Лаврентий (Левченко Стефан Иванович)
Год рождения 1893
День рождения 26
Месяц рождения 4
Место рождения Томская губ., Змеиногорский у., Курьинская вол., с.Николаевское
иеромонах
По данным [1] место рождения: Полтавская губ., Кременчугский у., с.Твердохлебово.
Родился в семье крестьян Ивана Леонтьевича и Акилины Федоровны Левченко.
У Стефана были старшие сестры: Ксения, Евфросиния и Мария.
Сестра Стефана Ксения в 1891г. поступила в Шамординский монастырь Калужской губ. и
впоследствии пострижена в монашество с именем Евгения.
Через четыре года в Шамординский монастырь поступила сестра Евфросиния, принявшая
постриг с именем Анатолия.
В 1909г. в тот же монастырь поступила его сестра Мария.
В 1910г. в Шамординский монастырь поступила и мать Стефана, приняв монашеский
постриг с именем Акилина, а его отец тогда же поступил в Оптину Пустынь, приняв
схиму с именем Иоанн (он умер в 1929г. и погребен у храма Покрова в Козельске).
Вместе с отцом в 1910г. ушел в Оптину Пустынь и Стефан
Родство
двоюродный брат
Евтихий (Диденко Емельян Иванович)
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до рукоположения в иеромонаха]
[до 1937г.]
Рукоположение
монах
Лаврентий
Место Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина Пустынь
иеродиакон
Место Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина Пустынь
архидиакон
Место Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина Пустынь
Служение
Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина Пустынь
монах, иеродиакон, архидиакон
Должность послушник
Год начала 1910
Калужская губ., г.Козельск, Казанская монастырская церковь
архидиакон
Год окончания 1923
После революции и преобразования монастыря Оптина пустынь в сельхозартель Казанский
храм оставался действующим дольше других храмов обители.
Архидиакон Лаврентий поселился в Козельске в домике, в котором собрались его отец,
мать и сестры все монашествующие.
К ним присоединились некоторые из оптинской братии, и получилась небольшая обитель.
Зарабатывали они тем, что давала кустарная мастерская по изготовлению валяной
обуви, которая была устроена в их доме. Валенки, которые они изготовляли,
славились и высоким качеством выделки, и на них всегда был большой спрос.
После того, как в 1923г. в Казанском храме Оптиной прекратились службы, монахи
перешли служить в Георгиевский храм в Козельске
Калужская губ., г.Козельск, Георгиевская церковь
архидиакон
Год начала 1923
В церкви было 6 престолов: Василия Великого, Преображения Господня, вмч.Георгия,
Казанской Богоматери, вмц.Параскевы Пятницы и Иоанна Предтечи.
Настоятелем Георгиевской церкви стал иеромонах Макарий (Чиликин), здесь стал
служить и архидиакон Лаврентий.
По большим праздникам в Георгиевский храм приходил служить бывший настоятель
Оптиной архимандрит Исаакий (Бобраков) и иноки, поселившиеся в близлежащих
деревнях, и в эти дни пели на два клироса.
Впоследствии прихожане храма села Ивановского, расположенного неподалеку от Козельска,
стали просить архиепископа Сильвестра (Братановского) рукоположить полюбившегося
им благочестивого батюшку во иеромонаха, и архиепископ исполнил их просьбу
Рукоположение
иеромонах
Кто рукоположил архиепископ Калужский Сильвестр (Братановский)
Служение
Калужская о., Козельский р., с.Ивановское, церковь св.ап. и ев.Иоанна Богослова
иеромонах
Год окончания 1937
День окончания 6
Месяц окончания 9
В Ивановское к о.Лаврентию переехали монахини-сестры, они помогали по храму и
зарабатывали на жизнь рукоделием.
Иеромонах Лаврентий ходил по деревням, общался с крестьянами и, будучи человеком
мастеровым, часто был привлекаем к ремонту молотильных машин в колхозе (машины
колхозу дали, а мастеров тогда еще не подготовили).
В 1935г. сотрудники НКВД принялись собирать об о.Лаврентии сведения на предмет его
ареста. С этой целью осведомителям было дано задание заводить об о.Лаврентии
беседы, чтобы получить о нем такого рода сведения, чтобы обвинить его в
контрреволюционной деятельности и арестовать.
Из беседы осведомителя с некоторыми верующими выяснялось, что о.Лаврентий
пользуется большим авторитетом у православных. Некий человек поведал осведомителю:
"Приезжая в Козельск, он обходит всех монахов и монашек и уговаривает, чтобы
мы терпели, как терпел Христос... Мы, когда говорим с ним, и не евши сыты
бываем от его слов".
От других же верующих осведомитель узнал:
"Иеромонах Лаврентий держится очень осторожно, незаметно и старается быть
полезным не только для православного общества, но и для новосозданных
колхозов, так что когда там ломается что-то из техники, то идут к нему,
а он помогает безотказно. Но большей частью же старается молчать, чтобы
не обнаружить своего мнения".
В апреле 1936г. сотрудники Козельского отделения НКВД допросили нескольких жителей
из прихода села Ивановское, требуя, чтобы они дали компрометирующие показания
о священнике, дабы, не раскрывая имен осведомителей, получить материалы для его
ареста и осуждения. Но свидетели дали путаные показания, так что арест о.Лаврентия
был тогда отложен.
Однако в конце лета 1937г. вышел приказ Сталина о массовых арестах, и тогда
протоколы допросов были извлечены как доказательные для обвинения священников
Аресты
Калужская (Западная) о., Козельский р., с.Ивановское
Год ареста 1937
День ареста 5
Месяц ареста 10
В первых числах сентября 1937г. соседка о.Лаврентия сообщила ему, что
арестован священник соседнего прихода, и о.Лаврентий стал собирать вместе
с сестрой вещи, которые могли бы ему понадобиться в тюрьме.
6 сентября 1937г. он был арестован и заключен в камеру предварительного заключения
при козельской милиции
Осуждения
тройка НКВД СССР по Западной обл.
06/10/1937
Статья ст.5810 УК РСФСР
Приговор=высшая мера наказания расстрел
УФСБ России по Калужской обл. Д.П-13441.
В день ареста о.Лаврентия допросил начальник Козельского РО НКВД.
Из протокола допроса:
" Следствие располагает данными, что Вы производили церковную службу
по колхозам района, брали деньги и продукты от колхозников, собирали
подписи среди колхозников, не имея разрешения на это от сельсовета,
райисполкома и колхоза. Просим не путать и дать правдивое показание
по этому вопросу.
Действительно, производил богослужение в колхозах деревень Лаврово,
Ивановское, Староселье, Новоселие, Заречье, Толстое и пос.Алпатовское,
за произведенные религиозные требы платили деньгами... хлебом... подписи
я среди колхозников не собирал...
Следствие располагает данными, что Вы предлагали колхознице Евфросинии
Волковой посещать церковь вместе с детьми и... проводили агитацию против
школы.
Евфросинию Волкову я знаю... она с 1932г. не ходит в церковь; почему она
бросила церковную службу, я не знаю... против школы я... не агитировал.
Следствие располагает данными, что вы... на поле среди колхозниц в колхозе
Мировой Октябрь проводили контрреволюционную агитацию против советской
власти. Требуем правдивого показания по данному вопросу.
В колхозе я бывал, но контрреволюционной агитации я не проводил
виновным себя не признаю.
В 1937г. Вы без ведома сельсовета и колхоза в ночное время обходили дворы
колхозников и собирали подписи просим дать правдивое показание по этому
вопросу.
Без дела я по домам колхозников не ходил, если ходил, то по просьбе
колхозников: были случаи, что по вечерам ходил служить "требы" в дома,
где имеется необходимость. Подписи не собирал".
22 сентября 1937г. начальник Козельского отделения НКВД составил обвинительное
заключение и направил его на рассмотрение тройки, добавив от себя, чтобы дело
иеромонаха Лаврентия было рассмотрено по первой категории, т.е. чтобы он был
приговорен к расстрелу.
56 октября 1937г. состоялось заседание тройки НКВД, и о.Лаврентий был приговорен
к расстрелу
Места заключения
Калужская (Западная) о., г.Козельск, камера предварительного заключения при Козе
Год начала 1937
День начала 6
Месяц начала 9
Год окончания 1937
День окончания 26
Месяц окончания 10
Кончина
1937
День 25
Месяц 10
расстрел
Иеромонах Лаврентий был расстрелян 25 октября 1937г. и погребен в общей безвестной
могиле.
По данным [1], дата расстрела 26 октября 1937г.
Предание сохранило память о внешнем образе о.Лаврентия он был высокого роста,
с длинными черными волосами, большой густой черной бородой
Канонизация
Преподобномученик Лаврентий (Левченко)
Дата 06/10/2006
Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 6 октября 2006г.
Кто представил Свято-Введенская Оптина пустынь
Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
2
Старый стиль 12.10
Новый стиль 25.10
день мученической кончины (1937г.)
Публикации
Документы
Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2006г.