Новомученики и исповедники
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1974 Дела o63.23 => o63.23 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
6
Служение
    Служение
    Ульяновская о., Карсунский р. 
    иеромонах 
    Год начала 1955 

    После освобождения в 1955г. он вернулся в родные места и стал служить в разных селах Ульяновской обл. У него не было постоянного храма, он служил, но служил тайно, по селам. Из воспоминаний Марии Дмитриевны Подгорновой [1]:
       "Выйдя из заключения, он решил было не служить ("выращивать картошку и ничего
       больше не делать"), однако вскоре увидел сон: овцы на поле без пастуха, а
       когда спросил, чьи они, услышал голос: "Твои"... ". М.Д. Подгорнова рассказывала и другой случай:
       "Идя домой после очередной отсидки стриженым и бритым, Виссарион заблудился и
       забрел в деревню Коченяевку, где его не знали. И тут какая-то маленькая
       девочка, глядя на него, стала теребить мать за подол, приговаривая "Батюшка!",
       на что он ответил: "Истинно так и есть"". Он часто бывал в с.Копышевка в доме блаженного юродивого, старца Василия и очень переживал, что не смог попрощаться с ним — тот скончался в 1950г.

    Ульяновская о., Инзенский р. 
    иеромонах 
    Ульяновская о., Базарно-Сызганский р., с.Павловка 
    иеромонах 
    Год окончания 1974 

    Из семейных воспоминаний Марии Мускатиновой [Зв1]:
       "Иеромонах Виссарион (Бурдасов)... друг нашей семьи. Моя мама, когда была
        маленькой (лет пяти), рассказывала ему молитвы, на Рождество Христово,
        т.е. ходила славить. О.Виссарион лежал на кровати, уже больной, и говорил:
        "Ну, рассказывай!" . А мама растерялась, была очень несмелой. А он все равно
        дал горсть мелочи. Это было где-то в 1973 (1974?)г. в селе Коченяевка в доме
        Тумпуровой Марии Яковлевны ... После лагерей она
        жила дома, проводила службы перед всеми большими праздниками. Всенощные,
        молебны, поминовения усопших. Конечно, возгласы священников пропускались.
        Но если был о.Виссарион, то был настоящий праздник. Кадило раздувала девица
        Чернова Фекла Ивановна, ее подруга. Батюшка называл ее "диаконом". Ночью
        тайно крестил. Его добрые люди предупреждали об опасности, и он уходил в другое
        село, часто ночью.
        В Коченяевке очень часто бывал, к маминой семье приходил в гости.
        Мой дедушка, протоиерей Александр Мартышкин (в монашестве Алексий) как только
        приехал из с.М.Хомутерь и женился в 1967г. на бабушке, сразу окунулся в такую
        атмосферу. Беседы в их доме стали частыми, может, это он [о.Виссарион] был
        "виноват", что мой дед стал ходить в храм.
        Мама помнит, что вначале о.Виссарион служил молебен, потом был обед.
        Народ был только свой: певчие, родные... Потом начиналось самое интересное и
        красивое. Звучали стихи, напевы были самые различные и молитвенные. Пели на
        два голоса, в терцию. Особо красивым голосом отличалась Варенька (Варвара
        Николаевна), она была помощницей у Тумпуровой М.Я. Сам о.Виссарион тоже пел.
        Потом открывались все окна настежь, т.к. под окнами скапливались люди.
        Некоторые заходили в дом, им нравилось пение. Это была настоящая проповедь!
        Дед записывал много на катушечный магнитофон, прошло 40 лет, на них ничего не
        слышно, а мама до сих пор хранит.
        У нас хранится его [о.Виссариона] паспорт, его маме подарила Подгорнова М.Д.,
        которая также была его духовной дочерью... О.Виссарион после 1955г. служил
        в селах Ульяновской обл. Да, в селах! А не в храмах, к сожалению. У него не
        было своего постоянного храма. Да, он служил, но служил тайно, по селам.
        А еще иеромонах Виссарион служил некоторое время псаломщиком в моем приходском
        храме с.Павловка, где потом стал настоятелем мой дедушка...
        Я написала с рассказов своей мамы"

(c) ПСТГУ