Home page | NIKA_ROOT | Прославленные новомученики | Абакумова (Аббакумова) Надежда Петровна |
Из крестьянской семьи. С раннего детства Надежде Петровне приходилось много работать по хозяйству, поэтому образование она не получила. По исполнении 19 лет Надежда вышла замуж за Василия Сергеевича Абакумова. После этого события Надежда переехала к мужу в с.Мартыновское
Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1899-1925гг.] [с 1925г.]За время семейной жизни в семействе Абакумовых родилось пятеро детей: Пелагия (1906г.р.), Владимир (1908г.р.), Иван (1911г.р.), Зинаида (1914 г.р.), и Анна (1917 г.р.). Один ребенок Владимир, умер во младенчестве. Во время Гражданской войны Василия Сергеевича призвали на фронт в действующую армию, где он погиб во время боевых действий. Надежде Петровне пришлось одной поднимать четверых детей в условиях голода, постоянных реквизиций и продразверсток. Господь не оставил несчастную вдовицу, хозяйство ее было крепким и зажиточным. У нее был приличный дом, лошадь, корова и несколько овец. Кроме того, она начала вести активное участие в жизни прихода Христорождественской церкви
С 1925г. Надежда Петровна вошла в число членов церковно-приходского совета
Христорождественского храма. Известно, что в это время старостой церкви
был ее родственник Андрей Петрович Абакумов.
В 1928г. Надежда Абакумова стала старостой церкви, тем самым продолжила
фамильную династию старост Мартыновской церкви.
В это время Надежда Петровна освоила дар бабки-повитухи, женщины, которая
принимает роды. Она обладала особой чуткостью, непосредственно опытом и
своего рода талантом. Участие в рождении ребенка великий дар Божий, и
Господь наделил Надежду Петровну всеми этими качествами. В 2030-е гг.
все младенцы села Мартыновского и близлежащих сел прошли через чуткие и
любящие руки Надежды Петровны.
Во время коллективизации хозяйство Надежды Абакумовой причислили к середняцкому.
Середняки подвергались большим налогообложением и госпоставкам, в 1,52 раза
больше чем колхозники. Но, несмотря на это, она не вступила в организованный
на территории села колхоз "Парижская коммуна" и резко выступала против
колхозной системы в целом. Это естественно отражалось на отношении к ней
местных властей, от которых зависела величина налогообложения.
В результате налогового бремени хозяйство Абакумовой стало приходить в упадок,
помогать ей было некому, т.к. все дети постепенно перебрались в Москву.
Несмотря на то, что она была одинокой вдовой, власти требовали платить налоги
сполна.
Понятно, что сделать она этого не смогла, за что ее судили четыре раза:
в 1932г. приговор к штрафу в 100руб., в 1933г. судили два раза, приговоры:
500 и 300руб., в 1934г., приговор 500руб. штрафа.
В 1935(1934?) г. за неуплату госпоставок сельсовет отобрал и продал за долги
последнее, что у нее было корову-кормилицу.
Решившись на поиск правды, Надежда Петровна обратилась в Мособлисполком
с жалобой на действия сельсовета. Через два года, в 1937г. из Мособлисполкома
пришел ответ, что "сельсовет поступил правильно т.к. Абакумова
задолжала государству 184 кг. мяса и 150 литров молока", ввиду этого в возврате
коровы Мособлисполком решительно отказал.
После того как у Надежды Петровны отобрали корову, она оставила занятие
сельским хозяйством, да к тому же оно пребывало в полном запустении, из всего
имущества у нее было лишь несколько кур.
С этого момента Надежда Петровна полностью уходит в церковные дела.
Она, как староста церкви, должна была следить за сохранностью церковного
имущества, заботиться о регулярном проведении богослужений и отыскивать
средства на уплату всевозможных налогов и страховых сборов, которыми тогда
облагались церкви. В то время, когда основная масса крестьян и колхозников была
ограблена властью, и влачила полунищенское существование найти
средства было очень трудно, и это обстоятельство часто приводило к
конфликту с финансовыми органами.
После ареста, а затем высылки из Московской обл. настоятеля Мартыновской
церкви священника Петра Кедрова Надежда Петровна пригласила служить настоятеля
Успенского храма соседнего села Кишкино протоиерея Петра Любимова.
В это время приходы с.Мартыновского и с.Кишкино сблизились.
Протоиерей Петр Любимов стал окормлять осиротевший приход, а Надежда Петровна всеми
силами помогать ему в этом служении.
С этого момента вокруг о.Петра и церковной старосты Надежды Петровны собралась
небольшая церковная община. Люди собирались в доме Абакумовой, отмечали
церковные праздники, обсуждали текущие проблемы, проводили духовные беседы
Все они были под духовным руководством протоиерея Петра Любимова.
Надежда Петровна отличалась особой чертой характера, которая часто приводила
к конфликтам с местной сельской властью, не скупилась на слова обличения
относительно колхозной системы и отличалась манерой говорить "правду в глаза".
В ответ на это местные власти аккуратно доносили на нее в соответствующие
органы.
В июле 1936г. от удара молнии погибла девочка Александра Урусова. Сельсовет
решил организовать похороны в гражданском порядке без священника, но вмешалась
Абакумова. Она уговорила родителей девочки совершить похороны по христианскому
обычаю. Таким образом, она сорвала безбожные похороны и выставила сельсовет на
посмешище.
Особое раздражение властей вызывали отношения Надежды Петровны с о.Петром,
которому она всячески помогала. Так, в 1936 и 1937гг. она, без разрешения
сельсовета, провела сбор средств и продуктов питания среди жителей Мартыновского,
Тютького и соседних сел, для того чтобы священник мог уплатить страховой сбор
и выполнить госпоставки.
С октября 1937г. в НКВД начинается сбор показаний против протоиерея Петра и
Надежды Абакумовой.
Нашлись лжесвидетели, которые охотно дали показания, в которых обвиняли
священника и старосту в агитации против советской власти и колхозного строя.
Из показаний "свидетелей":
В вину Абакумовой также вменялось общение со священниками и прихожанами церкви.
Председатель местного сельсовета свидетельствует:
Из доноса на Надежду Петровну страхового инспектора по Малинскому району:
2 марта Надежда Петровна Абакумова и о.Петр Любимов были арестованы и отправлены в Каширскую тюрьму
Дело ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.23163.
Была обвинена в "систематической контрреволюционной агитации среди колхозников".
Надежда Петровна честно признала, что выступала против колхозной системы,
но отказалась признать себя виновной в антисоветской агитации.
Из протокола допроса:
6 марта 1938г. следственное дело было направлено на рассмотрение тройки
при УНКВД.
9 марта 1938г. тройка НКВД по Московской обл. приговорила о.Петра Любимова и
Надежду Петровну Абакумову к расстрелу по ст.5810 УК РСФСР
Содержалась в Каширской тюрьме, потом, как и о.Петр Любимов, переведена в Москву, в Таганскую тюрьму
Москва, Таганская тюрьма14 марта 1938г. была расстреляна на Бутовском полигоне вместе с протоиереем Петром Любимовым
Первое воскресенье, начиная с 25.01/07.02
1. Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.193719.10.1938. М.:"Зачатьевский монастырь", 1997. 420с. |
2. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 1216 августа 2000г. |
3. Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово. М.:ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995. 19с. |
4. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Март. Тверь:"Булат", 2006. |
5. Ступинское благочиние. Священномученик Петр Любимов и мученица Надежда Абакумова. <http://www.stupinoblag.ru/blagochinie/novomucheniki/10/> |
1. Шагова Татьяна Семеновна |
(c) ПСТГУ |