Свенцицкий Валентин Павлович
Год рождения 1881
День рождения 30
Месяц рождения 11
Место рождения Казань
протоиерей
Специальность=
богослов, публицист, проповедник
Родился в семье потомственного дворянина, присяжного поверенного Болеслава
Давида Карловича Свенцицкого (18321896) и вятской мещанки Елизаветы Федосеевны
Козьминой (18521927). Отец католик, мать и дети православные.
Поскольку развод отца с первой женой (сбежала, бросив пятерых детей) не разрешила
католическая Церковь, Валентин был признан незаконнорожденным и отчество получил
по имени восприемника при крещенииФотографии
Протоиерей Валентин Свенцицкий
Протоиерей Валентин Свенцицкий
Протоиерей Валентин Свенцицкий
Протоиерей Валентин Свенцицкий. Снимок сделан на 21 день после смерти
Протоиерей Валентин Свенцицкий в ссылке, 1928(1931?)г.
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[Период жизни]
[Период жизни]
[Период жизни]
Образование
3-я Казанская гимназия
Год поступления 1891
Год окончания 1895
Возможно, именно благодаря различию вероисповеданий отца и матери, у юного Валентина
рано пробудился интерес к религиозным вопросам.
В гимназические годы очень большое влияние на него оказал законоучитель Казанской
гимназии священник Молчанов (будущий Экзарх Грузии архиепископ Алексий II),
человек большой эрудиции, обладавший прекрасными ораторскими способностями
1-я Московская классическая гимназия
Год поступления 1895
Год окончания 1898
Когда Валентину было 15 лет, семья Свенцицких переехала в Москву, где Валентин
учился сначала в 1-ой Московской классической гимназии, затем в частной гимназии
Креймана
Московская частная гимназия Креймана
Год поступления 1900
Год окончания 1903
Московский университет, историко-филологический факультет
Год поступления 1903
Год окончания 1907
После окончания частной гимназии в 1903г. был зачислен на историко-филологический
факультет Московского университета. Той же осенью вступил в Историко-филологическое
студенческое общество при университете (руководитель профессор С.Н.Трубецкой),
стал инициатором открытия секции истории религии (председатель С.А.Котляревский)
Места проживания
Москва
Год окончания 1909
Промыслом Божиим молодой Свенцицкий попадает в круг мыслящих, ищущих Правды Божией
людей, с именами которых связано развитие русской религиозно-философской мысли
В числе его друзей и близких знакомых были Владимир Эрн, Павел Флоренский,
Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Андрей Белый, князь Евгений Трубецкой, Александр
Ельчанинов. События 1905г. увлекли В.П.Свенцицкого. Он организует нелегальное общество
"Христианское братство борьбы", куда входили также П.Флоренский, В.Эрн, А.Ельчанинов,
и пишет его программу.
В ряде статей 19061907гг. он проповедует христианский социализм и общественную
собственность. В эти же годы Свенцицкий начинает выступать в "Религиозно-философском
обществе памяти Владимира Соловьева" и Политехническом музее с лекциями на темы:
"Христианство и насилие", "Террор и бессмертие", "Атеизм и любовь" и т.п.
Выступления собирают большое количество слушателей.
Сила его убеждения была покоряющей. И в молодые годы, и впоследствии В.П.Свенцицкий
умел необыкновенно влиять своим словом на людей и в лекциях, и в проповедях, и
в частных беседах.
В.П.Свенцицкий сотрудничает в сборниках "Свободная совесть", "Вопросы религии",
публикует статьи о творчестве Ф.М.Достоевского, Н.Клюева, Г.Ибсена, пишет рассказы,
повести, драмы. При содействии С.Н.Булгакова участвовал в издании "Религиозно-общественной
библиотеки".
В интеллигентной Москве Свенцицкого уже знают, о нем говорят. Выступает Свенцицкий
и в Петербурге, а также сотрудничает в издании журнала "Новая земля". Он пишет книгу
"Второе распятие Христа". Книга была напечатана, но с множеством пропусков, замененных
многоточиями, а вскоре изъята совсем.
В 1908г. выходит книга В.П.Свенцицкого "Антихрист, или Записки странного человека".
Издание этих двух книг, сложные драмы в личной жизни, осуждение со стороны близких
друзей, исключение из "Религиозно-философского общества" привели В.П.Свенцицкого
к состоянию глубокого духовного кризиса.
Эти трудные годы привели мятущегося интеллигента к переосмыслению
всей предыдущей жизни, стали отправной точкой на пути к нравственному очищению
через боль страдания и глубокое покаяние. Выбор был сделан. Свенцицкий отказывается
от социалистических идей и с тех пор их неизменно критикует. Оставив все
"мудрствование", он всецело предает свою жизнь Христу и Его Церкви.
В 1911 году познакомился со своей будущей женой Евгенией, дочерью священника
Сергия Краснова
Кавказ
В начале 1910-х годов Валентин Павлович едет на Кавказ,
желая своими глазами увидеть монахов-отшельников, прикоснуться к православной
святости. Это удается ему вполне, и вскоре в 1915г., под впечатлением поездки
на Кавказ он пишет книгу "Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских
гор", пронизанную глубоким пониманием сути христианской жизни и христианского
подвига.
Важнейшим событием по возвращении стало его тесное общение с великим
оптинским старцем иеросхимонахом Анатолием (Потаповым). От него Валентин Павлович
принял благословение учиться непрестанной молитве и другим духовным деланиям,
свойственным, в основном, монашеству
Рукоположение
иерей
1917
День 9
Месяц 9
Место Петроград, Иоанновский монастырь
Кто рукоположил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский)
В 1917г. В.П.Свенцицкий просит своего духовного отца иеросхимонаха Анатолия (Потапова)
благословить его на монашество, но старец указывает ему другое служение.
Женившись на Евгении Сергеевне Красновой, в целомудренном браке с которой
прожил 15 лет, Валентин Свенцицкий в Петрограде принимает священный сан.
Посвящение происходило в Иоанновском монастыре, где погребен святой праведный
отец Иоанн Кронштадский, которого Свенцицкий всегда глубоко любил и почитал.
Рукополагал его митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), пять лет спустя
расстрелянный большевиками
Служение
Петроград
иерей
Год начала 1917
Год окончания 1920
О.Валентин был назначен проповедником при штабе 1-й армии Северного
фронта; с 1918г. стал проповедником Добровольческой армии. Активно участвовал в
подготовке и деятельности Юго-Восточного Русского Церковного Собора, в печати и
с амвона призывал народ к покаянию и борьбе с большевизмом
Москва
иерей
Год начала 1920
Год окончания 1922
В 1920г. Свенцицкие переехали в Москву. О.Валентин не имел своего прихода,
а выступал как проповедник по разным храмам Москвы, часто
сослужа в торжественных богослужениях Святейшему Патриарху Тихону и различным
архиереям. Совершал требы в семьях своих родных и близких.
Свенцицкий считал, что Святейший Патриарх Тихон необыкновенно верно ведет церковный
корабль в сложнейших условиях жизни того времени.
"Пока он существует, за Церковь, до известной степени, можно быть спокойными.
Может быть, были и есть патриархи эрудированнее и внешне как бы талантливее
Святейшего Патриарха, но он какой-то благодатный, тихий и очень мудрый".
Духовное чадо оптинских старцев о.Валентин был священником пламенной веры и
непрестанного молитвенного подвига. Соединив в себе дух монашеского "умного делания"
и пастырства, он принял на себя крест священнического служения в революционной
Москве 1920-х годов. Проповеди, выступления, все духовное наследие о.Валентина
отличают кристальная чистота и ясность, свойственные подлинно православному
мышлению.
Аресты
Москва
Год ареста 1922
После проповеди в Крестовоздвиженском монастыре, где о.Валентин утверждал,
что деятельность обновленцев направляется органами ЧК, он был арестован и
заключен в Бутырскую тюрьму
Осуждения
.
/.
/1922
Приговор=
3 года ссылки
Места заключения
Москва, Бутырская тюрьма
Год начала 1922
В Бутырской тюрьме находился в одной камере с С.И.Фуделем
Средняя Азия, Таджикистан, г.Пенджикент
Год окончания 1924
В ссылке о.Валентин написал работу "Тайные поучения о нашем спасении" (о молитве
Иисусовой) адресованный духовным чадам труд о молитвенном делании и преодолении
искушений на этом пути.
В Пенджикенте (Таджикистане) он участвовал в хиротонии Луки (Войно-Ясенецкого)
Служение
Москва, храм свщмч.Панкратия на Сретенке
иерей
Год начала 1924
Месяц начала 12
Год окончания 1926
Вернувшись из ссылки о.Валентин стал служить в храме священномученика Панкратия
в переулке на Сретенке и вести регулярные беседы с прихожанами по вопросам веры,
церковной жизни и Священного Писания. Его духовные дети записывали эти беседы
и распространяли их среди верующих.
В 1925г. о.Валентин был в числе множества духовенства на похоронах Святейшего
Патриарха Тихона, которого очень любил и уважал.
Наряду с постоянным местом служения, о.Валентин часто выступал с проповедями,
сослужа в различных храмах Москвы и Подмосковья. В своем храме он дополнительно
проводил целые циклы бесед на различные богословские темы о преп.Серафиме Саровском
и творениях Иоанна Лествичника.
В Великий Пост 1926г. о.Валентин прочитал в храме св.Панкратия свой труд "Шесть
чтений о Таинстве покаяния в его истории", направленный против начинавшей тогда
широко распространяться общей исповеди.
Летом 1926г. о.Валентин со своими прихожанами духовными чадами (60 чел.)
совершил паломничество на шести подводах в Саровский монастырь, где получил
предсказание блаженной Марии Ивановны о переходе в другой храм. Так и произошло.
Он был назначен настоятелем храма "Никола Большой Крест"
Москва, храм "Никола Большой Крест" на Ильинке
протоиерей
Должность=
настоятель
Год начала 1926
Год окончания 1928
В Никольском храме о.Валентин создал крепкую общину, проводил особые богослужения,
которые продолжались всю ночь (говорят, это было неповторимо), искоренял звон и счет
денег во время богослужения, за всенощной бесплатно разносили свечи, и часть
службы все стояли со свечами. В своих сочинениях и проповедях о.Валентин
открывал путь духовного совершенствования в условиях современной жизни, который
называл "монастырем в миру". Это не означало, что люди, вставшие на такой путь,
делаются тайными монахами и принимают негласно какие-то обеты. Речь шла о том, чтобы
внутренне воздвигнуть как бы монастырскую стену между своей душой и миром, во зле
лежащем, не допускать, чтобы его суета, его зло захлестнули душу.
Декларация митрополита Сергия (Страгородского) от 16/29 июля 1927г. вызвала
у о.Валентина резкий протест. В январе 1928г. по благословению епископа Димитрия
(Любимова) он разорвал каноническое и молитвенное общение с митрополитом Сергием
и вышел из его юрисдикции вместе со своей паствой. В Никольском храме не поминали
ни власть, ни митрополита Сергия. О.Валентин запрещал своим духовным чадам посещать
другие храмы.
На Пасху 1928г. о.Валентин был арестован за неприятие Декларации митрополита Сергия
Аресты
Осуждения
Места заключения
Кончина
Труды
Публикации