Ќовомученики и исповедники
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX √од—мерти 1964
ƒела oxd.97
     удринский ѕетр —тепанович 
    протоиерей 
    ѕ≈–»ќƒџ ∆»«Ќ»[до 1955г.] [1955-1964гг.]
      —лужение
        —амарска€ епархи€ 
        св€щеннослужитель 
        ¬ первые мес€цы войны был призван в  расную јрмию, вскоре попал в плен,
        был как св€щеннослужитель освобожден Ћенинградска€ о., √атчинский р., с.–ождествено, церковь –ождества Ѕогородицы 
        протоиерей 
        √од начала 1942 
        √од окончани€ 1944 
        ћес€ц окончани€ 1 
        —лужил в составе ѕсковской ѕравославной ƒуховной ћиссии в церкви с.–ождествено
        близ √атчины.
        ѕри —оветской власти церковь в с.–ождествено была закрыта. Ѕогослужени€ возобновились
        в окт€бре 1941г., служил там о.√еоргий —виридов. ¬ 1942г. протоиерей ѕетр
         удринский сменил его.
        ќ.ѕетр окормл€л –ождественский приход до €нвар€ 1944г.
        ƒо августа 1943г. он обслуживал четыре лагер€ военнопленных, находившихс€ на территории
        –ождественского прихода.
        ќн совершал богослужени€ каждое воскресенье в одном из лагерей по очереди.
        ѕомимо этого он мог посещать лагер€ в любое врем€ и при известных услови€х
        беседовать с военнопленными с глазу на глаз. ќколо 25 человек были
        освобождены по ходатайству отца ѕетра, лишь с августа 1943г. он потер€л эту
        возможность.
        ¬ €нваре 1944г. о.ѕетр  удринский эвакуировалс€ в ѕсков, и –ождественскую
        церковь в июне-окт€бре 1944г. стал окормл€ть св€щенник »оанн ћолчанов ѕсков 
        протоиерей 
        √од начала 1944 
        ћес€ц начала 1 
        √од окончани€ 1944 
        ћес€ц окончани€ 2 
        ¬ ѕсков в 1942г. была переправлена „удотворна€ икона “ихвинской Ѕожией ћатери,
        вывезенна€ гитлеровцами из “ихвинской обители в но€бре 1941 года,
        ѕо воскресным дн€м св€щенникам разрешалось брать “ихвинскую икону дл€
        богослужений в псковском —в€то-“роицком кафедральном соборе.
        ƒо весны 1944г. главным хранителем “ихвинской иконы был протоиерей о. ирилл «айц.
        ¬о врем€ пребывани€ в ѕскове икона стала почитатьс€ как покровительница беженцев.
        ¬ первых числах феврал€ 1944г. в св€зи с наступлением  расной јрмии немцы начали
        постепенную эвакуацию духовенства ћиссии, а также художественных и церковных
        ценностей из ѕскова в Ћатвию.
        ќ.ѕетр также был эвакуирован Ћатви€, г.–ига 
        протоиерей 
        √од начала 1944 
        ћес€ц начала 2 
        √од окончани€ 1944 
        ћес€ц окончани€ 9 
        ¬ столицу Ћатвии была вывезена и “ихвинска€ икона Ѕожией ћатери.
        Ѕлагодар€ личной просьбе митрополита —ерги€ оккупационные власти дали
        разрешение на перемещение чудотворной иконы в городской кафедральный собор.
        4 марта 1944г. “ихвинскую икону Ѕожией ћатери торжественно встретили
        представители рижского духовенства во главе с епископом »оанном (√арклавсом),
        который на долгие годы стал хранителем национальной русской св€тыни.
        ¬ храме –ождества ’ристова в –иге св€тын€ пребывала до 31 июл€ 1944г.
        31 июл€ 1944 г. ключарь рижского городского кафедрального собора протоиерей
        ».Ћегкий получил распор€жение епископа »оанна о перемещении “ихвинской иконы
        Ѕожией ћатери в собор –ижского женского “роице-—ергиевского монастыр€.
        ¬ сент€бре 1944г. немецкое командование дало предписание епископу »оанну и
        эвакуированному духовенству, в том числе о.ѕетру  удринскому, покинуть –игу.
        ѕеред отъездом владыка распор€дилс€, чтобы икону из ’ристорождественского
        собора перенесли в монастырь на  р.Ѕарона.
        ≈пископ поручил игумении ≈вгении (ѕостовской) хранить икону, чтобы когда все
        наладитс€, вернуть ее на родину.
        ¬ последних числах сент€бр€ 1944г. фашистские агенты —ƒ насильно
        вывезли из –иги в Ћибаву (Ћиепа€) рижских епископов — православного,
        двух католических и лютеранского.
        ѕосле отъезда епископов из –иги немецкие власти,
        прознав, что икона исчезла из собора, бросились в монастырь с требованием
        немедленно отдать ее на вывоз. Ќо матушка игумени€ сказала, что
        она не может отдать чудотворную икону в руки солдат. “огда немцы поручили
        о.»оанну ¬иеглайсу собрать духовенство, в том числе о.ѕетра  удринского,
        дл€ сопровождени€ иконы в Ћибаву. » приставили дл€ охраны двух своих солдат.
        ќднако сухопутный путь до Ћибавы был уже отрезан советскими войсками,
        и тогда св€щенники решили плыть морем на рыбацкой лодке. Ћодка была заполнена
        до отказа, они бо€лись, что не доплывут, что их захлестнут волны.
        Ќо чудесным образом добрались.
        —олдаты, выйд€ из лодки, сказали: "Ќаша мисси€ исполнена" и
        передали икону на попечение владыки.
        ¬от тогда на пристани в Ћибаве о.Ќиколай ¬иеглайс и сказал:
           "¬идать, сама Ѕожи€ ћатерь вас, владыко, избрала ее св€той образ сохранить."
        ¬ладыка пон€л, что все случившеес€ — промысел Ѕожий, и с того момента стал
        хранителем иконы Ћатви€, г.Ћибава (Ћиепа€), јлексеевска€ церковь 
        протоиерей 
        √од начала 1944 
        √од окончани€ 1944 
        ¬ Ћибаве чудотворна€ икона пробыла несколько дней.
        «атем немцы эвакуировали духовенство в √ерманию.
        »з Ћиепайского порта в сопровождении немецких эсминцев и крейсеров вышел
        пароход, на борту которого находилось 2 тыс€чи покидающих Ћатвию пассажиров.
        —реди них были епископ »оанн (√арклавс) с матерью, его 16-летний приемный сын
        иподь€кон —ергий (будущий хранитель “ихвинской иконы о.—ергий), а также
        духовенство, в том числе о.ѕетр  удринский.
        — ними была “ихвинска€ Ѕожией ћатери.
        »з воспоминаний —ерги€ √арклавса:
              "ћы отчалили еще до рассвета и очень бо€лись советских подводных лодок.
               ќни не по€вились, зато внезапно атаковали истребители. я как раз
               сто€л на палубе, с грустью смотр€ на удал€ющиес€ берега Ћатвии, когда
               самолеты, пролетев над нами, сбросили бомбы. ќни упали — штук 15 слева
               и справа, взорвались, подн€ли фонтаны воды и пены. ¬ это врем€
               сопровождающие военные суда начали стрельбу по самолетам. ”берегла нас
               ћатерь Ѕожи€ — пароход осталс€ целым и невредимым, а ведь достаточно
               было всего одной бомбы..." √ермани€, г.ƒанциг (ныне ѕольша, г.√даньск) 
        протоиерей 
        √од начала 1944 
        »з воспоминаний о.—ерги€ √арклавса:
              "¬озблагодарили √оспода Ѕога и благополучно добрались до ѕольши в город
               ƒанциг (√даньск). ¬ысадились. ѕока суматоха, то да се, пока походную кухню
               организовали, чтоб нас покормить, пока котелки раздали, а тут бомбежка — на сей раз
               уже американцы. » снова жертвы..." ѕольша, г.Ћодзь 
        протоиерей 
        √од начала 1944 
        √од окончани€ 1944 
        ћес€ц окончани€ 10 
        ќ.ѕетр вместе с епископом »оанном (√арклавсом) сопровождал чудотворную
        “ихвинскую икону Ѕожией ћатери в ѕольшу.
        »з воспоминаний о.—ерги€ √арклавса:
               "ѕотом товарный поезд повез нас вглубь ѕольши, в Ћодзь.
                ¬ладыка беспокоилс€ о старушке-матери, а моей самой главной заботой
                оставалась икона. »з Ћодзи переправились в Ўнайдемюлле, а там уже
                по€вилась возможность самим определ€тьс€, куда ехать дальше.
                ¬ладыка решил, что это будет яблонец, что в —удетии, — тот самый город,
                куда его приглашал старый католический св€щенник еще в –иге.
                —остав, шедший в —удетию, был переполнен, только что на крыше людей не
                было. ћне пришлось всю ночь сто€ть на одной ноге" „ехословаки€, —удеты, г.яблонец (√аблонц) 
        протоиерей 
        √од начала 1944 
        ћес€ц начала 10 
        √од окончани€ 1945 
        ћес€ц окончани€ 8 
        ¬ окт€бре 1944г. епископ –ижский »оанн (√арклавс) с чудотворной “ихвинской
        иконой Ѕожией ћатери, вместе с большой группой св€щеннослужителей
        ѕрибалтийского экзархата, среди них о.ѕетр  удринский, прибыли в яблонец.
        ¬ яблонце св€щенники — группа была больша€, человек 40 — нашли
        пустовавшую католическую церковь. ќбъ€снились, что по приглашению.
        —тароста разрешил проводить в церкви службы, но разместить людей не смог.
        ѕришлось обосновыватьс€ в соседнем селе, что за 7 километров от яблонца.
        ¬скоре с ними стал проживать и архиепископ  овенский ƒаниил (ёзвьюк).
        ѕриемный сын епископа »оанна о.—ергий √арклавс позднее вспоминал:
            "ѕрихожан было много: из яблонца и окрестностей приходили рабочие,
             вывезенные немцами из различных стран, — греки, румыны, болгары, русские.
              ак-то под –ождество владыка пообещал, что мы привезем на богослужение
             чудотворную икону. ѕо снегу, на сан€х и довезли.  ак счастливы были люди!"
        ¬ мае 1945г. —оветские войска вошли в „ехословакию.
        »з воспоминаний о.—ерги€ √арклавса:
            "ƒом, где мы обосновались, находилс€ у самой дороги, и проходившие советские
             солдаты и офицеры быстро обнаружили нас. ”дивл€лись, расспрашивали — откуда
             вы, как, да почему... Ќазывали нас изменниками –одины за то, что убежали из
             Ћатвии. ћы отвечали, что нас вывезли насильно. ќдни на это предлагали вернутьс€,
             другие советовали не торопитьс€. ¬ладыка решил подождать с возвращением".
        ¬ середине ма€ 1945г. оба архиере€ от имени всего подведомственного им в
        яблонце духовенства написали письма ћосковскому ѕатриарху јлексию I с просьбой
        оказать содействие в возвращении в ———–. ≈пископ »оанн √арклавс написал:
            "Ќаход€сь в беженских услови€х в √ермании, мы, сохран€€ верность ћатери
             ÷еркви, не вступали в каноническое и молитвенное общение с епископами и
             духовенством других юрисдикций, что и было причиной того, что нам не давали
             возможности совершать открытые богослужени€ в храмах, лагер€х и прочих
             общественных местах. ≈сли с большим трудом мне и удалось добитьс€ разрешени€
             совершать богослужени€ в √аблонцском старокатолическом храме, то ради латышей,
             да и то негласно.
             ѕриветству€ ¬аше —в€тейшество с прин€тием высокого жреби€ патриаршего
             служени€ и победным окончанием русским народом войны, пребываю преданным
             слугой ¬ашего —в€тейшества".
        ≈пископ »оанн сообщил, что вместе с ним проживают протоиереи ѕетр  удринский,
        Ќиколай ѕерехвальский, »оанн Ћегкий, Ќиколай ¬еглайс, »оанн Ѕауман, Ќиколай
        Ћапекин, св€щенник ѕетр ћихайлов, протодиакон ћихаил яковлев, семь иподиаконов
        и церковнослужителей с семь€ми.
        Ёто письмо было передано в советскую военную комендатуру, но ответа от ѕатриарха
        не последовало. ¬ результате, среди св€щенников начались колебани€
        о целесообразности возвращени€ на –одину, вызванные опасением репрессий,
        и в середине августа 1945г. часть проживавших в яблонце св€щеннослужителей
        во главе с епископом »оанном, захватившим с собой “ихвинскую икону,
        бежали в ћюнхен, в американскую зону оккупации √ермании.
        »з воспоминаний о.—ерги€ √арклавса:
             "„ерез полгода стало очевидно, что если мы решимс€ ехать домой,
              то попадем не в –игу, а пр€миком в —ибирь. —тали думать, как бы уехать
              в американскую зону √ермании. Ќо один наш св€щенник, о.ѕетр  удринский,
              усомнилс€ в правильности решени€ владыки и отправилс€ домой.
              ѕотом уже мы узнали, что он так и не добралс€ — забрали в сибирские лагер€...
              ћы стали думать, как бы нам уехать в јмериканскую зону √ермании.
              Ѕлаготворительна€ католическа€ организаци€ " аритас", занимающа€с€
              отправкой репатриантов на родину, вз€лась нам помочь. ћы добрались до
              ѕраги. Ќам надо было пересесть в товарный поезд, шедший в јмериканскую
              зону.  ругом ходили советские патрули, которые бы нас непременно задержали.
              ѕришлось пролезть под вагонами, протаскива€ с собой икону...
              ¬ чешском городке ѕльзени в 5 утра поезд остановилс€ — проверка.
              ”слышав русскую речь, мы затаились.
                  "Ётот вагон мы уже осматривали",- раздалось снаружи...
              Ёто был последний советский патруль.
              Ќовый день мы уже встретили в јмериканской зоне, в баварском јмберге"
        “ак началс€ 4-летний период пребывани€ чудотворного образа на территории
        јмериканской зоны оккупации √ермании.
        ¬ течении года латвийские св€щенники жили в Ѕаварии, а затем их переместили в
        лагерь беженцев ’ерсбрук в 20 км северо-восточнее Ќюрнберга.
        ќ.ѕетр  удринский осталс€ в яблонце.
        —оветское посольство в „ехословакии предприн€ло попытку вернуть беглецов и икону.
        ќсенью 1945 г. представитель ћосковской ѕатриархии архиепископ ’ерсонский и
        Ќиколаевский ‘отий (“опиро) совершил поездку в —реднюю ≈вропу.
        5 декабр€ 1945г. он подал рапорт на им€ ѕатриарха јлекси€ I, где сообщил,
        что дал письменное поручение протоиерею ѕетру  удринскому отправитьс€ в ћюнхен
        и вручить наход€щимс€ там карловацким архиере€м ѕатриаршее обращение с целью
        воссоединени€ их с ћосковской ѕатриархией, а также получить у епископа
        »оанна (√арклавса) “ихвинскую икону Ѕожией ћатери и временно поместить ее в
        ”спенском соборе ѕраги.
        ѕатриарх јлексий I незамедлительно обратилс€ в —овет по делам –усской ѕравославной
        ÷еркви при —овете ћинистров ———– с просьбой:
             "ќказать содействие к проезду протоиере€  удринского в г.ћюнхен дл€
              выполнени€ данного ему поручени€".
        ¬ это врем€ существовала реальна€ возможность вернуть “ихвинскую икону ћосковской
        ѕатриархии, однако в рапорте архиепископа ‘оти€ этот вопрос был поставлен нар€ду
        с такой серьезной проблемой, как взаимоотношение ћосковской ѕатриархии
        с "карловацкой группировкой".
        ѕредседатель —овета по делам –ѕ÷ √. арпов на письме ѕатриарха написал резолюцию:
             "ѕока не следует делать"
        –езолюци€  арпова относилась в первую очередь именно к проблеме воссоединени€
        «арубежного —инода с –усской ѕравославной ÷ерковью, а вопрос о возвращении на
        –одину “ихвинской иконы оказалс€ на втором плане.
        ќ.ѕетр  удринский трижды пыталс€ выехать в американскую зону оккупации через
        различные пропускные пункты, но везде получал отказ со стороны американцев,
        о чем доложил в письменном виде ѕатриарху јлексию I.
        (“ихвинска€ икона вернулась в –оссию только в 2004 г.).
        ќ.ѕетр  удринский возвратилс€ в г.яблонец
      јресты
        „ехословаки€, —удеты, г.яблонец 
        √од ареста 1949 
        ¬ 1949г. о.ѕетр был арестован. ћесто заключени€ неизвестно, освобожден в 1955(?)г.
      —лужение
        »ркутск, храм ћихаила јрхангела 
        протоиерей 
        √од начала 1955 
     ончина
      1964 
      ƒень 23 
      ћес€ц 3 
      ћесто »ркутск 
    ѕубликации
(c) ѕ—“√”