Год рождения 1872 День рождения 1 Месяц рождения 9 Место рождения Курская губ., Старооскольский у., Доброполянская слобода, с.Прокудино монах В доме Манаковых принимали странников без различия национальности и религиозной принадлежности. Семен был старшим в семье (кроме него, у Манаковых было трое сыновей и дочь, которая в детстве умерла от оспы). С 12 лет Семен сам пахал на лошади, а когда ему исполнилось 14 лет, отец заболел и все работы на 12 десятинах земли легли на старшего сына. В 25 лет Семен ушел в монастырь ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1933г.] [1933-1972гг.] [1972г.]
Самон Место Абхазия, Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь Кто рукоположил архимандрит Иерон Архимандрит нарек его именем Самон в честь мученика Самона, память 15(18) ноября
монах Должность=послушник Год начала 1897 Год окончания 1924 Отличался особенным трудолюбием и смирением. Тяжело заболел малярией, и врач настоятельно рекомендовал ему уехать, чтобы переменить климат: "Если не уедешь отсюда, умрешь". А он, подумав, сказал: "Умру, но из монастыря не уйду", и малярия прекратилась у него как бы сама собой Был переведен на послушание на Иверскую гору (возле Иверской часовни) еще до пострижения в монахи. Через некоторое время старший на Иверской горе монах Агафангел направил Семена к архимандриту Иерону просить монашества, и он был пострижен с именем Самон. Архимандрит Иерон потом весьма внимательно и уважительно относился к о.Самону, ежегодно на день Ангела, 15 ноября, поздравлял и подносил просфору. После пострига монах Самон много дней слышал как бы за плечом пение "Святый Боже...". Недоумевая, он сказал об этом старцу Макарию. Тот с одобрением отметил: "Не многим так бывает". О.Самон высоко ценил добродетель послушания и со всем усердием стремился к приобретению сего блага. На этом пути его встретили многие препятствия. Так, по воспоминания братии, о.Самон "был человеком благоговейным еще живя в миру, никогда и курицы не зарезал, а ему дали послушание зарезать буйвола для монастырских (мирских) рабочих". По смирению, он выполнил это послушание, хотя далось оно с трудом. В одно время напала на него сильная плотская брань. Он усиленно молился и просил у Господа, если Ему это угодно, послать на него болезнь. И вскоре сильно заболел желтухой, после которой плотская брань прекратилась. Стремясь к целомудрию, он отвергал саможаление, во всю жизнь сохранил девственную чистоту. Монах Самон проходил послушание на Иверской горе в течение 20 лет. Даже в преклонных годах, будучи на послушании наблюдателя над мирскими рабочими, доброхотно трудился вместе с ними. Когда установилась Советская власть на Кавказе, то от всех потребовали подписку и присягу новой власти, и отец Самон хотел спросить совета и благословения, как ему поступить, у старца отца Василия, подвизавшегося также на Иверской горе, а найти его нигде не мог. Прошло время, на подписку он так и не пошел и, увидев о.Василия, уже не стал спрашивать его об этом и так все было ясно. Однажды о.Василий сказал ему: "Знай, что блаженны и преоблаженны те люди, которые за Государя побиты". В то время прошел слух, что два полка, Семеновский и Преображенский, были расстреляны за верность присяге Государю Императору. И, слушая такие высказывания благодатных старцев, отец Самон твердо определил свое отношение к прежней царской власти и к новой, советской, которую иногда называл "гусеницей всепожирающей". В 1918г. монастырь потерял часть своих покосов, рыбный промысел, запретили продавать виноград и яблоки. В 1921г. часть монастырских земель была передана совхозу, а из братии была организована "трудовая община". За "к/р деятельность" иноков на них была возложена "трудовая повинность" работать в совхозе по 8 часов в день. В 1924г. монастырь был закрыт окончательно, все его земли были переданы совхозу, все святыни монастыря были разграблены. Многие из братий бежали в горы. О.Самон не захотел никуда уходить, остался жить на Иверской горе
Год окончания 1930 О.Самон продолжал жить на Иверской горе до 1930г. Он имел возможность читать там святоотеческие книги. У него было 56 книг, в том числе и книга преподобного Симеона Нового Богослова, которого он особенно любил. Однажды к нему пришел старец Маркелл и взял у него все книги. А когда по истечении длительного времени отец Самон попросил возвратить их, тот дал ему вместо книг четки и сказал: "На, вот это читай!". Отец Самон занимался рукоделием, продавал изделия своих рук и этим содержал не только себя, но и помогал другим монахам, оказавшимся без средств жизни. Так, незадолго до ареста, он собрал и передал братиям в пустынножитие на Псху 800 рублей, что было по тем временам большой суммой. От богохульной и богоборческой власти он не хотел принимать абсолютно ничего. С ним был такой случай. Председатель местного совета Семен Васильевич позвал отца Самона в контору, принял его вежливо, предложил сесть, а сам что-то начал писать. Отец Самон спросил его: "А что Вы пишете, Семен Васильевич?" "Да хочу жалованье выписать тебе, чтобы хоть на хлеб было!" "Семен Васильевич, сказал старец, если бы вы дали из своего кармана несколько копеек, я бы поблагодарил и взял, а от конторы я ничего не желаю получать" "Смотри, смотри, от денег отказывается!" зашушукали другие сидевшие в конторе. Удивился и сам председатель и, отпуская отца Самона, воскликнул: "Ну, живи хоть 100 годов!" (столько он и прожил)
Год ареста 1930 Месяц ареста 4 В 1930г. все монахи, подвизавшиеся в горах в районе Нового Афона, были арестованы
На одном из допросов его спросили: "Ты признаешь Советскую власть?". Он ответил: "Как Советская власть признает Церковь, так и я ее". "А мы совсем не признаем". "И я так же", ответил старец. "А ты от Советской власти получал что-нибудь?" "Нет, не получал"
Год начала 1930 Год окончания 1933 Когда заключенных стали распределять по работам, он твердо заявил: "Меня отметьте
я на работу не пойду" "Ну тогда пойдешь в подвал, в карцер!". Начальник тюрьмы
спросил: "Ты почему на Советскую власть не хочешь работать?". "Если Советская
власть церкви разрушает, монастыри закрывает, религию искореняет, такой власти
служить не должно", бесстрашно ответил старец. "А хлеб-то ты наш кушаешь?"
сказал начальник. "А я к вам сюда не просился", спокойно ответил о.Самон.
Все последовавшие скорби и лишения он претерпел, надеясь на помощь Божию.
В течение трех лет его переправляли из одной тюрьмы в другую, но он был
непреклонен, и Господь подавал ему все потребное для тела и души.
А самое главное, что посещала его благодать Святого Духа, так что старец
впоследствии с радостью восклицал: "В тюрьме близка благодать! Тюрьма как
дом родной!"
Год начала 1933 Год окончания 1972 Придя в пустынножитие, где и раньше уже жили монахи, отец Самон отыскал
пустую старую келию и остановился в ней. Прожил в этой келии около 10 лет.
Питался о.Самон с начала своего появления в пустыне только каштанами.
Один раз, когда каштаны кончились, он голодал 19 дней, второй раз 9,
третий раз 7 дней. Однажды, посетили его два человека (из бригады драночников,
дравших в лесу пихтовую дранку) и, узнав его нужду, принесли ему кукурузной муки.
Он имел великую, никому не заметную добродетель: терпя многодневный голод и другую
нужду, ни у кого ничего не просить, а полагаться на Промысел Божий.
Своим послушникам он говорил: "Я положил себе на душу делиться последним куском
со всяким приходящим". И исполнял это на деле.
Однажды послушники спросили отца Самона, имеет ли он Иисусову молитву. Он
смиренно ответил, что дана была ему благодатная молитва, но он ее потерял и очень
об этом скорбел и сокрушался, так как в монастыре старцы считали этот грех потери
равным греху распинавших Христа на кресте. Но, по всей видимости, о.Самон
стяжал ее снова. Об этом свидетельствует то, что он на Пасху всегда три дня
воспевал пасхальные песнопения вместе с послушниками, а потом обычно говорил:
"Хороши пасхальные песнопения, но лучше умная молитовка, лучше будем молиться
по четочкам". О силе его молитвы есть много свидетельств.
Когда ему исполнилось 90 лет, он потерял зрение и был совершенно слепой.
О.Самон кротко нес свой тяжелый крест, говоря: "Зачем мне глаза? Мне они не
нужны!"
Серафим 1972 Место Абхазия Незадолго до смерти принял схиму с именем Серафим
День 13 Месяц 11 Место Абхазия За 10 дней до кончины старец уже ничего не ел и только пил холодную ключевую воду. Последние 4 дня причащался ежедневно. За день до смерти сказал: "Мне было сказано, что меня причислили к семи отрокам, иже во Эфесе". Вечером перед смертью сказал: "Я от Царя Императора Николая Александровича не отказываюсь. Мы признаем законную власть Его Императорского Величества. Иных властей не признаем. Патриарх Тихон сказал: "Я вне архиерейского собора, который был на изгнанников староафонских". Мы также". И послушники, и лесники после его смерти говорили о нем с великим удивлением: "Прожил при Советской власти 55 лет и нисколько не запутался в ней. Не сделал ни малейшей повинности и от нее ничего не принимал"
|
(c) ПСТГУ |