Новомученики и исповедники
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX ДеньНачалаСлужения 31 Дела o86.241 => o86.241 Фотографии
4 Фотоальбом Фотоальбом o86-30e.jpg Дела o86.30 => o86.30 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
14
    Места проживания
      Ульяновская о., г.Мелекесс, дом Евдокии Васильевны Ирдинкиной 
      Год начала 1954 
      Месяц начала 10 
      Год окончания 1955 
      Месяц окончания 1 

      После освобождения о.Гавриил вернулся в Мелекесс с узелком в руках, в котором было Священное Писание и рукописи его духовных трудов. Дом его был конфискован. И он пошел в церковь, где несколько лет назад его арестовали. Многие боялись пригласить к себе батюшку после такого срока лагерей. Но нашлась добрая душа Евдокия Васильевна Ирдинкина, приютившая у себя о.Гавриила. до тех Дом Евдокии Васильевны превратился в домашнюю церковь. Перед иконами всегда горели лампады и свечи, ежедневно читалось молитвенное правило... О.Гавриил жил у Евдокии Васильевны до того момента, когда определением Судебной Коллегии Верховного суда РСФСР от 6 января 1055г. он был полностью реабилитирован и ему был возвращен его дом. В знак благодарности к Евдокии Васильевне и ее семье о.Гавриил пригласил их жить к себе, т.к. дом их стал совсем ветхим: "Будете за мной ухаживать, я человек больной, долго не проживу, а дом подпишу на вас"

      Ульяновская о., г.Мелекесс, ул.Неверова, 4 
      Год начала 1955 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1959 
      День окончания 18 
      Месяц окончания 10 

      Как говорил сам о.Гавриил, он "вернулся после лагеря именно в Мелекесс молиться за своих врагов", строго следуя заповедям Божиим. После лагеря о.Гавриил не служил в храме — было слабое здоровье. Церковные службы он старался не пропускать. У него было большое смирение, придя в храм, он стоял всегда у порога среди нищих. О.Гавриил подавал прошение Патриарху Алексию I благословить его в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь, но получил ответ, что "с этим вопросом следует обратиться непосредственно к правящему архиерею Одесской епархии", а те боялись в то время брать к себе священнослужителей, прошедших лагеря. Но по Воле Божией к о.Гавриилу стало обращаться еще больше верующих, о нем узнали во всей стране. По данным [3], священники из зависти запретили о.Гавриилу приходить в церковь. Он стал служить Божественную Литургию у себя дома. Многие духовные чада, узнав о возвращении батюшки, приезжали к нему со всех концов страны. Он обладал необыкновенной духовной благодатью, каждому преподавал свое духовное "лекарство". Многие шли к батюшке со своими бедами, радостями и болезнями, испрашивая совета, благословения, и все уходили от него с обретенным душевным покоем. О.Гавриил еще при жизни был украшен Богом даром прозорливости и исцелений. Этому имеется более 100 свидетельств. Пока было здоровье, несколько раз о.Гавриил бывал в Москве, посетил родные пензенские места. Везде к нему стекался народ, тогда уже многие считали его святым человеком. Он всех принимал и выслушивал с большой радостью. О.Гавриил не забывал своих родных и близких, проживавших в Пензенской обл. В г.Кузнецке жила его сестра Пелагея, а младший брат Григорий — в Москве, но последние годы жизни батюшки сам часто приезжал в Мелекесс. О.Гавриил последний раз посетил родные пензенские места в июне 1956г. Гостил в Самодуровке у родственника Петра Ивановича Игошкина, глубоко верующего человека. Обойдя пешком родные места: села Сыресь (Сыресево), Самодуровку, Шугурово, Шкудим, Качим и др. он служил молебны, панихиды, совершал крещения, в домах родных совершал Божественную литургию, причащал Святых Христовых Таин. Последнюю в своей земной жизни панихиду о.Гавриил совершил на могиле своих родителей, которые похоронены около церкви Рождества Христова с.Сыресево, где сам был крещен. Последние годы батюшка стал заметно стареть, но, как и прежде, к нему шли люди. Перед его духовным взором открывалась душа человека. В лучах исходящей от него любви согревались сотни людей. Всех приходивших к нему он обязательно кормил, а приезжим находил место для ночлега в своем домике. Для этого были сделаны широкие лавки, которые ставились на ночь на свободное место, а днем убирались. О.Гавриилу была свойственна полная нестяжательность. Ни подаренные вещи, ни деньги долго у него не задерживались. Обычно он уже в течение того же дня передавал полученное нуждающимся, соразмеряя, кому что нужней, и сам уже никогда не вспоминал об этом. Несмотря на общение с огромным количеством пасомых, старец Гавриил не получал вреда от многочасовых бесед с ними и всегда пребывал невозмутимым, как бы неприступным для суетного мирского духа. Характерной чертой о.Гавриила было его огромное терпение. Он постоянно был на людях, выслушивая их скорби, нужды, беды, искушения и т.д., однако никогда ни взглядом, ни словом он не выказал и тени гнева, раздражения или неприязни. К нему шли как миряне, так и священники. В его записной книжке значились около 500 адресов, среди которых были митрополиты: Ленинградский И Ладожский Елевферий, Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), епископ, впоследствии митрополит, Мануил (Лемешевский), епископ Серафим (Шарапов) и др. Среди его духовных чад был о.Николай Кузьмин, по рекомендации о.Гавриила закончивший Духовную Семинарию, а затем и Академию; после смерти о.Гавриила он имел попечение о его духовных чадах в Мелекессе. О.Гавриил был не лишен писательского дара, после него осталось большое духовное наследство: проповеди, многочисленные письма, повести. Его творения многократно переписывались и стали достояниями многих людей

(c) ПСТГУ