[back][up level][first][previous]
    Служение
      Московская о., г.Сергиев Посад (Загорск), Вознесенская церковь 
      протоиерей 
      Год начала 1933 
      Год окончания 1939 
      Месяц окончания 10 
      Церковь находилась в Загорске по адресу: проспект Красной Армии, 88а.
      Престолы: Вознесения Господня, иконы Божией Матери Всех Скорбящех Радосте,
      Трех Святителей Великих.
      О.Николай в проповедях старался донести слово истины до своих прихожан,
      исповедовал и причащал. К нему приезжали духовные дети из Москвы и др. мест.
      Ревностный служитель Божий, о.Николай тяжело переживал введение в церкви тарифов
      на требы.
      По семейным воспоминаниям, проходя мимо продающих полевые цветы детей, он на
      последние деньги покупал у них букетик и нес домой. На вопрос жены: "Что же нам
      кушать?" отвечал: "Господь нас не оставит, а те дети могут от голода умереть".
      Дочь Вера продолжила обучение, выбрав медицинское поприще. Хотя ежедневные поездки
      в Москву отнимали много сил, но в 1930-е годы она окончила медицинские курсы и
      устроилась работать лаборанткой, чтобы помочь семье.
      Семью о.Николая Беневоленского, племянника преподобного иеросхимонаха Алексия,
      хорошо знали в городе. О.Николай и его семья были близко знакомы с ректором
      Московской Духовной Академии Филаретом, будущим митрополитом Минским и Слуцким.
      В дом о.Николая был вхож будущий митрополит Волоколамский и Юрьевский
      Питирим (Нечаев).
      В 1939г. в Вознесенский храм был назначен почетным настоятелем благочинный
      из Можайска протоиерей Федор Казанский, имевший весьма дурную славу.
      К о.Николаю подошла на исповедь одна женщина и сообщила, что она специально
      приехала из Можайска предупредить, что "этот священник чрезвычайно опасен
      и церковным людям уже принес много зла в Можайске, а об о.Николае они слышали
      только хорошее, и поскольку к нему приезжает много духовных детей из Москвы,
      ему надо быть осторожней". Новый настоятель оказался секретным осведомителем
      НКВД по кличке "Лебедев". Из его доносов на о.Николая:
         
      "Алексеевщина — это особая секта, происходящая от схимонаха Алексия,... известного
          духовника паломников, приезжающих и приезжавших в Троице-Сергиеву Лавру.
          Протоиерей Беневоленский (подробный материал о нем мной представлялся)...
          является по плоти и крови племянником... Алексия... и в полном смысле слова
          не только подражает ему, но типично старается ему уподобиться, его
          олицетворять, действовать в приходе именно в этом направлении, осуществлять
          деятельность Алексия. Весь фанатизм, вся контрреволюция, т.е. такая, какая
          была в свое время в Путинках при Агафоне, теперь находится именно здесь...
          Говоря о Беневоленском, можно сказать даже так, что о нем именно и
          распространились по городу Загорску сведения, что он организатор темных сил.
          Человек с высшим образованием, корчит из себя монаха..."
         "К настоящему времени продолжается и даже увеличивается в городе Загорске
          паломничество. При выяснении оказывается основной причиной этого явления
          укоренившаяся в городе Загорске алексеевщина.
          Алексий — это старец, схимонах, прозорливец, известный духовник всех паломников
          бывшей Троице-Сергиевой Лавры. Алексеевщина заключается в том же
          духовно-нравственном извращенном направлении, которое осуществлялось
          иосифовской группой духовенства — юродивыми и прозорливыми монахами.
          К этой именно группе в настоящее время особенно остро выявляет свою
          принадлежность племянник названного схимонаха Алексия — священник
          Вознесенской церкви г.Загорска о.Николай Беневоленский...
          Беневоленский, очень любит частную исповедь...
          Особенно... во время поста... Особенно заметно, что приезжающие паломники
          с целью исповеди бывают именно у о.Николая Беневоленского...".

      После подобного рода доносов о.Николая в августе 1939г. вызвали в НКВД, и один
      из сотрудников стал расспрашивать его о знакомых, о том, где ему приходится бывать,
      о налогах, которые приходится платить. В конце разговора предложил священнику
      дать подписку, что тот обязуется сообщать в НКВД о тех лицах, которые настроены
      контрреволюционно.
      О.Николай категорически отказался; тот стал уговаривать, но уговоры
      не подействовали; тогда сотрудник НКВД заявил, что "если священник даст подписку,
      то он меньше будет платить налогов, а если не даст — ему придется платить все
      налоги и в конце концов он может оказаться в тюрьме".

      О.Николай по малодушию дал подписку с обязательством сообщать в НКВД обо всех
      контрреволюционно настроенных лицах под данной ему в НКВД кличкой "Схимник".
      Однако память о старце Алексии и молитва дяди не оставили его, и выйдя из здания
      НКВД, он до глубины души осознал всю антихристианскую сущность принятого
      им предложения, совершенно для него невозможного.
      Через неделю о.Николай, собрав все необходимое для жизни в тюрьме, явился в некую
      московскую квартиру, назначенную ему сотрудником НКВД для конспиративных встреч,
      и заявил, что сообщать в НКВД о лицах, контрреволюционно настроенных, противно
      его убеждениям, этого он делать не будет. Отца Николая тогда не арестовали
      Московская о., г.Сергиев Посад (Загорск), церковь Ильи Пророка 
      протоиерей 
      Год начала 1939 
      Месяц начала 10 
      Год окончания 1940 
      День окончания 11 
      Месяц окончания 1 
      О.Николай все чаще стал раздумывать, как избавиться от опасного соседства
      с осведомителем.
      В 1939г. арестовали второго священника Ильинского храма, и о.Николай решил
      проситься туда. Придя к настоятелю Ильинского храма, он попросил взять его
      к себе в причт, напрямую назвав и причину, не зная тогда, что и тот является
      таким же осведомителем.
      С октября 1939г. о.Николай стал служить в Сергиевом Посаде в Ильинской церкви.
      Протоиерей Федор Казанский, однако, не оставлял его своим вниманием и стал
      заходить к нему домой.
      По воспоминаниям, придет, бывало, и скажет:
          "Батюшка, а я вот гулял и решил Вас навестить. Что это о Вас ничего
           не слышно давно. Вот и решил Вас навестить".

      И приходилось его принимать и отвечать на его досужие вопросы.
      О.Николай с трудом тогда скрывал тревогу, а супруга старалась принять
      протоиерея Федора с любовью, оказать ему христианское гостеприимство,
      напоить его чаем
    Места проживания
      Московская о., г.Загорск (Сергиев-Посад), Полевая ул., 6 
      Год окончания 1940 
      День окончания 11 
      Месяц окончания 1 
    Награды
      крест с украшениями 
      Год награждения 1926 
      палица 
      Год награждения 1929 
      митра 
      Год награждения 1934 
    Аресты
      Московская о., г.Сергиев Посад (Загорск) 
      Год ареста 1940 
      День ареста 11 
      Месяц ареста 1 
      9 января 1940г., на основании доносов, было выписано постановление на арест о.Николая:
          "БЕНЕВОЛЕНСКИЙ является племянником юродивого Алексия, схимонаха Черниговского
           скита в Загорске, известного духовника паломников, приезжавших в Троице-Сергиеву
           Лавру. Последователи этого Алексея представляют собой особую секту, весьма
           влиятельную среди религиозной массы.
           Беневоленский внушает колхозникам и колхозникам, чтобы они, несмотря на все
           запрещения Советской власти, соблюдали все церковные праздники.
           На основании изложенного, БЕНЕВОЛЕНСКОГО подвергнуть аресту и обыску".

      О.Николай в дни служения вставал очень рано и в пять часов утра уже отправлялся
      из дома в храм, потому что идти приходилось пешком.
      11 января 1940г. в шесть часов утра в дом, где жил священник с семьей,
      постучали трое сотрудников НКВД.
      О.Николай был уже в храме. Стали переворачивать вещи, в основном забирая
      письма. Затем, расспросив, где находится храм, двое сотрудников направились
      туда, а один остался сторожить в квартире. О.Николай в это время служил.
      Чтобы не поднимать излишнего шума, мучители дали ему завершить литургию,
      затем было совершено отпевание школьной учительницы, которая учила детей отца
      Николая частным порядком, так как власти не допускали их в школу и им
      приходилось сдавать экзамены экстерном.
      Когда священник вышел из храма, сотрудники НКВД подошли к нему и заявили,
      что он арестован и ему необходимо возвратиться домой для продолжения обыска.
      Обыск закончился в третьем часу дня. Перед тем как уйти, отец Николай
      благословил всех домашних иконами и попрощался
    Осуждения
      Особое Совещание при НКВД СССР 
      03/06/1940 
      Обвинение "антисоветская агитация, участник контрреволюционной группы служителей культа и церковников г.Загорска, участник контрреволюционных сборищ" 
      Статья ст.58–10 ч.1, ст.58–10 ч.2 УК РСФСР 
      Приговор=5 лет ИТЛ 
      ГА РФ. Ф.10035. Д.П-45557.
      Из протокола допроса сразу после ареста:

          "— Вы знали старца Алексия?

           — Да, знал. Это мой дядя, брат моей матери. Он был иеросхимонахом
             Зосимовой пустыни, в двадцати км от Загорска. Последнее время он
             проживал в Загорске. В 1928 году он умер. Как старец, он имел большой
             авторитет среди верующих".

      Допросы начинались во второй половине дня, заканчиваясь глубокой ночью,
      что было довольно мучительно, так как днем в тюрьме не давали спать,
      а придя после допроса в камеру, не всегда возможно было сразу уснуть.
      Располагая показаниями осведомителя, следователь понуждал священника их
      подтвердить, но о.Николай отвечал:
           "Антисоветских разговоров при встречах не велось, во всяком случае, он
            их не помнит.
            Но сам антисоветские взгляды высказывал, потому что недоволен советской
            властью, но не помнит, в чем они заключались и когда были высказаны".

      В Таганской тюрьме в камеру к отцу Николаю был помещен осведомитель,
      старавшийся вывести священника на откровенный разговор.
      26 января 1940г. года он донес следователю:
           "О.Николай жаловался на то, что арестовывают священников "ни за что",
            что политика в СССР такая, чтобы в 1940г. арестовать всех священников.
            Беневоленский говорит, что НКВД всех священников посылает в такие лагеря
            и местности, где они умирают...
            Жаловался Беневоленский на "чрезмерные", по его словам, налоги...
            Семья Беневоленского, в особенности его дочь старшая... уговаривала отца
            не платить вовсе налога, так как, по ее словам, отца должны рано или поздно
            арестовать, и тогда деньги, мол, все равно пропадут...
            Беневоленский говорил, что он "не хвалил" советскую власть за то, что
            она якобы преследует церковников. Он считает, что старший священник
            в Загорске — "благочинный" — является секретным сотрудником НКВД и
            "выдает священников", что это "низкий и подлый", по его словам, человек,

            — предатель.
            Беневоленский, находясь в камере, постоянно молится, читает, а иногда
            вполголоса поет молитвы.
            Не соблюдает правила внутреннего распорядка — не спит ночами, а спит
            иногда днем, за что неоднократно получает замечания надзора".

      Допросы продолжались около месяца.
      Из протоколов допросов:

         "— Обвиняемый Беневоленский, Вы признали себя виновным в проведении
            антисоветской агитации. Но между тем конкретных показаний по этому вопросу
            почти не дали. Чем это объясняется?

          — На прошлом допросе я показал, что я критиковал политику советского
            правительства в вопросе войны с Финляндией. Кроме того, я был недоволен
            политикой советской власти в области школьного дела. Я считал, что
            в школах необходимо ввести преподавание Закона Божия. Но советская власть
            это запрещает.
            Политику советской власти в этой области я также подвергал критике.
            Я был недоволен советской властью потому, что она закрывает храмы.
            Других фактов антисоветской агитации я сейчас вспомнить не могу.

          — Следствие располагает данными, что Вы среди колхозников проводили
            агитацию, направленную против колхозного строя. Вы признаете себя в этом
            виновным?

          — Нет, не признаю. Я не помню, чтобы я проводил агитацию среди колхозников
            против колхозного строя.

          — Вы показали, что критиковали политику советской власти в области
            школьного дела, что Вы выражали недовольство советской властью за то,
            что она запрещает преподавание Закона Божия в школе и закрывает храмы.
            Скажите, среди кого вы подвергали критике политику советского правительства
            в этой области?

          — Я подвергал критике политику советской власти по вышеуказанным вопросам
            среди верующих. Много верующих приходят ко мне на исповедь в церковь.
            В разговорах с ними я критиковал политику советской власти.
            Фамилий верующих я не помню.

          — Вспомните фамилии этих верующих и назовите их следствию.

          — Фамилий верующих я вспомнить не могу.

          — На допросе 17 января... Вы ответили:
              "Сущность моих антисоветских высказываний сводилась к тому, что
               я говорил о необходимости свержения советской власти и восстановлении
               царизма, высказывал сожаление о жизни при царской власти, выражал
               недовольство существующим в СССР строем и подвергал антисоветской
               критике политику партии и советского правительства".
            Подтверждаете ли вы этот ответ?

          — Этот ответ я подтверждаю не полностью. О необходимости свержения
            советской власти я не говорил".

      29 февраля 1940г. следствие вынесло постановление:
           "Поскольку направление дела Беневоленского в суд связано с допросом и
            вызовом в судебное заседание двух секретных осведомителей, в настоящее
            время продолжающих разработку антисоветски настроенных лиц, может
            повести к их расшифровке и срыву разработки... следственное дело...
            по обвинению Беневоленского... направить на рассмотрение Особого
            Совещания при НКВД...".

      Из обвинения:
           "БЕНЕВОЛЕНСКИЙ являлся участником контрреволюционной группы служителей культа
            и активных церковников г.Загорска, принимал участие на их сборищах, где
            подвергалась критике политика партии и советского правительства, а также
            среди верующих проводил антисоветскую агитацию".

      3 июня 1940г. Особое Совещание при НКВД СССР приговорило протоиерея Николая
      Беневоленского к 5 годам ИТЛ
    Места заключения
      Москва, внутренняя тюрьма НКВД 
      Год начала 1940 
      День начала 11 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1940 
      Сначала о.Николай был отправлен в Москву во внутреннюю тюрьму НКВД.
      Потом переведен в Таганскую тюрьмуМосква, Таганская тюрьма 
      Год начала 1940 
      Год окончания 1940 
      День окончания 28 
      Месяц окончания 2 
      В Таганской тюрьме о.Николай был помещен в одиночную камеру со строгой изоляциейМосква, Бутырская тюрьма 
      Год начала 1940 
      День начала 28 
      Месяц начала 2 
      Год окончания 1940 
      28 февраля 1940г. о.Николай был переведен в Бутырскую тюрьму в камеру N 30.
      13 апреля 1940г. переведен в общую камеруКазахстан, Карлаг, ст.Карабас 
      Год начала 1940 
      День начала 12 
      Месяц начала 7 
      Год окончания 1940 
      Месяц окончания 7 
      Казахстан, Карлаг, Спасское отделение (ныне Карагандинская о., пос.Спасск) 
      Год начала 1940 
      День начала 2 
      Месяц начала 8 
      Год окончания 1941 
      День окончания 16 
      Месяц окончания 5 
      13 августа он писал своим родным из лагеря:
          "Приехал я в Спасское, лагерь для инвалидов, в Ильин день, но пишу только
           сегодня, потому что это день писем. Я могу писать только однажды в месяц,
           вы можете писать сколько угодно. Поэтому пишите как можно чаще, мне будет
           веселее. Страшно скучаю по вас... Я думаю, что вы живете теперь в большой
           нужде и некому усладить горечь вашей жизни, как, бывало, делал это я.
           Страшно каюсь, что не был ласков с вами, и думаю, не наказан ли я за это
           долгой разлукой с вами... Как устроились?.. Есть ли служба в Посаде?..
           Какова судьба благочинного?.. Я работал в обувной, рвал резину для подошв
           из резиновых шин, а завтра перехожу в гончарную...
           Дорогие дети! Простите меня и ради меня слушайтесь маму, не раздражайте
           ее — ей, бедной, и так тяжело, и она нуждается в вашей ласке и заботах.
           Обо мне не забывайте — пишите чаще и помогайте мне тем, в чем я особенно
           нуждаюсь и о чем вы знаете, и да совершится над нами Его Воля...".

      В следующем письме, 6 сентября, о.Николай писал:
          "Погода стоит днем жаркая, а ночью холодно. Климат неважный, очень
           сильные ветры...трава вся выжжена. Растительности абсолютно нет никакой,
           а также и воды.
           Хожу работать на плотину, рою землю, ношу носилки...
           Дорогие мои, не забывайте меня и чаще делайте для меня то, о чем просил
           вас в том письме. Особенно приложите все заботы ваши к маме, успокаивайте
           ее, будьте спокойны, не унывайте... Шлю свое благословение..."

      2 октября 1940г. о.Николай писал:
          "Теперь работаю на овощехранилище по разборке овощей, картофеля и лука.
           Работаю с 7 до 11 и с 2 до 6 часов...
           Здоровье мое удовлетворительное, только в ногах слабость, а главное —
           тоска и уныние, против которых единственное лекарство, которым в Загорске
           я пользовался ежедневно, а здесь его совсем не вижу...
           За посылку большое спасибо. Получил все в целости... Должно быть, очень
           дорого обошлась вам посылка, так что в будущем вы пока воздержитесь
           от них, хотя, конечно, получать их доставляет мне большое утешение..."

      29 октября о.Николай писал супруге и детям:
          "Ты спрашиваешь меня о вещах... Скажу тебе откровенно, что шуба моя
           поизносилась со стороны подкладки, требует значительного ремонта, варежка
           осталась только одна, шапка цела, а скуфейка куда-то пропала.
           Ввиду работ, мне необходимо было бы иметь теплую ватную курточку и штаны.
           Если будет какая-либо возможность выслать это, то вышлите какое-нибудь
           старенькое...
           Ватный подрясник я отдал одному молодому неимущему человеку, который
           поехал на Север и не имел ничего теплого, а я думал, что не буду нуждаться
           в теплом, думал, что еду на Юг, — оказалось, что здесь бывают жестокие и
           сильные бураны. Воротник у шубы совершенно износился, хорошо было бы,
           если бы ты прислала мне башлык...
           Ты пишешь, не сержусь ли я на тебя? За что могу сердиться на тебя?..
           Ты всегда была для меня ангелом-хранителем. Я только недоволен собою и
           во всем всегда виню себя.
           Посылку я получил вчера. Большое спасибо... Сколько беспокойства
           доставляю я вам. Простите меня за это беспокойство. Если буду жив и здоров,
           постараюсь отблагодарить вас...
           Возложим же свое упование на Того, Кто Один только дает нам утешение и
           отраду. Не оставляй меня в своих просьбах к Нему....
           Дорогие мои дети... прошу вас снова: заботьтесь о маме, не огорчайте ее,
           утешайте и не оставляйте меня в том, что мне едино на потребу...".

      В каждом письме о.Николай просил прислать ему черных сухарей, что было самым
      необходимым при голоде в лагере, и теплых вещей.
      2 февраля 1941г. он писал жене и детям:
          "Я физически здоров, натрудил здесь себе ногу худыми валенками, но теперь
           все это прошло.
           Совсем иное — настроение духовное, ощущение туги и тоски и томление духа...
           Письма не доходят быстро по случаю страшных буранов, о которых трудно и
           представить у вас... Недавно буран сильный продолжался десять дней,
           в это время прекращается всякое сообщение с железной дорогой, от которой
           мы оттопали сорок одну версту.
           Даже были большие затруднения с доставкой продовольствия. Посылку со
           съестным я получил и также прошу усердно прислать мне каких бы то ни было
           сухариков...
           Без вас и вашей помощи я обхожусь с трудом: страшно обносился и
           по своему виду не имею ни вида, ни величия...
           Не забудьте переслать мне черную и белую катушку, иголку, бумагу и конвертов.
           Это у меня последний конверт..."

      19 марта о.Николай написал родным:
          "Я, слава Богу, жив, но не совсем здоров... Сейчас нигде не работаю.
           Всюду, куда ни поступлю, всюду я непринятый работник. Последнее место мое
           было на прядильной фабрике, но ничего не вышло. Спасибо за посылку...
           Сейчас у нас ростепель. Все распустилось, и везде вода.
           Бодрости духа никак не приобретешь. Сейчас такое хорошее время, время
           поста, а здесь его не чувствуешь. Нет необходимого средства благодатного...
           Прошу у вас всех прощения, тем более что я виновник всех бедствий.
           Простите меня все и за все... Жестокое Божие наказание поразило меня.
           Но не будем отчаиваться. Будем уповать на Его милосердие.
           В мое отсутствие сколько умерло хорошего народа. О деньгах не беспокойся.
           Денег у меня 120 рублей, и на них ничего не купишь. За все твои заботы
           обо мне большое спасибо. Если можешь, вышли мне что-нибудь солененькое...
           даже необходимо сколько-нибудь соли (у нас нет), луку, чесноку...
           а еще частый гребешок (тот своровали).
           Извини, что я к тебе пристаю все с просьбами...".

      19 апреля 1941г. о.Николай послал свое последнее, десятое письмо родным:
          "Поздравляю вас с торжественным праздником... Я сейчас лежу в больнице...
           Слава Богу, обходится пока благополучно. Уповаю и впредь на помощь Божию,
           и ты тоже не унывай..."