Home page | NIKA_ROOT | INDEX | ГодОкончанияСлужения | 1965 | Дела | oec.40 |
[версия для печати] [pdf] |
В июне 1916г. он был мобилизован в Царскую Армию, потом в Красную Армию |
В 1918г. Михаил Соловьев познакомился с Василием Надеждиным (будущим свщмч.
Василием) еще до принятия священства у их общего наставника и друга учителя,
а к тому времени священника, настоятеля храма в с.Никольский Поим о.Иоанна
Козлова |
В начале 1919г. он был оставлен на работе в Чембарском уездном военкомате в качестве
помощника делопроизводителя мобилизационного отдела.
В 1920г. Михаил Соловьев вступил в брак с девушкой из духовного сословия
Верой Михайловной Звездочетовой (18941958), студенткой историко-филологического
факультета.
В ноябре 1921г. он из армии был демобилизован и стал на путь церковного служения |
В 1936г. о.Михаилу удалось получить в Пензенской обл. паспорт без отметок
о судимости, что помогла ему избежать последующих арестов в 1937г.
Друзья помогли ему и его семье перебраться в с.Бородухино Калужской обл. |
Село Бородухино находилось в 6-ти км от г.Малоярославца.
Матушка Вера Михайловна стала учительствовать в местной школе.
О.Михаил, выдержав соответствующие экзамены на курсах учителей, стал учительствовать
вместе с женой. Впоследствии он стал директором школы и даже председателем
Малоярославецкого районного Совета.
Сначала о.Михаил с семьей жил при школе.
Однако сразу по приезде о.Михаил вместе с Александром Герасимовичем Яковлевым
(который работал когда-то лаборантом у о.Владимира Амбарцумова), стали строить
дом в с.Бородухино, и переселились в него.
О.Михаил тайно совершал богослужения в небольшой каморке в их доме.
Он также нелегально служил вместе с о.Михаилом Шиком, который после освобождения
из ссылки проживал в г.Малоярославце до своего повторного ареста в 1937г.
В.И.Гоманьков, по сведениям от самого Владыки, рассказывает [4]:
Тогда же в 1937г. в Бутово был расстрелян о.Владимир Амбарцумов |
В начале Великой Отечественной войны, когда немцы подходили к Москве, он был
мобилизован в армию накануне захвата немцами г.Малоярославца.
Вместе с другими мобилизованными он оказался в Нарофоминске, в котором царила
паника и неразбериха в связи с наступлением немецких войск. При отсутствии
командиров и указаний, куда двигаться, некоторые его попутчики стали разбегаться
по домам и уговаривали его присоединиться к ним. Однако о.Михаил твердо
отказался дезертировать. После изрядных мытарств, он был направлен на Урал |
Он служил на Урале интендантом до конца войны в чине старшего лейтенанта.
Семья его оказалась на оккупированной немцами территории, и о судьбе ее
ему ничего не было известно.
Сразу после отступления немцев известие о своей семье он получил от семейства
Квитко, которое, оставаясь в Москве, установило связь с семьей Соловьевых и
переписывалось с о.Михаилом.
За отличное выполнение служебных заданий о.Михаил был награжден медалью
"За Победу над Германией".
После окончания Великой Отечественной войны он был демобилизован |
После демобилизации с 1 января 1946г. одновременно с учебой работал
преподавателем одной из начальных школ Малоярославецкого района Калужской обл.
О.Михаил поддерживал тесные связи со многими православными семьями в Москве
и Малоярославце.
В 1950г. о.Михаил был приглашен на свадьбу В.И.Гоманькова с дочерью супругов
Квитко. После знакомства с В.И.Гоманьковым он проявил большую заботу о нем
и его родных. О.Михаил помог родителям В.И.Гоманькова с их младшими детьми
перебраться из Башкирии, где они сильно бедствовали и откуда они никак не
могли выбраться после эвакуации, в соседнюю с Бородухино деревню Игнатьевское,
благословил им приобретение там дома, пригласил их жить сначала у себя в доме,
а потом уже обживаться в Игнатьевском.
Все эти годы о.Михаил регулярно посещал Николо-Сергиевский храм в селе
Передел (Передолье) Калужской обл., и, по непроверенным данным, тайно сослужил
с настоятелем этого храма, который был ему хорошо знаком. Там, по рекомендации
о.Михаила, без особой огласки крестили младших братьев и сестер В.И.Гоманькова.
О.Михаил имел обширный круг знакомств среди церковного клира.
Он находился в постоянной переписке с о.Сергием Никитиным (будущим епископом Стефаном),
служившим в те годы в Узбекистане в Курган-Тюбе.
Вместе с В.И.Гоманьковым по поручению сына о.Владимира Абарцумова Евгения
Владимировича Амбарцумова, они посылали ему в 1950г. священническое облачение.
С Евгением Владимировичем о.Михаил поддерживал тесную связь и переписку.
Летом 1949г. Евгений Владимирович Амбарцумов приезжал на несколько дней
к о.Михаилу в Бородухино. Во время отдыха он обсуждал с о.Михаилом
возможности принятия священного сана. В это время Евгений Владимирович
занимал должность заведующего библиотекой Литературного института в Москве,
и принятие священного сана требовало большой осторожности и осмотрительности.
О.Михаил благословил этот шаг Евгения Владимировича, дал рекомендации к о.Иоанну
Козлову, профессору Духовной Академии, и с февраля 1951г. Евгений Владимирович
стал заведовать библиотекой ЛДА, а в июне 1951г. принял сан и стал служить во
Владимирском соборе Ленинграда.
Вероятно, о.Михаил и Евгений Владимирович обсуждали планы возвращения к открытому
служению и о.Михаила в будущем. С конца 1951г. между ними началась интенсивная
переписка, письма которой передавались с оказией в Бородухино через семейство
Гоманьковых. Благополучное священство о.Евгения в Ленинграде стало неким указанием
о.Михаилу на реальность выхода на открытое служение.
В конце 1953г. о.Михаил поехал в Ленинград, а в январе 1954г. возвратился к
пастырскому служению |
Находясь за штатом, о.Михаил жил в семье своей дочери Нины в Гатчине.
Часто наведывался в Москву к Гоманьковым. Бывая в Москве, он обязательно навещал
семью своего расстрелянного друга о.Василия Надеждина, а также Николая Евграфовича
Пестова, с которым обсуждал его труды по нравственному богословию "Пути к Совершенной
Радости", основанные на святоотеческой литературе и распространявшиеся тогда в
"самиздате".
Близким знакомым о.Михаила был Глеб Александрович Каледа (тайный священник
с 1972г.), с ним они обсуждали апологетические и другие проблемы.
Находясь за штатом, о.Михаил пытался перейти на служение в Калужскую епархию,
где он раньше долго жил в с.Бородухино. Калужскую епархию в начале 1960-х до
своей смерти в 1963г. возглавлял его друг епископ Стефан (Никитин).
Побывав в Калуге и получив благословение тамошнего архиерея, о.Михаил отправился к
митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Никодиму (Ротову) и изложил ему свою просьбу
о переводе в Калужскую епархию.
В.И.Гоманьков пишет [4]:
Действительно, в ноябре 1966г. о.Михаил был назначен настоятелем Троицкого храма в г.Всеволожске (Дзержинском). По данным [4], на его назначение повлияло ходатайство о.Евгения Амбарцумова, семья которого проживала в этом городе |
1 |
Протодиакон Александр Киреев. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 19432002 годах. Архиепископ Мелитон. С.284286. |
2 |
Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 19791989. Т.4. С.284. |
3 |
1. протоиерей Владимир Воробьев. |