Служение
Московская о., г.Сергиев Посад (Загорск), Вознесенская церковь
протоиерей
Год начала 1933
Год окончания 1939
Месяц окончания 10
Церковь находилась в Загорске по адресу: проспект Красной Армии, 88а.
Престолы: Вознесения Господня, иконы Божией Матери Всех Скорбящех Радосте,
Трех Святителей Великих.
О.Николай в проповедях старался донести слово истины до своих прихожан,
исповедовал и причащал. К нему приезжали духовные дети из Москвы и др. мест.
Ревностный служитель Божий, о.Николай тяжело переживал введение в церкви тарифов
на требы.
По семейным воспоминаниям, проходя мимо продающих полевые цветы детей, он на
последние деньги покупал у них букетик и нес домой. На вопрос жены: "Что же нам
кушать?" отвечал: "Господь нас не оставит, а те дети могут от голода умереть".
Дочь Вера продолжила обучение, выбрав медицинское поприще. Хотя ежедневные поездки
в Москву отнимали много сил, но в 1930-е годы она окончила медицинские курсы и
устроилась работать лаборанткой, чтобы помочь семье.
Семью о.Николая Беневоленского, племянника преподобного иеросхимонаха Алексия,
хорошо знали в городе. О.Николай и его семья были близко знакомы с ректором
Московской Духовной Академии Филаретом, будущим митрополитом Минским и Слуцким.
В дом о.Николая был вхож будущий митрополит Волоколамский и Юрьевский
Питирим (Нечаев).
В 1939г. в Вознесенский храм был назначен почетным настоятелем благочинный
из Можайска протоиерей Федор Казанский, имевший весьма дурную славу.
К о.Николаю подошла на исповедь одна женщина и сообщила, что она специально
приехала из Можайска предупредить, что "этот священник чрезвычайно опасен
и церковным людям уже принес много зла в Можайске, а об о.Николае они слышали
только хорошее, и поскольку к нему приезжает много духовных детей из Москвы,
ему надо быть осторожней". Новый настоятель оказался секретным осведомителем
НКВД по кличке "Лебедев". Из его доносов на о.Николая:
"Алексеевщина это особая секта, происходящая от схимонаха Алексия,... известного
духовника паломников, приезжающих и приезжавших в Троице-Сергиеву Лавру.
Протоиерей Беневоленский (подробный материал о нем мной представлялся)...
является по плоти и крови племянником... Алексия... и в полном смысле слова
не только подражает ему, но типично старается ему уподобиться, его
олицетворять, действовать в приходе именно в этом направлении, осуществлять
деятельность Алексия. Весь фанатизм, вся контрреволюция, т.е. такая, какая
была в свое время в Путинках при Агафоне, теперь находится именно здесь...
Говоря о Беневоленском, можно сказать даже так, что о нем именно и
распространились по городу Загорску сведения, что он организатор темных сил.
Человек с высшим образованием, корчит из себя монаха..."
"К настоящему времени продолжается и даже увеличивается в городе Загорске
паломничество. При выяснении оказывается основной причиной этого явления
укоренившаяся в городе Загорске алексеевщина.
Алексий это старец, схимонах, прозорливец, известный духовник всех паломников
бывшей Троице-Сергиевой Лавры. Алексеевщина заключается в том же
духовно-нравственном извращенном направлении, которое осуществлялось
иосифовской группой духовенства юродивыми и прозорливыми монахами.
К этой именно группе в настоящее время особенно остро выявляет свою
принадлежность племянник названного схимонаха Алексия священник
Вознесенской церкви г.Загорска о.Николай Беневоленский...
Беневоленский, очень любит частную исповедь...
Особенно... во время поста... Особенно заметно, что приезжающие паломники
с целью исповеди бывают именно у о.Николая Беневоленского...".
После подобного рода доносов о.Николая в августе 1939г. вызвали в НКВД, и один
из сотрудников стал расспрашивать его о знакомых, о том, где ему приходится бывать,
о налогах, которые приходится платить. В конце разговора предложил священнику
дать подписку, что тот обязуется сообщать в НКВД о тех лицах, которые настроены
контрреволюционно.
О.Николай категорически отказался; тот стал уговаривать, но уговоры
не подействовали; тогда сотрудник НКВД заявил, что "если священник даст подписку,
то он меньше будет платить налогов, а если не даст ему придется платить все
налоги и в конце концов он может оказаться в тюрьме".
О.Николай по малодушию дал подписку с обязательством сообщать в НКВД обо всех
контрреволюционно настроенных лицах под данной ему в НКВД кличкой "Схимник".
Однако память о старце Алексии и молитва дяди не оставили его, и выйдя из здания
НКВД, он до глубины души осознал всю антихристианскую сущность принятого
им предложения, совершенно для него невозможного.
Через неделю о.Николай, собрав все необходимое для жизни в тюрьме, явился в некую
московскую квартиру, назначенную ему сотрудником НКВД для конспиративных встреч,
и заявил, что сообщать в НКВД о лицах, контрреволюционно настроенных, противно
его убеждениям, этого он делать не будет. Отца Николая тогда не арестовали
Московская о., г.Сергиев Посад (Загорск), церковь Ильи Пророка
протоиерей
Год начала 1939
Месяц начала 10
Год окончания 1940
День окончания 11
Месяц окончания 1
О.Николай все чаще стал раздумывать, как избавиться от опасного соседства
с осведомителем.
В 1939г. арестовали второго священника Ильинского храма, и о.Николай решил
проситься туда. Придя к настоятелю Ильинского храма, он попросил взять его
к себе в причт, напрямую назвав и причину, не зная тогда, что и тот является
таким же осведомителем.
С октября 1939г. о.Николай стал служить в Сергиевом Посаде в Ильинской церкви.
Протоиерей Федор Казанский, однако, не оставлял его своим вниманием и стал
заходить к нему домой.
По воспоминаниям, придет, бывало, и скажет:
"Батюшка, а я вот гулял и решил Вас навестить. Что это о Вас ничего
не слышно давно. Вот и решил Вас навестить".
И приходилось его принимать и отвечать на его досужие вопросы.
О.Николай с трудом тогда скрывал тревогу, а супруга старалась принять
протоиерея Федора с любовью, оказать ему христианское гостеприимство,
напоить его чаем