Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодОкончанияСлужения 1950
Дела o13.61
    [версия для печати] [pdf]
    Смирнов Александр Павлович 
    Год рождения 1888 
    День рождения 16 (ст.ст. до %d февраля 1918г.) 
    Месяц рождения 8 
    Место рождения Симбирская губ., Корсунский у., с.Криуши 
    протоиерей 
    Родился в семье священника симбирского села Криуши Павла Ивановича Смирнова.
    Мать — Агриппина Александровна — была из духовного сословия. В семье их было
    несколько детей. У Александра были три младших брата (среди них Николай и Дмитрий).
    С ранних лет Александр любил участвовать в церковных службах.
    Позже семья переселилась в с.Игнатовка (Игнатово) Сенгальского уезда, куда был
    переведен служить о.Павел Смирнов
    Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до ноября 1913г.] [1913-1920гг.] [с 1920г.] [по 1935г.] [по 1950г.]
      Образование
        Симбирское духовное училище 
        Александр с радостью участвовал в училищном церковном хоре.
        В духовном училище учился вместе с двоюродным братом — Михаилом СмирновымСимбирская Духовная Семинария 
        Первые два курса прожил в пансионе. После снимал квартиру. Много читал духовную
        и русскую художественную литературу. В 1904–1905гг. в стране начались забастовки.
        В связи с этим Семинарию закрыли, и у Александра, который учился тогда на третьем
        курсе, один учебный год пропал. После открытия 4-й Государственной Думы Александр
        Смирнов, подготовившись самостоятельно, сдал успешно экзамены за 4-й курс.
        За время изучения богословских наук особенно сильное влияние на его духовное
        образование оказали: преподаватели В.Рождественнский по гомилетике, С.Сотин
        и В.Гавриловский по Св.Писанию, ректор Семинарии протоиерей А.Стернов.
        Александр Смирнов окончил 6 курсов Духовной Семинарии с отличным аттестатом.
        Решив поступать в Духовную Академию, он испросил на это благословения у своего
        отца, поехав к нему в с.Игнатовку.
        После этого он уехал в Симбирск для подготовительной работы и поселился в келье
        при Ильинской церкви. Прожил там 40 дней, как монахСанкт-Петербургская Духовная Академия 
        Год поступления 1909 
        Год окончания 1913 
        кандидат богословия 
        Успешно сдал экзамены в Академию и был принят на казенное содержание, хотя и не
        был послан в Академию семинарским начальством.
        В Петербурге в то время учились его старшие брат и сестра и другие родственники.
        В это время часто беседовал о вере и Евангелии с духовным писателем П.И.Гладковым,
        участвовал в работе христианского студенческого кружка, содружестве студенческой
        молодежи, в работе религиозно-философского общества.
        Однокурсником его был будущий Тамбовский протоиерей М.К.Сперанский.
        В Духовной Академии написал кандидатское сочинение "Религиозно-этические
        вопросы в русской художественной литературе для пастыря Церкви"
      Служение
        Симбирск 
        Должность=Симбирское духовное училище, преподаватель латинского языка и гражданской истории 
        Год начала 1913 
        Год окончания 1913 
        В Симбирске Алексадр Смирнов женился на знакомой ему с детства дочери
        священника о.Поликарпа Виноградова Антонине — миловидной, стройной,
        религиозной и нравственной девушке. У нее были братья Алексей и Александр.
        В это время, по рекомендации петроградского профессора протоиерея Белякова
        (впоследствии епископа Омского Дмитрия), московский митрополит
        вызвал Александра Смирнова на священническое место известного священника
        Востокова, переведенного в Коломну. После женитьбы Александр Смирнов приехал в Москву
      Рукоположение
        диакон 
        1913 
        День 21 
        Месяц 11 
        Место Москва, Свято-Даниловский мужской монастырь, Троицкий собор 
        Кто рукоположил архиепископ Серпуховский Анастасий 
        Когда Александр Смирнов приехал в Москву, митрополит был на зимней сессии
        в Синоде, и с ним разговаривал его викарий архиепископ Серпуховский Анастасий.
         
        В Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября 1913г. Александр
        Смирнов перед литургией был посвящен в стихарь, а за литургией в тот же день —
        во диаконаиерей 
        1913 
        День 23 
        Месяц 11 
        Место Москва, церковь 3-го Московского кадетского корпуса 
        Кто рукоположил архиепископ Анастасий 
        Был рукоположен во иерея в день своего святого — благоверного князя Александра
        Невского, в престольный праздник в храме 3-го Московского кадетского корпуса
      Служение
        Москва, церковь св.мученика Никиты на Кузнецкой улице 
        иерей 
        Должность=законоучитель одной из Московских женских гимназий (с 1914г.) 
        Год начала 1913 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1918 
        Церковь св.мученика Никиты находилась вблизи церкви свт.Николая.
        С благословения архиепископа о.Александр непопустительно проповедовал за каждой
        воскресной и праздничной службой. С первого дня служения он тщательно
        готовился к проповедям, записывая самое существенное на черновик, но оставляя
        часть проповеди для импровизированного изложения.
        Через 2–3 года приходской службы о.Александр выступил в светской аудитории
        Политехнического музея со световыми художественными картинами Евангельской
        истории и с речами на тему "О чем скорбел и тосковал Христос в саду Гефсиманском".
        Через 4–5 лет о.Александра стали приглашать на такие чтения и проповеди в другие
        приходы. Самое многолюдное стечение народа было на его лекции в Учительском Доме
        на Ордынке, где он читал лекцию о страданиях Христа, иллюстрируя это световыми
        картинами и сопровождая чтение хоровым пением "духовных любимых стихов
        священно-исторического содержания". Хор этот был от другого прихода — прихода
        священника о.Николая Смирнова из церкви Воскресения в Кадашах.
        В своем благочинническом округе за последние три года о.Александру пришлось
        выступать с проповедями, надгробными речами и лекциями в 10 церквах, помимо
        своей. Будучи законоучителем в женской гимназии, о.Александр и там устраивал
        религиозно-поэтические вечера с "туманными картинами". Также он вел беседы
        на религиозные темы в лазаретах и приходских школьных аудиториях.
        В своем храме о.Александр Великим Постом устраивал торжественные пассии при
        пении почти всех песнопений Страстной Седмицы, и храм был всегда полон во время
        этих служб. К этому присоединялось чтение Евангелия о страданиях Христа под
        медленный торжественный благовест колокола при зажженных свечах в руках
        богомольцев.
        В день Успения Богоматери вечером с 15 на 16 августа устраивалась такая же
        "Богородичная Пассия" — погребение Богоматери — строго по Иерусалимскому уставу.
        Последние два года (перед 1918г.) евхаристическую молитву с возгласа
        "Благодать Господа нашего..." и до "И да будут милости Великого Бога и Спаса
        нашего Иисуса Христа со всеми нами!" совершал при открытых царских вратах.
        Великим Постом в 1917–1918гг. читал лекции "О почитании мощей святых в связи
        с вскрытием их" и религиозно-художественную драму-мистерию "Царь Иудейский"
        в соединении с песнопениями хора
      Места проживания
        Москва, домик при храме св.мученика Никиты на Кузнецкой улице 
        Год начала 1913 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1920 
        Когда о.Александр был переведен в Москву, он с женой поселился в маленьком домике возле храма св.мученика Никиты. В семье родились две дочери: Елена (старшая) и Зоя. 6 ноября 1918г. о.Александр был призван на военную службу в Красную Армию в тыловое ополчение, которое, фактически, было почти концентрационным лагерем принудительных работ. О.Александр работал целыми днями с утра до ночи на грязных работах. Позже был переведен в красноармейские части на канцелярскую работу (счетоводом) как нестроевой красноармеец. Длинные волосы были острижены, ряса заменена шинелью, камилавка — папахой. В 1920г. был переведен по военной службе в г.Симбирск
      Служение
        Симбирск, Богоявленская церковь 
        иерей 
        Должность=внештатный священник 
        Год начала 1920 
        Месяц начала 9 
        Первое время, пока не был уволен с военной службы, совмещал работу канцеляриста-
        военнослужащего со службой в храме (вне штата), не получая за это никакого
        жалования
        Симбирск, Троицкая церковь 
        иерей 
        Должность=внештатный священник, штатный священник (с 31.01.1920г.) 
        Год окончания 1921 
        Месяц окончания 3 
        6 декабря 1920г. был избран приходским священником на общеприходском собрании,
        состоявшимся после ухода настоятеля. Одновременно был уволен от военной службы
      Места проживания
        Симбирск 
        Год начала 1920 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1921 
        Жил о.Александр с семьей далеко от своего прихода — минут 40 ходьбы, а в праздничные дни выходил из дома в 5 часов вечера и возвращался на другой день в 11 вечера — через 30 часов. Позже переселился ближе к храму
      Аресты
        Симбирск 
        Год ареста 1921 
        День ареста 20 
        Месяц ареста 3 
        В воскресение первой недели Великого Поста у о.Александра утром была последняя
        литургия с проповедью об иконопочитании, а вечером того же дня — многолюдная
        двухчасовая беседа на тему "Покайтесь и верьте в Евангелие" с общенародным пением.
        На другой день — в полночь, после двухчасового обыска с отобранием у о.Александра
        всех его рукописей и бумаг, он был арестован ЧК
      Осуждения
        ./03/1921 
        Обвинение "контрреволюционная агитация против Советской власти, проповеди к/р содержания" 
        Приговор=5 лет концлагерей 
        Проповедь о.Александра о весеннем пробуждении природы и соответственном
        пробуждении души и укреплении ее цветами добра и любви была истолкована
        обвинителями как намек на пробуждение контрреволюционного настроения в стране,
        проповедь о пришествии Христа Спасителя — как намек на пришествие
        политического "спасителя" из Кронштадта и т.д.
        В мае 1921г. дело было пересмотрено, приговор был оставлен в силе
      Места заключения
        Симбирск (?), концлагерь 
        Год начала 1921 
        Концлагерь находился недалеко от монастырской церкви. О.Александру удавалось иногда
        краешком уха слышать часть церковной службы из раскрытых дверей этого храма.
        В великие дни Страстной Седмицы о.Александр был на принудительных работах:
        рыл канавы, поднимал тяжелые камни для памятника Карлу Марксу, чистил паровозы,
        облепленные грязным мазутом и т.д.
      Служение
        Москва, церковь св.Климента папы Римского 
        иерей 
        Год окончания 1927 
        В 1928г. о.Александр был переведен в храм свт.Николая в Кузнецкой Слободе
        Москва, Вишняковский пер., 15, Николо-Кузнецкий храм 
        протоиерей 
        Должность=настоятель 
        Год начала 1928 
        Год окончания 1935 
        О.Александр начал ремонт храма. Проложили трубы, стали топить храм углем, Сделали
        сторожку, где много лет проработал очень верующий человек Григорий Васильевич.
        Везде в Замоскворечье храмы были закрыты, и о.Александр принимал в храм
        безработных священников из соседних церквей. Штат был — 8 священников и 2 диакона.
        О.Александр не раз с большим мужеством и опасностью
        для жизни защищал храм от грабителей, которых было немало.
        Ходил по улицам и ездил в трамвае в духовной одежде: ряса, скуфейка. Совершал
        требы по всему Замоскворецкому району. Приходил домой весь грязный, в плевках,
        песке, иногда мальчишки в него кидали камни и лицо было в кровоподтеках.
        О.Александр проводил большую катехизаторскую деятельность: пастырские беседы,
        показ "туманных картин" из Библейской истории (стеклянные пластины у фонаря),
        и т.д. О.Александр продолжал эти труды, пока их не запретила гражданская власть.
        При закрытии храма иконы Божией Матери "Утоли моя Печали" в Садовниках
        о.Александр организовал перенос прихожанами чудотворной иконы "Утоли моя Печали"
        в Николо-Кузнецкий храм. Несмотря на страшное гонение на Церковь и верующих,
        на глазах у всех, несли икону по улице и установили во Введенском приделе
        Николо-Кузнецкого храма.
        В годы, когда был запрещен церковный звон и сняты колокола, о.Александр устроил
        колокольный звон внутри храма
      Места проживания
        Москва, Толмачевский пер. 
        Когда о.Александр был переведен в храм св.Климента, папы Римского ему с семьей (жена и две дочери: Елена и Зоя) дали в Толмачевском пер. недалеко от храма и недалеко от Николо-Кузнецкого храма комнату 15 кв.м. в коммунальной квартире (13 семей) в деревянном одноэтажном доме с печным отоплением, Когда его перевели в Николо-Кузнецкий храм, он продолжал жить там же. Из воспоминаний дочери Зои: "В одно прекрасное весеннее утро приходит к нам коммунист и говорит: "Убирайся, поп, со своими бабами (это мама и я с сестрой), куда хочешь, здесь будет жить наш начальник". Бесцеремонно выбросил наши вещи на улицу... Мы сидим с мамой и плачем: "Куда идти?". Папа с мамой на какой-то тачке стали вещи перевозить в Николо-Кузнецкую церковь, к вечеру перенесли... "
        Москва, Вишняковский пер., 15, Николо-Кузнецкий храм 
        Из воспоминаний дочери: "Перенесли вещи в маленькую комнату — каменный мешок на втором этаже колокольни с одним окном и решеткой, без отопления, воды, канализации. В ней была ризница, мимо этой комнаты вела лестница на чердак и еще выше — на колокольню. Там папа прожил до конца своих дней... Вскоре приехал к нам из-под Симбирска дедушка, папин отец, священник Павел Иванович Смирнов. Бабушка умерла, а у него отобрали дом и выгнали на улицу. .. Мы были "лишенцы", не имели продовольственных карточек. Но Бог милостив: были добрые люди, которые отрывали от своих семей какие-то продукты и давали нам..."
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1935 
        Из воспоминаний дочери: "Народ ходил в храм, но с опаской: очень следили власти.
        Когда в храм ходили молодые люди и дети, у них спрашивали паспорта, а потом
        увольняли с работы. Но отец мой ничего не боялся, всегда говорил: "Если не я, то
        кто же может постоять за мой приход, я поставлен Богом служить моим
        прихожанам". И вот пришли закрывать наш храм, говоря, что есть приказ от
        Советской власти снести храм и сделать на этом месте шахту метро (это было в 1935г.).
        Папа ответил: "Ключи от храма я вам не дам, а мы с прихожанами будем отстаивать
        наш храм в Кремле". Была послана не одна петиция с сотнями подписей прихожан к
        Сталину, но ответа не было".

        Вскоре о.Александр был арестован
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1935 
        Находился в Бутырской тюрьме в течение 2-х недель.
        В тюрьме его пытали и заставляли выступить по радио с речью, якобы он неверующий и
        религия — "опиум для народа". О.Александр отказался, сказав: "Я из семьи
        священника, сам священник и людям говорю в проповедях о вере, о любви Господа
        к народу. Вы со мной что хотите делайте, если мне суждено умереть, значит,
        моя судьба такая, а выступать по радио я не буду".

        Через две недели он был освобожден
      Служение
        Москва, Вишняковский пер., 15, Николо-Кузнецкий храм 
        иерей 
        Должность=настоятель 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1941 
        По освобождении из Бутырок о.Александр поехал в Кремль с "двадцаткой" храма за
        ответом на петицию, и ему вручили документ, подписанный И.В.Сталиным, что
        разрешают оставить храм. О.Александр отслужил по этому случаю благодарственный
        молебен (После этого стали сносить храм Параскевы Пятницы и на его месте сделали
        выход метро "Новокузнецкая").
        Ульяновск (Симбирск), Казанский Патриарший собор 
        иерей 
        Год начала 1941 
        Год окончания 1943 
        В 1941–1943гг. находился в эвакуации в г.Ульяновске вместе с Местоблюстителем
        Патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским).
        По приказу Мосгорисполкома от 7 октября 1941г. об эвакуации
        в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы 1/14 октября 1941г.
        митрополит Сергий и его почетная свита: митрополит Киевский и Галицкий
        Николай, архиепископ Можайский Сергий, архиепископ Иоанн и др. (среди них
        и протоиерей Александр Смирнов) покинули Москву и отправились в эвакуацию
        в г.Ульяновск (Симбирск).
        По дороге митрополит Сергий тяжело заболел, и о.Александр
        причащал болящего своей походной дароносицей.
        В пути о.Александр пересел на другой поезд, прибыл в Ульяновск днем раньше и
        отслужил литургию в Воскресенской церкви.
        Первое богослужение в Ульяновске митрополит Сергий совершил 13/20 октября
        1941г. в кладбищенской церкви. Это было соборное богослужение всех
        священнослужителей, прибывших из Москвы, там был и протоиерей о.Александр Смирнов.
        Митрополит Сергий возложил на о.Александра ряд послушаний, в том числе,
        путешествия в соседние с Ульяновском села для открытия там ранее закрытых
        церквей, организации "двадцаток" и исполнения там священнических обязанностей
        впредь до усмотрения митрополита Сергия, пока туда не будет послан постоянный
        священник (в т.ч., например, в с.Полдомасово).
        Кроме того, о.Александр подыскал в Ульяновске здание (бывшее общежитие),
        где разместили центр Московской Патриархии (1941–1943гг.). Это здание
        было перестроено под православный храм — Казанский Патриарший собор,
        и о.Александр принимал деятельное участие в этой работе.
        В сентябре 1943г. о.Александр вместе с Московской Патриархией вернулся в Москву
        Москва, Вишняковский пер., 15, Николо-Кузнецкий храм 
        протоиерей 
        Должность=настоятель, отв. секретарь ред. "Журнала Московской Патриархии" (1943-авг.1949гг.), и.д. ректора Московской Духовной Академии, ректор и преп.Св.Писания и Нового Завета Московской Духовной Семинарии (15.08.1949–19.09.1950гг.) 
        Год начала 1943 
        Год окончания 1950 
        День окончания 19 
        Месяц окончания 9 
        О.Александр был добрым пастырем, помнил своих прихожан и откликался на их нужды.
        Он был духовным и скромным священником, вкладывавшим все свои силы и здоровье
        в восстановление храма и духовное окормление своих пасомых, был замечательным
        проповедником.
        О.Александр любил торжественное богослужение, он приглашал служить архиереев
        Даниила, Иоасафа, диакона М.Михайлова (будущего народного артиста Большого
        театра), протодиаконов Турикова, Холмогорова, Соколова. У них были такие басы,
        что когда, например, Михайлов произносил ектению или многолетие, то люди,
        жившие на Татарской улице, слышали этот мощный голос.
        В храме часто служил митрополит Николай (Ярушевич), Патриарх Алексий I.
        Иногда были гости: Каталикос и др. В храме служил диакон Анатолий Орфенов, тенор
        (о.Александр крестил у него детей).
        О.Александр очень любил поэзию, музыку, красивое пение и сольное, и хоровое.
        В храме была организована бесплатная хоровая община из 10–12 женщин, помимо двух
        хоров — правого и левого. В эту общину входила и жена о.Александра.
        Прихожане под руководством о.Александра ездили в Загорск (в Лавру), в Саровскую
        пустынь, в Ленинградские храмы. Заказывали вагон в поезде и все желающие вместе
        ездили к преп.Сергию и в другие святые места. Дополнительный хор хоровой общины
        при этом всегда пел в вагоне поезда различные стихиры, псалмы, которые не поются
        на повседневных церковных службах.
        Дочь о.Александра Зоя с 18 лет пела в правом хоре, окончила Консерваторию по классу вокала.
        Правый хор состоял из 25 человек, регенты были Аносов, Алексеев, Писарев, Хомицкий, Локтев.
        Перед чудотворной иконой "Взыскание погибших" в храме по средам всегда служили
        молебен с чтением акафиста, было множество народа.
        На праздники Рождества Христова и Св.Пасхи о.Александр устраивал службу и во
        дворе, сделав для этого все необходимое, т.к. из-за множества народа люди не
        вмещались в храм.
        Кипучая энергия о.Александра, его рвение в делах духовных стали причиной
        назначения его на высокие церковно-административные должности.
        С 1943г. по 1949г. он был отв. редактором "Журнала Московской Патриархии",
        был управляющим делами Московской Патриархии.
        В Духовную Академию о.Александр пришел по воле св.Патриарха.
        15 августа 1949г. при своем вступлении в должность ректора, он заявил, что
        пришел как "послушник, не для господства над "наследием Божиим", а с твердым
        намерением быть, по завету Господа, "всем слугою"". Он был верен своему слову.
        13 сентября 1950г., за несколько дней до своей кончины, протоиерей Александр
        представил в Ученый Совет МДА диссертацию на соискание ученой степени магистра
        богословия, темой которой был Крестный путь Христа Спасителя от Вифлеема до
        Голгофы.
        Если судить по внешности , о.Александру, казалось, надо было жить еще долго.
        Он был бодр, крепкого сложения, почти всегда благодушен и весел
      Награды
        право ношения 2-го наперсного креста 
        Год награждения 1947 
        Кем награжден Святейший Патриарх Алексий I 
        особый наперсный крест 
        Год награждения 1950 
        Месяц 9 
        Кем награжден Антиохийский Патриарх 
    Кончина
      1950 
      День 19 
      Месяц 9 
      Место Москва 
      Место захоронения Москва, Даниловское кладбище 
      Накануне смерти, 18 сентября, он ездил на свою подмосковную дачу в Кратово,
      гулял по аллеям и говорил матушке Антонине, что рад бы прожить тут, на даче,
      целый месяц, отдыхая от дел... Однако уехал в Москву, т.к. его ждали церковные
      дела в Патриархии, в Духовной Академии. Приехал в свою "квартиру" на
      колокольне Николо-Кузнецкого храма. Там за неделю до его смерти была построена
      еще одна комнатка, ближе к колокольне. В ней о.Александр и скончался от кровоизлияния
      в мозг. Перед смертью в ночь на 19 сентября он был напутствован Святыми Дарами
      и особорован. Последние слова о.Александра были: "Так, видно, Богу угодно!"
      Отпевание состоялось 22 сентября 1950г. в Николо-Кузнецком храме при большом
      количестве прихожан и почитателей. Заупокойную литургию совершал Преосвященный
      Борис, епископ Берлинский и Германский, которому сослужили протоиерей
      Н.Ф.Колчицкий и др. священнослужители. В полном составе были студенты МДА и
      воспитанники Московской Духовной Семинарии, а также преподавательская
      корпорация Московских духовных школ и работники "Журнала Московской Патриархии".
      Людская масса толпилась и возле храма: люди стеной стояли на улице возле церкви.
      Пел местный и академический хор.
      Отпевание совершали Преосвященные Макарий, епископ Можайский, епископ Борис и др.
    Труды
      Книга: "Патриарх Сергий и его духовное наследство" 
    Публикации ->
      1 ->
      Протоиерей Александр Павлович Смирнов (1888–1950). Воспоминания/ Сост. З.А.Смирнова. М., 2000.