Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Аверкий (Бобров Михаил Степанович)
    Аверкий (Бобров Михаил Степанович) 
    Год рождения 1889 
    Место рождения Пермская о., Кунгурский р., д.Снегирево 
    иеромонах 
    Родился в большой крестьянской семье. Грамоте обучился сам, т.к. в деревне
    ни школы, ни церкви не было
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1920-е годы] [конец 1920-х годов] [1930-е годы] [1931-1937гг.]
      Служение
        Пермская о., Кунгурский р., с.Каширино 
        Должность=псаломщик 
        Обладая сильным, чистым и приятным голосом с ранних лет был чтецом в
        Каширинской церкви
        Пермская о., Белогорский монастырь 
        иеродиакон 
        Подростком несколько раз просил родителей отправить его в монастырь. Юношей
        ушел вместе с проходившими по деревне богомольцами в Белогорский монастырь
        и там остался. Сначала был чтецом, потом его рукоположили во иеродиакона.
        О.Аверкий прослужил в монастыре до его закрытия. После революции монастырь
        разогнали, монахов отправили на лесозаготовки
      Места заключения
        Пермская о., лесозаготовки за Камой 
        О.Аверкий сначала работал в бригаде, но потом попросил давать ему работу одному,
        чтобы он успевал церковную службу "сослужить хоть на пеньке". Работал он хорошо,
        задание перевыполнял. Ему предлагали перейти на работу в контору, но он отказался.
        Вскоре его отпустили с лесозаготовок
      Служение
        Пермская о., г.Кунгур 
        иеродиакон 
        Вернувшись из заключения, о.Аверкий обратился к правящему архиерею в г.Кунгуре
        и стал служить с ним
      Рукоположение
        иеромонах 
      Служение
        Пермская о., Кунгурский р., с.Сажино 
        иеромонах 
        Пермская о., Кунгурский р., с.Ермилы 
        иеромонах 
        Пермская о., Кунгурский р., с.Кинделино 
        иеромонах 
        Настали 1930-е годы. Родственников о.Аверкия стали постоянно ругать на колхозных
        собраниях, называли их "поповскими прихвостнями", старались их во всем ущемить,
        дать работу потяжелее, лишить гражданских прав. Когда об этом сельчане
        рассказали о.Аверкию, он пришел к своей невестке, поклонился, попросил прощения
        за причиненные из-за него страдания и сказал: "Последний раз я вас всех вижу.
        Больше вы обо мне никогда не услышите"
      Осуждения
        ././1931 
        Статья ст.31 УК РСФСР 
        Приговор=5 лет ссылки 
      Места заключения
        Челябинск 
        Год начала 1931 
        Отбывал ссылку в Челябинске
      Служение
        Челябинск 
        иеромонах 
        Год начала 1931 
        Год окончания 1937 
        Был арестован по делу, связанному с процессом в Омске против епископа Миловидова.
        Еще не осудив епископа в Омске, в Челябинске уже начали в феврале 1937г. еще одно дело
        против епископа. В марте епископ Антоний был приговорен в Омске к 10 годам ИТЛ,
        и тут же переведен в тюрьму Челябинска. В Челябинске и области с начала 1937г.
        проходили процессы священников. В городах области — Миассе, Каргаполе, Троицке,
        Златоусте, Челябинске были арестованы большие группы священнслужителей и мирян,
        которых якобы привлек к к/р деятельности епископ Антоний Миловидов. Так, в
        Челябинске были арестованы священник Яков Сторожилов, иеромонах Аверкий (Бобров),
        Николай Викторович Гардер, дворянин, подполковник в царской армии, и еще 10 мирян.
        Кроме этого дела, в Челябинске по делу "Партии угнетенных христиан" были арестованы
        21 священник. Процессы шли одновременно
      Аресты
        Челябинск 
        Год ареста 1937 
        Месяц ареста 2 
        Поводом для дела ссыльного священника Сторожилова послужил донос:
          
        "Сторожилов принес мне листовку контрреволюционного содержания, призывающую
          народ верующий к борьбе с советской властью. Сторожилов мне говорил, что эту
          листовку ему дал священник из Омска. Вот я и решил заявить об этом органам НКВД,
          как честный гражданин".

        Листовку предъявили епископу, как написанную им. Еще одну листовку-воззвание
        подкинули Аверкию Боброву. Так создавалось дело, с помощью листовки и доносов.
        28 марта 1937г. прокуратура СССР — прокурору Челябинской области:
          "Дело по обвинению Сторожилова, Боброва и др. направьте в Спецколлегию Облсуда
          для рассмотрения на закрытом заседании без участия сторон. В обвинительном
          заключении укажите ст.58–10 УК, по которой привлечены обвиняемые. По рассмотрению
          дела Спецколлегией вышлите в Прокуратуру СССР копию протокола.
          Пом.прокурора СССР, зам.нач.отд. по спецделам Острогорский"
      Осуждения
        Спецколлегия облсуда 
        27/05/1937 
        Обвинение "к/р деятельность, активный участник к/р группировки церковников" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор=8 лет ИТЛ 
        Групповое дело "Дело священника Якова Сторожилова и других. Челябинск, 1937г." 
        Выступление Аверкия Боброва на суде 25–27 мая 1937г.:
          "Я лично тихоновец, и я всегда шел и буду идти против обновленцев, и я их считаю
          врагами в религиозном духе. Заявление следователю я писал, но писал неверно на
          себя. При обыске у меня обнаружено было воззвание, но откуда оно взялось, я
          сказать не могу, я о нем ничего не знал".

        Из приговора облсуда по спецколлегии НКВД:
          "Подсудимый Гардер со ссыльным священником Сторожиловым создали к июню 1936г.
          к/р группу из верующих, названную ими "Религиозное общество". В основу к/р
          деятельности группы были положены следующие задачи:
          а) возможно наибольшее объединение верующих в названное "Религиозное общество";
          б) воспитание верующих в духе ненависти к соввласти под прикрытием религиозного
          учения. Создавать кадры для борьбы с Соввластью;
          в) в случае нападения на СССР со стороны кап. государств помогать им в тылу
          всеми средствами для поражения СССР".

        "Секретно, 23 сентября 1937г.
         Прокурор Челябинской области (отдел по спецделам)
         Начальнику 4 отделения УНКВД капитану Лапшину
         Дело по обвинению Сторожилова, Гардера и др. возвращается для доследования,
         согласно определения Спецколлегии Верхсуда РСФСР".

        Постановлением Лапшина 25 сентября 1937г. дело приобщено к делу N 15109 на
        "Повстанческо-террористическую организацию духовенства Челябинской обл.".
        Дело N 15109 включило в себя все дела Челябинска и Челябинской области, где обвинялись
        священнослужители и верующие миряне. 1 октября было составлено обвинительное заключение
        по делу 15109, а на следующий день, 2 октября 1937г. тройка при УНКВД вынесла
        смертные приговоры и 21 священнику миасско-карагпольского дела, и остальным
        "участникам" изобретенной в НКВД "Повстанческо-террористической организации
        духовенства челябинской области".тройка при УНКВД по Челябинской обл. 
        02/10/1937 
        Обвинение "участник к/р повстанческо-террористической организации духовенства" 
        Статья ст.58–2–8–10–11 УК РСФСР 
        Приговор=высшая мера наказания — расстрел 
        Групповое дело "Дело епископа Омского и Челябинского Антония (Миловидова) и духовенства Челябинской обл., Челябинск, 1937г." -> 
        Обвинительное заключение по следственному делу N 15109 по обвинению Миловидова
        Антония Николевича и других в числе 127 человек...
          "Управлением НКВД вскрыта и ликвидируется к/р повстанческая организация церковников,
          существовавшая на территории Челябинской и Свердловской областей, Башкирской ССР,
          Дальнем Востоке и Сибири. Организация ставила перед собой следующие задачи:
          Создание повстанческих кадоров из духовенства, белогвардейцев, кулаков и актива
          церковников, вовлечение их в повстанческую организацию для вооруженного свержения
          советской власти. Проводить вредительскую и диверсионную деятельность...путем
          поджогов и организации взрывов и крушений поездов. Совершение террористических
          актов против партийных и советских руководителей".

        Все священники, проходившие по делу, были возраста преклонного, прошедшие уже
        тюрьмы и лагеря
      Места заключения
        Челябинск, тюрьма 
        Год начала 1937 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1937 
        День окончания 4 
        Месяц окончания 10 
    Кончина
      1937 
      День 4 
      Месяц 10 
      расстрел 
      Место Челябинск 
      Большинство осужденных по делу 15109 расстреляны 4 октября 1937г. в Челябинске
      вместе с епископом Миловидовым
    Реабилитация
      Дата 00.00.1989 ;
      По году репрессий 1937 
    Публикации ->
      1 ->
      Лобашев А. "Верою побеждали!...": Книга о духовном подвиге православных южноуральцев. Челябинск, 2007. С.184–168.
    Заявители ->
      1. Зыкова Юлия Дмитриевна. Внучатая племянница
      внучатая племянница