Красников Василий Николаевич
Год рождения 1899
День рождения 25
Месяц рождения 3
Место рождения Гродненская губ., Слонимский у. (Польша в 19201939гг.), с.Люшнево
протоиерей
Родился в Гродненской губ. в с.Люшнево. В семье были еще два сына Петр (1885г.р.)
и Александр (1893г.р.), которые впоследствии служили священниками в Курско-Белгородской
епархии Фотографии
Протоиерей Красников Василий Николаевич
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1955г.]
[1955-1971гг.]
Образование
Виленское духовное училище
Виленская (Литовская) Духовная Семинария
Год окончания 1917
Окончил Виленское Духовное Училище и три класса Виленской
(Литовской) Духовной Семинарии в 1917 году, вышел из Духовной Семинарии
из-за недостатка средств.
В 1920 году при той же семинарии, обучаясь экстерном, выдержал экзамен
за пятый и шестой (богословские) классы
Рукоположение
иерей
1920
День 12
Месяц 7
Место Вильна
Кто рукоположил епископ Ковенский Елевферий (Богоявленский)
Рукоположен в священника 12 июля 1920 года в г.Вильне епископом
Ковенским Елевферием (Богоявленским)
Служение
Польша
иерей
В 19201939гг. Гродненская и Виленская губ. оказалась на территории Польши,
и о.Василий служил в Польской Православной Церкви.
С 1923г. он потерял связь со своими братьями-священниками Петром и
Александром, служившими в СССР, в Курско-Белгородской епархии.
О.Василий был женат. В 1923г. в семье о.Василия родилась дочь Татьяна Виленская губ., Вилейский у. (Минская о., Вилейский р.), с.Ижа, храм св.Иосифа Обручника
иерей
Должность=настоятель
Год окончания 1946
Начал служение на приходе села Ижа не позже, чем в 1942г.
Служил во время немецкой оккупации
Награды
наперсный крест
Год награждения 1939
Аресты
Минская о., Вилейский р., с.Ижа
Год ареста 1946
День ареста 24
Месяц ареста 4
Осуждения
././1946
Обвинение "измена Родине"
Статья ст.63а,76 УК БССР
Приговор=10 лет ИТЛ с последующим поражением в правах на 5 лет
Священника обвинили в предательстве и измене.
Как о.Василий сам потом уже в 1955г. написал, его арестовали лишь только за то,
что он "помогал бежавшим в 1942г. из СССР одеждой, едой и ночлегом":
"На первых порах я, насколько было возможным, помогал несчастным,
лишенным пожарами войны всего имущества, но ясно, что всем помочь не мог.
В начале февраля я получил предписание от епархиального начальства
из Минска и местного Вилейского благочинного вступить в Комитет,
который и был организован на общем собрании сельских старост и местной
интеллигенции... Мог ли я отказаться от дела благотворения: помощи бедным,
т.к. я считал и теперь считаю, что дело священника состоит не только в
том, чтобы совершать богослужение, но своим примером служить в деле
христианского милосердия...".
О.Василий был приговорен к 10 годам ИТЛ с поражением в правах на 5 лет
и отправлен в Мордовский лагеря
Места заключения
Мордовская АССР, пос.Потьма, ИТЛ
Год начала 1946
Год окончания 1955
День окончания 2
Месяц окончания 2
Отбывал наказание в лагерях Мордовии вместе с епископом Афанасием (Сахаровым).
2 февраля 1955 г. досрочно освобожден указом от 24 декабря 1954г.
Рукоположение
Служение
Гродненская о., д.Коптевка, Успенская церковь
иерей, протоиерей (с 1956г.)
Должность=настоятель
Год начала 1955
День начала 13
Месяц начала 3
Год окончания 1971
День окончания 23
Месяц окончания 10
После освобождения о.Василий нашел свою семью, и вместе они переехали в с.Коптевку,
где он стал служить настоятелем с 13 марта 1955г., погрузившись в проблемы,
которые встали перед ним.
В 1956г., будучи настоятелем Коптевской церкви, он был возведен в сан протоиерея
На тот момент жить священнику и его семье было негде.
Дом священника, построенный в 1901г., стоящий на расстоянии чуть более
30 метров от ограды храма, еще в 1953г. был у прихода незаконно отобран,
поэтому о.Василий жил одно время на съемном жилье в соседней деревне Сухмени.
Храм на тот момент требовал капитального ремонта.
Часовня на кладбище, построенная из остатков материала старинной деревянной
церкви в 1865г. пребывала в полуразвалившемся и оскверненном состоянии,
Все это требовало внимания и заботы настоятеля.
О.Василию приходилось служить в непростых условиях.
В рапорте Гродненскому благочинному прот.Анатолию Петровскому о.Василий писал:
"Обращение верующих к церковным таинствам и обрядам... удовлетворительное,
несмотря на запугивания в особенности со стороны председателя колхоза...".
Если надо было повенчаться, то порой новобрачные "приходили в церковь венчаться
ночью укрываясь".
И даже "школьной молодежи ходить в церковь не разрешается и бывает слежка".
Начиная с 1956г. и по 1957г. включительно, о.Василию удалось объединить
прихожан вокруг прихода и произвести капитальный ремонт храма средствами прихода.
Крыша была перекрыта новой жестью и дважды была покрашена в зеленый цвет,
фундамент весь с наружи обновлен, стены побелены, опадавший потолок был
подбит и покрашен.
О.Василий стал решать всем миром вопрос со старинной часовней 1865г.
В письме к уполномоченному, в акте Приходского собрания отразилось
общее приходское желание ее разобрать, а оставшийся материал, годный
к использованию, реализовать при строительстве нового церковного дома.
Часовня в скором времени действительно была демонтирована,
а из ее леса вышел неплохой материал для церковного дома у подножия
коптевского погоста, внизу в северной стороне от храма.
Этот дом был построен к 19591960 году, как об этом свидетельствовал сам
настоятель в рапорте благочинному.
Из Коптевки о.Василий писал письма свт.Афанасию (Сахарову).
В письме от 20 октября 1957г. он писал:
"С великой радостью узнал, что Вы, Владыка, трудитесь в издательстве
Патриархии, где сможете привести в исполнение планы, начатые еще в Потьме.
Тяжелые это были годы, но, благодаря Вам и Вашим заботам, они очень смягчались,
в особенности, в Великие праздники, когда Вы делились со всеми, среди
которых был и я, многогрешный...
Не помню, говорил ли я Вам или нет, что у меня были еще братья священники
в Курско-Белгородской епархии, о которых с 1923 года ничего не знаю, так как
с этого времени братья прекратили со мной переписку (я был в Польше они в СССР).
Помню, что один из них был в Новооскольском, а другой в Белгородском уездах
и помню название одного села Лозное, но кто из братьев был там, не помню.
Писал прокурорам и в Епархиальное управление Курско-Белгородское, но там
прокуроры ответили, что братья мои "на их территориях не проживают", а Епархия
не ответила вовсе. Теперь единственная надежда на Вас, может, Патриархия
найдет их... Если бы удалось что-либо узнать о них, даже о смерти все же
буду очень рад и благодарен Вам...
...Хотя служу третий год, никак не могу справить себе рясу, хотя
часто приходится по вызову участвовать в архиерейских богослужениях и
получать замечания от начальства (я один без рясы). Хотя неловко, но
прошу Вас, может быть, у Вас найдется старенькая ряса, то прошу Вас,
Владыко, подарить мне ее, что всегда будет напоминать мне о своем Благодетеле...".
Владыка Афанасий незамедлительно откликнулся на просьбу батюшки, и уже
13 декабря 1957г. о.Василий благодарил в письме Владыку:
"Спешу известить Вас, что Вашу драгоценную для меня посылку получил сегодня,
за что приношу Вам от всего сердца благодарность. Это напоминает мне мое
рукоположение в Вильне Владыкой, ныне покойным Елевферием, который впервые
благословил меня на ношение рясы, а Вы теперь, как бы подтвердили это
благословение, даровав ее со своих плеч. Хотя Вы пишете, что "она ветхая",
но этого сказать нельзя, и она очень ценна, в особенности для меня,
в память исключительного Вашего отношения ко мне во дни тяжелых испытаний,
когда Вы только поддерживали меня, т.к. семья моя в то время, можно сказать,
голодала и не могла мне помочь. Молю Всевышнего, да укрепит Он Вас в Ваших
недугах и да подаст Вам силы и крепость как телесные, так и душевные.
Ваше отзывчивое отношение к нуждающимся и немощным всегда перед моими глазами.
Моя семья тоже приносит Вам искреннюю благодарность за Ваше отношение к нам...
Недавно получил письмо от Владыки Мануила, который просил меня составить и
прислать ему список церковной иерархии в Польше при митрополите Дионисии,
что я и исполнил, как священнослужитель в Польской Православной Церкви...
Затем будьте здоровы и Богом хранимы.
С сыновней любовию прот. В.Красников, 13/XII-57 г.".
Из письма прот.Василия Красникова Владыке Афанасию от 1 января 1960г.:
"...Сердечно приветствую с приближающимся праздником Рождества Христова...
и желаю здравия с долгоденствием и во всем благопоспешения. Мои домашние
тоже приветствуют Вас и просят Ваших молитв и благословения. Часто в
семейном кругу вспоминаю Вас и Ваше благожелательное отношение ко мне.
Ваша ряса всегда напоминает мне о Вас и у святого Престола всегда поминаю
Вас. Вспоминаются каждый праздник Ваши дары в то время, когда мы не могли
славить Господа, это для нас, обездоленных в то время, было великим
подкреплением духовным.
Но пути Божии неисповедимы, и, в частности, я имею возможность проповедывать
Христову истину. Верю, что это дар Божий. В особенности в переживаемое время,
когда многие не только отказываются от веры, но и открыто через прессу
и радио критикуют ее. Благодарю Всевышнего, что Он укрепляет ее во мне.
Ведь я первый актирован при неизлечимой болезни, и, хотя чувствую себя
не всегда хорошо, но все же живу и не могу обижаться на то, что приходится
переживать всякие невзгоды... В этом году, в праздник св.Первоверховных
Апостолов буду праздновать, если Бог позволит, 40-летие священства.
Как же после этого не благодарить Вседержителя за то, что Он печется обо мне...
Прошу Ваших святых молитв и Благословения.
Всегда благодарный
Протоиерей Василий Красников...
1/I-1960г. Коптевка"
Прослужив 16 лет на приходе, конечно, о.Василий Красников повидал многое.
Он был свидетелем издевательства и унижения, предательства и обмана.
Но и была радость, радость общения с верными Христу, чувство единства с ними.
Умер батюшка в 1971г. через две недели после смерти своей верной спутницы
жизни
Кончина
Публикации
1. Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову)/ Сост. О.В.Косик. В 2 кн. М.:Изд-во ПСТГУ, 2013. |
С.522524.
Заявители
1. священник Антоний Семилет |
|