Год рождения 1888 День рождения 28 Месяц рождения 10 Место рождения Подольская губ., Каменец-Подольский у. (Украина), с.Песчаное инокиня Родилась в крестьянской семье Федора и Матроны Матиешиных.
Семья была религиозной и благочестивой. С трех лет Параскеву приучали к посту.
Едва выучившись грамоте, она начала читать Св.Писание.
Матушка Параскева впоследствии вспоминала:
Преподобноисповедница Параскева (Матиешина). Икона. Преподобноисповедница Параскева (Матиешина). Икона. Инокиня Параскева (Матиешина), 19201921гг. Инокиня Параскева (Матиешина) с хором
Должность=послушница Год начала 1907 В 1907г. Параскева и ее подруга были приняты в Теолинский Спасо-Преображенский женский монастырь, основанный как миссионерский в местах компактного проживания греко-католиков. Еще до поступления в монастырь девушка долго молилась и просила Бога указать обитель, куда ей нужно было пойти. Однажды во сне она увидела икону Божией Матери, сияющую ослепительным светом, стоящую на солее и окруженную синей лентой, на которой была надпись: "В этом монастыре ты будешь жить!". Но это был не тот монастырь, в который она прибыла. Через несколько лет Параскева отпросилась на побывку домой Люблинская губ., Грубешовский у., с.Турковицы (Польша, Люблинское воеводство, Хрубешувский у., с.Турковице), Турковичский Покровский женский монастырьДолжность=послушница, певчая на клиросе, регент хора Год окончания 1914 По дороге домой Параскева тяжело заболела и остановилась в Турковичском Покровском монастыре. Чуть оправившись от недуга, она увидела в этой обители лик Турковичской иконы Божией Матери, той самой, которая когда-то явилась ей во сне. Параскева осталась в Турковичской обители. Выросшая в простой крестьянской семье, обучившаяся грамоте лишь дома, она обладала блестящим даром слова. Игумения поручала ей составлять и произносить приветственные речи, когда обитель удостаивали своим посещением архиереи. В 1912г. ее приняли в число сестер. В 1914г., во время Первой мировой войны монастырь оказался в зоне боевых действий и был эвакуирован в Москву, а потом в г.Дмитров Московская губ., г.Дмитров, Турковичский Покровский женский монастырьДолжность=послушница Год начала 1914 Год окончания 1917 После конца Первой Мировой войны монастырь возвратился в Турковичи, а послушница Параскева была оставлена для отправки монастырского имущества вслед за уехавшими Московская губ., г.Дмитров, с.Подлипичье, храм Казанской Иконы Божией МатериДолжность=прислуживала в храме Год начала 1918 Год окончания 1921 Параскева осталась в Дмитрове. Она сняла жилье вблизи города в с.Подлипичье и прислуживала в местном храме Казанской Иконы Божией Матери. Параскева хорошо овладела Богослужебным Уставом и перечитала много Святоотеческих книг, воспринимая прочитанное умом и сердцем. Заметив высокую духовную образованность Параскевы, крестьяне соседних деревень попросили ее помочь в обучении дочерей церковному пению и чтению книг на церковно-славянском языке. К этому делу Параскева отнеслась с таким вниманием и любовью, что число ее учениц возросло до нескольких десятков. В 1920г. Параскева познакомилась с Дмитровским епископом Серафимом (Звездинским) и стала его духовной дочерью. Владыка Серафим сурово вел ее в духовной жизни, но другим говорил о ней с уважением
1921 День 7 Месяц 5 Кто рукоположил епископ Серафим (Звездинский) Епископ Серафим (Звездинский) 7 мая 1921г., в день св.Апостола Иоанна Богослова, постриг ее в рясофор с сохранением имени и определил ее в Спасо-Влахернский женский монастырь
инокиня Должность=алтарное служение Год начала 1921 День начала 7 Месяц начала 5 10 декабря 1921 г. епископ Серафим совершил посвящение Параскевы на алтарное служение как диакониссу. В опубликованных записках, посылавшихся из Бутырской тюрьмы (см. книгу "Архиепископ Серафим (Звездинский). Житие и проповеди") епископ Серафим особенно часто поминает свою ближайшую духовную дочь Параскеву Вскоре на имя владыки Серафима поступило прошение прихожан Казанской церкви села Подлипичье вернуть инокиню Параскеву в Дмитров для продолжения обучения детей их прихода чтению и письму. Они обещали обеспечить ее квартирой и продовольствием. Узнав о высокой духовной образованности Параскевы, о ее занятиях с девочками и оценив это, епископ Серафим, с согласия игумении, 25 июля 1921г. вызвал Параскеву из монастыря на миссионерскую деятельность "для миссионерской работы в деревне", оставляя ее в числе сестер Спасо-Влахернского монастыря Московская о., г.Дмитров, с.Подлипичье, церковь Казанской иконы Божией Материрясофорная монахиня Должность=миссионерская работа в деревне, обучение крестьянских детей церковному пению и чтению Год начала 1921 День начала 25 Месяц начала 7 Год окончания 1921 День окончания 27 Месяц окончания 11
1921 День 27 Месяц 11 Кто рукоположил епископ Серафим (Звездинский) 27 ноября 1921г. инокиня Параскева была посвящена владыкой Серафимом по древнему чину в диакониссы на алтарное служение
инокиня, диаконисса Должность=прислуживала в алтаре, регент хора девочек Год начала 1921 День начала 27 Месяц начала 11 Год окончания 1931 День окончания 27 Месяц окончания 5 Став диакониссой, матушка Параскева в течение многих лет прислуживала в алтаре храма Казанской иконы Божией Матери. В Казанском храме очень часто служил владыка Серафим, живший недалеко от храма. Матушка Серафима была регентом хора из числа обученных ею же девочек. В 1924г. она была вызвана в ОГПУ, где ей приказали прекратить занятия. Но и после этого, не имея возможности учить девушек, она не оставила попечения о них и руководства хором. В 1928г. Спасо-Влахернский монастырь был закрыт. После выселения монахинь из Спасо-Влахернского монастыря матушка Параскева продолжала прислуживать в алтаре Казанской церкви с.Подлипичье
Год ареста 1931 День ареста 27 Месяц ареста 5
28/06/1931 Обвинение "антисоветская деятельность, контрреволюционная пропаганда" Приговор=5 лет высылки в Казахстан ГА РФ. Ф.10035. Д.П-75419.
Из показаний матушки Параскевы на допросе:
Год начала 1931 Казахстан, Алма-Атинский р. Год начала 1931 Затем матушку Параскеву определили на работу неподалеку от г.Алма-Аты: она была поварихой в большой рабочей артели (состоявшей из ссыльных). За проявляемые ею ко всем рабочим (многие из них были еще мальчишками), заботу и сострадание все они называли ее "сестрой". Она держала себя очень достойно, ровно со всеми и умудрялась при скудных запасов никого не оставить голодным и никак не использовала своего нахождения рядом с продуктами. При освобождении Параскева была настолько истощена, что не в состоянии была устроиться на работу, когда через некоторое время ее перевели в г.Алма-Ату Казахстан, г.Алма-АтаВ Алма-Ате духовной дочерью матушки Параскевы стала Е.В.Апушкина, бывшая в прошлом духовной дочерью о.Алексея Мечева. Хранившиеся у нее полные записи матушки Параскевы послужили основой замечательной книги о ее бывшем духовном отце протоиерее А.Мечеве ("Пастырь добрый", Паломник, М., 1997). В Алма-Ате матушка неожиданно встретилась со своим духовным отцом архиепископом Серафимом (Звездинским), отправленным туда в ссылку в августе 1932г. Он прожил в городе три месяца, и матушка могла в это время утешаться совместными молитвами и духовными советами своего духовного отца. Из Алма-Аты матушку Параскеву перевели в г.Барабинск Западно-Сибирский край (Новосибирская о.), г.БарабинскГод окончания 1935 Питалась она большей частью лепешками, которые ссыльные пекли из муки собственного помола, изготовленной из зерен колосков, подобранных в поле после уборки урожая. В 1935г. матушка Параскева из ссылки была освобождена
инокиня Год начала 1936 По окончании ссылки матушка Параскева, ослабевшая и больная, поселилась в Астрахани, где была в духовном общении с астраханским архиереем Германом Воронежская (Тамбовская) о., г.Кирсановинокиня Затем перебралась в г.Кирсанов Тамбовской обл. Узнав о болезнях матушки Параскевы, возникших на почве голода и тяжелых условий, никогда не забывавшие ее воспитанницы уговорили ее переехать обратно в г.Дмитров Московская о., г.Дмитров, с.Подлипичье, церковь Казанской иконы Божией Материинокиня Должность=прислуживала в храме Несколько лет матушка Параскева проработала в Казанском храме с.Подлипичье.
Здесь ее застала война и связанный с этим голод.
Матушка заболела абсцессом легких и тяжко страдала. Лекарства не помогали.
Состояние ее считали безнадежным. Она уже готовилась к смерти.
Год окончания 1953 День окончания 4 Месяц окончания 12 Матушка нуждалась в постоянном уходе. С ней случился паралич, и она стала совсем беспомощной. Страдания ее были очень велики, особенно от нарывов и пролежней. Испытывая большие боли, прикованная к постели, матушка Параскева не только терпеливо сама их переносила, молилась, но ободряла всех ее посещавших и призывала на молитву
День 4 Месяц 12 Место Московская о., Дмитровский р., с.Бирлово Место захоронения Московская о., Дмитровский р., с.Деденево, Спасо-Влахернский монастырь, храм иконы "Нечаянная Радость" Матушка Параскева скончалась 4 декабря 1953г., в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Отпетая в Казанском храме, она была погребена на кладбище Борисо-Глебского мужского монастыря. В 1972г. исполнилось 50 лет со дня организации матушкой Параскевой церковного хора в храме Казанской иконы Божией Матери в г.Дмитрове. К этому времени состав хора сократился только немного с 16 до 12-ти человек, но все они (часть из которых стали бабушками, матерями, часть остались незамужними) были из числа тех девочек, которых воспитывала во время своей миссионерской работы в 19181921гг. матушка Параскева. По случаю столь замечательного юбилея все священноначалие и церковный клир проследовали из г.Дмитрова в с.Бирлово, чтобы поздравить родившихся там (а многих и продолжавших проживать там) участниц хора. Так, через 20 лет после смерти матушки Параскевы, был отмечен один из результатов ее служения церкви. 11 сентября 2001г. были обретены святые мощи преподобноисповедницы Параскевы. 30 сентября состоялось их торжественное перенесение из Борисо-Глебского Дмитровского монастыря в Спасо-Влахернский монастырь в с.Деденево Дмитровского р-на, где под звон колоколов и пением раку с мощами внесли в церковь Нечаянной Радости Спасо-Влахернской обители, в которой Параскева начала свой путь
Дата 27/12/2000 Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 27 декабря 2000г. Кто представил Московская епархия ТРОПАРЬ, глас 3: КОНДАК, глас 4:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
Новый стиль 04.12 день блаженной кончины (1953г.)
|
(c) ПСТГУ |