Home page | NIKA_ROOT | Прославленные новомученики | Алексий (Орлов Алексей Степанович) |
Родился в бедной семье псаломщика. Семья была глубоко верующей
Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1923г.] [1923-1933гг.] [1933г. - май 1937г.] [май-сентябрь 1937г.]Обладая от природы острым умом и тягой к знаниям, получает общее высшее образование, но суетный мир не увлекает серьезного, требовательного к себе и окружающим юношу. Он решает идти по стезе служения Богу и поступает в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую и заканчивает блестяще
В сане протоиерея служил в Самаре, овдовев,принял монашество
Хиротонисан во епископа Бугульминского. В конце 1923г. уклонился в обновленчество и был назначен обновленческим епископом Бугурусланским с правом временного управления Самарской епархией
В 1924г. в Самарском кафедральном соборе всенародно принес покаяние за уклонение в обновленчество и был принят в общение Русской Православной Церковью в сущем сане
Самарская епархияВ 1924г. назначен епископом Курганским, викарием Тобольской епархии
Тобольская епархияВ 1927г. назначен на Мамлышскую кафедру с исполнением обязанностей викарного архиерея Сарапульской епархии
Сарапульская епархияПо воспоминаниям А.И.Кузнецова, епископ Алексий (Орлов) прибыл в Астрахань в
сентябре 1930г., после ареста временно управляющего Астраханской епархией епископа
Вольского Андрея (Комарова). Фактически все время, пока епископ Андрей находился
под стражей, до февраля 1931г., на епископа Алексия легло бремя управления
епархиальными делами.
Епископ Алексий был скромным, обаятельным человеком, и за это он пользовался всеобщей
любовью верующих. В обхождении он был очень прост, вел аскетический образ жизни,
ежедневно служил в храме, главным образом в храме Князь-Владимира, около которого
он жил в доме на улице Радищева, 38. Верующие старались приглашать его в другие
приходские храмы, где он любил служить по престольным праздникам.
Сохранилось описание внешности епископа: высокий рост, пышная, буквально до пояса,
борода, белое румяное лицо с добрыми глазами и милой выразительной улыбкой.
Однажды, в канун праздника Сретения Господня, произошел такой случай.
Епископа Алексия пригласили служить Всенощную в Тихвинской церкви. Он приехал,
прихожане встретили его, и служба началась. Вскоре сюда же в церковь прибыл
епископ Андрей (Комаров), утром освобожденный из тюрьмы. Он, никем не встреченный,
прошел в алтарь. Что произошло в алтаре, неизвестно, но только на Литургию вышел
епископ Андрей. В церкви поднялся шум, были слышны голоса: "Где епископ Алексий?"
Верующие подступили к епископу Андрею и стали требовать его удаления, желая,
чтобы службу продолжил епископ Алексий. Владыка Андрей хотел что-то сказать,
но во всеобщем гвалте его не было слышно. Служба была сорвана. Владыка Алексий
остался в Астрахани на положении викарного архиерея, но служить ему удавалось
изредка и только в Князь-Владимирском храме.
В апреле 1931 года епископ Алексий был удален из города. Только в 1933г. из письма
самого Владыки, астраханцы узнали, что же произошло:
5 июня 1931г. был назначен епископом Сызранским, викарием Самарской епархии
Уже 24 августа Владыка Алексий был назначен в Омск
Омская епархияПо воскресеньям служил в Ильинском соборе г.Омска
Арестован на основании справки, составленной СПО УНКВД по Омской области, в
которой говорится: "По имеющимся в нашем распоряжении данным, проживающий в
Через месяц с небольшим список обвиняемых пополнился бывшим священником
Валерианом Михайловичем Сапожниковым, Омским священником Петром Александровичем
Кузнецовым и священником Степаном Авксентьевичем Шалыгиным все по той же статье.
Так в недрах НКВД была сформирована группа "церковников-вредителей"
До прибытия в ссылку в г.Мирзоян находился в заключении. На допросах, которые
продолжались до 10 июля 1935г., Владыка держался с достоинством, показал себя
человеком честным, бесстрашным, полностью доверяющим своему ближайшему окружению.
Из материалов допросов выяснилось, что Владыка разъяснял пастве пагубность
раскола и обновленчества, оказывал материальную помощь ссыльному и репрессированному
духовенству, содействовал бежавшим из ссылки священнослужителям, беспокоился о
материальных нуждах вверенной ему паствы, остро реагировал на взрыв в г.Омске
Ильинской церкви. 10 июля 1935г. было составлено обвинительное заключение, в
котором значится, что "...ОРЛОВ Алексей Степанович, 1862г.р., ОБВИНЯЕТСЯ в том,
что:
В ссылке организовал "староцерковническую" (принадлежащую к Патриаршей Церкви) общину: составлял списки ее членов, писал заявления в райисполком и давал советы по организации общины. Несмотря на запрет властей совершал требы
Арестован Мирзоянским РО НКВД.
Проходил по одному делу с расстрелянными в г.Чимкенте митрополитами Кириллом
(Смирновым), Иосифом (Петровых) и другими священнослужителями и мирянами.
Из обвинительного заключения по данному делу, вынесенного 23 августа 1937г.:
Кроме общего обвинения владыке Алексию было поставлено в вину:
Также архиепископу Алексию (Орлову) вменялась в вину в бытность его Омским
архиереем организация в 1934г. по его заданию церковно-монархической
контрреволюционной группы в г.Славгороде священником Аполлоном (Скворцовым).
(О.Аполлон и другие славгородские священнослужители были расстреляны
в октябре 1937г.).
На допросах Владыка Алексий не отрицал, что "помогал, как духовное лицо
оформить религиозную общину староцерковническую, технически составлял списки
лиц, входящих в общину, писал заявление в райисполком и безграмотным
давал советы как нужно идти в райисполком регистрировать общину"; не отрицал,
что "имел связь с архиепископом Борисом Шипулиным, который управляет
Ташкентской епархией, у него состоял на учете, как служитель религиозного
культа, т.к. каждый служитель религиозного культа по правилам
староцерковным должен стать на учет, где бы он не находился...". Но на
вопросы о его антисоветской и к/р деятельно отвечал: "Никакой а/с
деятельностью я не занимался".
При предъявлении обвинения заявил:
Вскоре после составления обвинительного заключения 26 августа 1937г.
епископ Алексий был приговорен к расстрелу
Во время следствия содержался в тюрьме г.Мирзояна
В настоящее время место захоронения неизвестно. По данным [6], расстрелян 27 августа 1937г.
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
По данным [6], реабилитирован 17 октября 1957г. По данным [7] был реабилитирован 6 июня 1958г. Президиумом Южно-Казахстанского облсуда
1. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 19791989. Т.1. |
2. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 19171943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. |
3. Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 19171997. Т.9. М., 1997. |
4. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 1216 августа 2000г. |
5. Православная энциклопедия/ Под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.1: А-Алексий Студит. М.: "Православная энциклопедия", 2000. |
6. Забвению не подлежит: Книга памяти жертв политических репрессий Омской области. [Т.6]. Омск: Кн.изд-во, 2002. 440с. |
7. Сухих А., прот. Вспомним поименно: Кн.2. Киров (Вятка), 2004. 64с. |
8. сайт "Древо". Открытая православная энциклопедия. <http:drevo-info.ru/articles/13910.html> |
9. Гришаев В.Ф. Невинно убиенные. К истории сталинских репрессий православного духовенства на Алтае. Барнаул, 2004. 240с. |
1. Королева В.В. |
Использованы материалы: Архив ДКНБ по Южно-Казахстанской обл. Д.02455.
(c) ПСТГУ |