Home page | NIKA_ROOT | INDEX | ГодАреста | 1917 | Дела | o61.1050 |
[версия для печати] [pdf] |
С 1917г. заведовал трудовой школой в Житомире.
В Житомире в то время власть постоянно менялась: то устанавливалась
Советская власть, то приходили петлюровцы. Граница Украины с Россией была закрыта,
поэтому выехать из Житомира было невозможно.
При петлюровцах Владимир Анатольевич несколько раз спасал от погромов тех, кому
угрожала опасность. Так, он укрыл на чердаке Учительской семинарии несколько
семейств, которые благополучно переждали там погромы. В другом случае, он вместе
со своим другом, учителем семинарии, в одной небольшой комнате укрыл семейство из
семи человек, жилище которых было полностью разгромлено.
В Житомире, как преподаватель, он трудился до 1921г.
В 1921г. уехал в Москву |
С 1922г. заведующий детским домом (приютом) в Москве.
Он сам организовал приют для беспризорных детей и сирот.
В этом приюте он вел педагогическую работу, считал необходимым общение
детей с природой, с миром искусства, с известными людьми.
Был преподавателем Объединенной школы Краскомов им.ВЦИК в Кремле
и научным работником Наркомпроса.
С 1923г. состоял приват-доцентом Высших педагогических курсов при 2-ом МГУ,
старший ассистент Психотехнической лаборатории МКХ, научный сотрудник
Института методов школьной работы.
Областью его научных исследований была педагогика и психология.
За семь лет, с 1922г. до 1929г. он издал три научных книги и несколько статей.
Особенно интересна его книга "История письма", которая вышла в печать со множеством
иллюстраций.
Владимира Анатольевича приглашали как специалиста в различные учреждения.
В Военной Академии он принимал участие в работе ее психологической лаборатории,
где изучался новый для того времени метод тестирования, получивший позже самое
широкое распространение.
В 1923г. он был участником Первого Всероссийского съезда по психоневрологии,
где прочитал доклад "К вопросу об экспериментально-психологическом исследовании
стенографов".
Владимир Анатольевич всегда был близок к Церкви и ее деятелям, не скрывал свою веру и почитание Патриарха Тихона. Его отец, протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов служил в Касимове. Там же служили два его брата протоиерей Сергий и иерей Николай. Сам Владимир Анатольевич знал Святейшего Патриарха Тихона. Во многом благодаря ходатайству Владимира Анатольевича произошла в 1924г. встреча его отца, протоиерея Анатолия и его брата, протоиерея Сергия с Патриархом Тихоном. На этой встрече Патриарх Тихон поддержал "касимовских протоиереев" и подтвердил с ними каноническое общение. Патриарх подарил им свою фотографию с дарственной надписью. Владимир Анатольевич также принимал участие в этой встрече. Патриарх Тихон деликатно убеждал его принять монашеский постриг. Однако, как и в свои юные годы, он не чувствовал в себе готовым к этому нелегкому подвигу, несмотря на то, что еще не был женат. В 1925г., в возрасте уже 37 лет, он женился, но семейная жизнь не сложилась. Детей в семье не было. После издания в 1927г. митрополитом Сергием (Страгородским) известной Декларации он не присоединился к "непоминающим", но одно время не подходил под благословение отца, поминавшего за богослужением митрополита Сергия. Позднее влияние отца и брата и твердость в исповедании веры многих других сторонников митрополита Сергия привели его к убеждению в том, что надо иметь общение и со сторонниками и с противниками последнего |
Когда после освобождения в 1932г. Владимир Анатольевич вернулся в Москву,
оказалось, что он лишен возможности заниматься педагогической и научной
деятельностью и вообще ему было запрещено где бы то ни было работать.
Даже жить в Москве он не имел права. Жена от него ушла.
Тогда он уехал в свой родной город Касимов |
В Касимове преподавал в местном Индустриальном техникуме.
В 1933г. Владимир Анатольевич составил жизнеописание касимовских местночтимых
подвижников благочестия царевича Иакова (XVII век) и Петра-Отшельника
(середина XIX века).
Вместе с братом, священником Николаем Правдолюбовым он составил подробное
жизнеописание святой блаженной Матроны Анемнясевской (прославлена в лике
местночтимых рязанских святых в 1999г.), для чего ездил к ней в деревню
Анемнясево Касимовского района.
В августе 1934г. ему пришлось уехать из Касимова еще дальше от Москвы |
С августа 1934г. он преподавал в техникуме и в образцовой школе г.Горького,
занимался литературным трудом, участвовал в организации Горьковской
психотехнической лаборатории.
В начале лета 1935г. приезжал в Москву для лечения, после чего уехал в Куйбышев,
но устроиться там на работу не смог |
Преподавал в Сергаче в педагогическом техникуме.
По рассказам одного очевидца, один из студентов преподнес на Пасху
Владимиру Анатольевичу яйцо и сказал: "Христос Воскресе!". Владимир Анатольевич
при всей аудитории ответил: "Воистину Воскресе!". В те годы это было мужественным
испытанием веры |
Дата 00.00.1989 Рязанская облпрокуратура; |
Дата 30.09.1997 Прокурор г.Караганды; |
1 |
Правдолюбов С., прот. Биографические данные и послужные списки за Христа пострадавших. Машинопись. |
2 |
Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 1216 августа 2000г. |
3 |
1. Протоиерей Сергий Правдолюбов. Родственник |