Home page | NIKA_ROOT | INDEX | ГодОкончанияПроживания | 1881 | Дела | ogr.9 |
[версия для печати] [pdf] |
Останавливаться Виталию приходилось в самых разных домах, куда приглашали. Видя
его подвижническую жизнь, вокруг него стали собираться его будущие чада. Особенно
сплотили паству совместные паломничества ко святым местам. Во время этих странствий
брат Виталий, как мог, оберегал своих спутников от блюстителей "порядка". Он
побеждал зло своим смирением, незлобием, искренней любовью ко всем людям без
исключения. Иногда спасало юродство. Был случай, когда группа верующих
возвращаясь из храма в г.Снежном Донецкой обл., столкнулась с милицией. Тогда
о.Виталий, увидев около дома корыто с дождевой водой, не раздумывая лег в него
во всей одежде и сапогах и стал плескаться. Милиционер испугался и закричал:
"Скорее ведите больного домой, а то замерзнет!" В другой раз мотоцикл с
вооруженными милиционерами остановился прямо перед о.Виталием, когда он шел с
людьми. "Кто такие? Откуда? Документы!" Но он так ласково к ним обратился, что они
были крайне изумлены. Поклонился, поцеловал их в плечи со словами: "Вы наши
ангелы-хранители, наши защитники". Вся злоба их растаяла, и они, попросив его
помолиться, уехали. Только спустя некоторое время он сказал: "А ведь они
специально за мной ехали". Странствуя по России, брат Виталий ходил всегда
в подряснике и с дорожным посохом его невозможно было не заметить. И почти в
каждом селении его поджидала милиция. Бывало, что его отвозили в участок и там
били. "Вот, били в милиции, писал он в письме, учили, чтобы у меня не было
лености. Всегда благодарите, и будете дети Божии".
Много раз о.Виталию приходилось ночевать просто под деревом, а то и зарывшись в сугроб, чтоб преследователи не заметили черного подрясника. В те суровые годы странствований он простудился и заболел туберкулезом. В 1954г. в Таганроге его устроили в больницу. Врачи поставили диагноз туберкулез в последней стадии. Начался распад легких. Надежд на выздоровление никаких. Множество людей стремилось тогда посетить брата Виталия в больнице. Он же служил каждому, кому чем мог. Перед тяжело больными по ночам вставал на колени и молился. Несколько человек, которые попали в больницу после попыток покончить с собой из-за бедственного материального положения, получили от него деньги и вышли ободренными и утешенными. И Господь сотворил чудо о. Виталий выжил |
В то время в горах подвизался один старый монах по имени Самон, бывший
насельник Ново-Афонского монастыря. Узнав о твердом намерении брата Виталия и
брата В., пришедшего из Москвы, подвизаться в пустыне, он по-братски принял их,
предоставив им на первое время часть своей келии, а также снабдил на зиму
картошкой. Они купили в городе по мешку пшеницы и овсянки, высушили две ноши груш
и с таким запасом продуктов начали свое пустынническое житие. Келейное их правило
начиналось в 4 часа утра и продолжалось до 11. Затем исполняли необходимые дела,
обедали, и около 4-х часов начинали вечернее правило. В течение суток прочитывалось:
Псалтирь, две главы Евангелия и две главы Апостольских посланий, акафисты Спасителю
и Божией Матери, по четкам читали Пятисотницу. О.Виталий отличался крайней
нестяжательностью никогда не носил хорошей одежды, размера обуви не знал
носил, что было. Если монастырские друзья присылали хорошую одежду, он при первом
же случае кому-нибудь ее дарил. Это его качество часто создавало неудобства и
раздражало тех, кто жил с ним рядом, но не вошел еще в его меру нестяжания.
После двухлетнего пребывания в пустыне создались некоторые неизвестные обстоятельства,
по которым отец Серафим вызвал брата Виталия в Глинскую пустынь, срочно собрав
деньги на его дорогу. Видимо, ему угрожала какая-то серьезная опасность |
За время отсутствия о.Виталия, брат В. с двумя другими братьями освоили новое
место, более пустынное и труднодоступное. Кроме монашеского подвига, приходилось
терпеть нападки и со стороны внешнего врага охотников из местного населения, а
часто и попросту бандитов, жаждущих поживиться нехитрым имуществом пустынников.
Видя, что молодой инок своим смирением без труда побеждает его козни, невидимый
враг восстал на него через своих же собратье пустынников. Служа братьям своим,
словно "купленный раб", он терпел от них всяческие поношения. Какую бы пищу ни
приготовил Виталий братья были недовольны, приготовленную им пищу выбрасывали.
Когда он стал уставщиком и начинал читать во время богослужения, братия возмущались
и даже останавливали службу. Но он все переносил безропотно и как будто даже
искал поношения. Когда брату Виталию передавали о нем чьи-либо слова, будто он
пребывает в прелести, или блудник, или подобные тому измышления, он отвечал
обычно: "Да, правда. Этот брат видит все мои грехи, у него херувимские очи.
Спаси его, Господи!" И посылал ему подарок или оказывал какую-либо услугу.
Были такие братия, которые просто не могли видеть его подвиги. Побуждаемые
врагом, они делали попытки избавиться от него, сбросив в пропасть или потопив
в реке. Но Господь хранил своего избранника.
Простые же люди, таганрогская паства потянулись к брату Виталию и в пустыню.
Встретиться с ним они могли на Амткельском озере, в ближайшей к селениям
пустыньке, где жили монахини. Спускаться с крутых гор, пересеченных горными
потоками вод, было не просто, но он делал это ради утешения скорбящих.
После закрытия Глинской пустыни, о.Серафим приехал в Сухуми и служил
в городском кафедральном соборе. Сюда по большим праздникам пустынники приходили
на исповедь и ко Святому Причастию |
В середине 1960-х годов слух о поселившихся в горах монахах стал распространяться
среди местного населения, и скоро об этом узнали в органах внутренних дел. С
вертолетов были обнаружены келии и огороды пустынников, и через некоторое время
оперативная группа КГБ арестовала всех монахов и вертолетом доставила в Сухуми.
Но о.Виталия в это время в пустыне не было: он спустился в селение Амткел
к приехавшим паломникам. После этих событий о.Серафим не благословил его
возвращаться в пустыню, а отправил в Тбилиси к владыке Зиновию. Так закончилось
почти десятилетнее пребывание о.Виталия в пустыне, по которой он тосковал и
плакал всю жизнь |
В Тбилиси о.Виталий пришел в русский православный храм св.Александра Невского
как был, в обносках. Владыка Зиновий благословил сжечь все, что было на нем и
одеть чистое. Когда с него снимали залатанный подрясник, то обнаружили вросшие
в тело вериги. Снять он их с себя долго не соглашался, и сделал это лишь
под страхом отлучения от Св.Причастия. О.Виталий попал в атмосферу
духовной любви под непосредственное попечения старца-святителя Зиновия, бывшего
ранее насельником Глинской пустыни, прошедшего лагеря.
Отсутствие документов и невозможность из-за этого получить временную прописку
крайне осложняло о.Виталию положение на новом месте. Пять лет он прожил тайно
в разных грузинских семьях, изредка появляясь только в Александро-Невском
храме на богослужении |
О.Виталий с келейницей матушкой Марией поселился на самой окраине города в маленьком
домике, который был поделен на две половины мужскую и женскую. Здесь-то и
останавливались те, кто приезжал к батюшке из разных уголков России. Получить
духовное наставление, утешение, облегчить свою совесть в таинстве покаяния,
поведать свои скорби и просто за советом к старцу ехали и священники, и
монахи и миряне. В день, бывало, приезжало человек тридцать. К нему приезжали
люди со всей страны и из-за границы. Одни хотели узнать волю Божию в затруднительных
жизненных обстоятельствах, другим был необходим добрый совет и наставление, иной
спешил очистить душу покаянием, а кто-то жаждал утешения в скорби. Здесь не
было деления на плохих и хороших, на ученых и неграмотных все были равны,
никого не обделял о.Виталий своим внимание, всех встречал улыбкой и земным
поклоном. Потом начиналась беседа. О.Виталий садился на пол, а чада
устраивались вокруг него. От себя он не говорил ничего, а любил читать вслух
писания Святых Отцов. Как вспоминали чада, "разговор с о.Виталием это ответы
на вопросы, которых не задаешь. Хотя он говорил сразу со многими людьми, ты
всегда понимал, что предназначалось именно для тебя". Господь даровал о.Виталию
такую память, что он помнил всех, кто хоть раз приезжал к нему, и даже их
родственников. Сам за свою жизнь никого не осудив, о.Виталий сразу пресекал
недовольство другими, если оно у кого-то возникало. Особенно строг был о.Виталий
к тем, кто дерзал осуждать священство. Сам батюшка являл собой пример того, как надо
относиться к архиереям, Святейшему Патриарху и священству вообще. Это было не
простым почитанием высшей церковной власти, это был благоговейный страх перед
святостью сана и одновременная искренняя любовь к ним, как носителем Божественной
благодати. О.Виталий всегда требовал, чтобы ничего не делалось без его благословения.
Ослушание же старческого благословения приводило к большим неприятностям.
Здесь совершались и тайные постриги, название у тайной обители было двойное
"Святорусско-Иверская женская обитель во имя Боголюбско-Взыскание погибших
Матери Божией". Так назвали ее владыка Зиновий и отец Виталий. Постриженницы
жили в Тбилиси, Таганроге, Новосибирске, Донецке, Сухуми, Перми, Одессе,
Воронеже, на Дальнем Востоке, Донбассе, Сибири... Жили в основном в миру,
каждая выполняя свое послушание и служа ближним на своем месте. Все постриги
на Дидубе совершал о.Виталий по благословению владыки Зиновия. Он же и нарекал
имена постриженным. Сам владыка от рук о.Виталия тайно принял схиму с именем Серафим.
Умирая владыка передал своих духовных чад о.Виталию. Самого о.Виталия владыка
передал Святейшему Патриарху Грузии со словами: "Ваш старец Святейший Илия,
он мой сын, он хороший". И не благословил никуда уезжать из Северной Иверии.
Во время военных действий в Тбилиси и войны Грузии с Абхазией о.Виталий отдавал
все свои силы на молитву о спасении Иверской страны. По свидетельству монахинь,
живших с ним в это время, он каждый час иконой благословлял все стороны, ограждая
Тбилиси от всяких бедствий. В дни вооруженного конфликта вблизи ж-д станции
Дидубе стоял состав вагонов со снарядами, который стал мишенью для боевых
ракет. Огненные взрывы застилали небо, казалось, что весь поселок будет
уничтожен в огне. О.Виталий взял Феодоровскую икону Богородицы и пошел
в конец улицы на высокое открытое место, откуда была видна вся страшная картина
обстрела. Высоко подняв икону, он едва успевал крестить ею смертоносные снаряды,
которые взрывались в воздухе в стороне от поселка, не причиняя вреда людям.
Когда началось братское кровопролитие, он молился по ночам, стоя на камне, прося
Господа сохранить святую Иверию и паству Христову, взял подвиг молчания и
воздержания в пище, вкушая хлеб и воду, а иногда отказываясь от нее совсем.
Вообще, батюшка питался самой простой пищей, даже когда приезжали архимандриты
и епископы, им подавали ту же пищу, какую ели все, и посуда была самая дешевая.
"Надо всю жизнь учиться смирению", говорил о.Виталий. Еще он не позволял
выбрасывать продукты, даже испорченные, и съедал их, несмотря на больной
желудок, показывая как надо дорожить даром Божиим. Он хранил свою совесть не
только по отношению к Богу и ближнему, но и по отношению к вещам.
Среди многих дарований, которыми старец Виталий, особенно выделялась его
способность прозрения как будущих, так и свершившихся уже событий. О.Виталий
душою всегда пребывал со своими чадами, где бы они не находились. В одном письме
он прямо пишет: "С вами некто часто бывает, смотрит, что вы делаете, плачет, да
спасутся души ваши". Батюшка всегда знал, кто к нему едет и как ведет себя в
дороге. Нередко для о.Виталия были открыты и будущие события. Он многое предвидел
в судьбах своих духовных чад, предостерегал их от возможных неприятностей, готовил
к переменам в жизни. Старец старался не обнаруживать перед людьми своего
молитвенного предстательства за болящих. Исцеления часто происходили через пищу,
которую он благословлял, помазание освященным елеем, от воды из святых источников |
В конце 1970-х гг. у о.Виталия обострилась желудочная болезнь и открылась
язва желудка. Он никогда не жаловался, по-прежнему оставаясь радостным, мирным,
отзывчивым на чужую боль. И если бы не настояния матушки Марии и многочисленных
чад, он не стал бы лечиться. Решено было поехать в Россию. Приютил о.Виталия
архимандрит Иннокентий (Проосвирнин), знавший старца по Тбилиси. Здесь он нашел
заботу о своем здоровье, домашнее тепло. Приходили врачи, обследовали, назначали
лечение, но выздоровления не наступало. Была необходима операция. По свидетельству
оперировавшего о.Виталия хирурга операция была сложной, пришлось удалить 2/3
желудка, из врачей мало кто верил, что батюшка выживет. После операции он
провел в реанимации 5 дней. Когда его перевели в палату, его пришел навестить один
епископ. О.Виталий ему рассказал, что в эти дни он был восхищен на Небо, но пришла
Царица Небесная и сказала: "Возвратись на землю, ибо слезы омочили все".
Находясь в больнице, о.Виталий не оставлял своей заботы о ближних и продолжал
служить каждому, чем мог. Если в отделении был тяжелый больной, он ночью становился
перед его кроватью и молился. Если видел на больном окровавленную рубашку, он
снимал с себя чистую и надевал на него. Помогая нянечкам развозить по палатам еду,
незаметно отдавал свою порцию кому-либо из больных, несмотря на то, что сам
нуждался в усиленном питании. Все, что ему приносили, раздавал, даже лекарства.
Чтобы быть под наблюдением врачей после выписки из больницы, о.Виталий остался
пожить еще некоторое время в Сергиевом Посаде. В это время старца посещали и
насельники Лавры и миряне, потянулись и жители Москвы |
1 |
О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения. М.: Новоспасский монастырь, 2002. 206с. |