставляли равнодушным, будоражили мысль, заставляли более углубленно
        разбираться в творческих и научных проблемах.
        От первых очерков, посвященных отдельным памятникам и отмеченных
        преобладанием историко-сравнительного и описательного подхода к произведению
        искусства, мысль исследователя с годами шла к овладению более глубоких принципов
        анализа и постижению во всей полноте идейно-творческого замысла и художественного
        образа
    Кончина
      1981 
    Реабилитация
      Дата 00.00.1956 ;
      По году репрессий 1934 
    Труды
      1
        книга "Русское народное декоративно-прикладное искусство" 
        1959г. 
      2
        книга "Русское народное искусство" 
        1960г. 
        В книгах по русскому искусству М.А.Ильин развертывает картину развития искусства
        художественных промыслов в советские годы, не отрывая их от исторических корней.
        В личных контактах с художниками, мастерами народных промыслов формировались его
        взгляды на эту специфическую область советского искусства, на пути и задачи его
        дальнейшего развития
      3
        книга "Исследования и очерки. Избранные труды об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI-XX веков" 
        1976г. 
        В этой книге содержится биографическая справка и список трудов ученого
        за период с 1926 по 1975 год
    Публикации ->
      1 ->
      Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных). М.: Современный писатель, 1998. 208с., илл. С.128–132,183–185,199.
      2 ->
      Ильин М.А. Исследования и очерки. М., 1976. С.270–273.
      3 ->
      Бадяева Татьяна. Памяти Михаила Андреевича Ильина// Декоративное искусство в СССР. 1981. N11. С.45.