Ќовомученики и исповедники
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ‘»ќ »ннокентий (ястребов »ль€ »ванович)
    јрхиепископ »ннокентий (ястребов)
      »ннокентий (ястребов »ль€ »ванович)
        »ннокентий (ястребов »ль€ »ванович) 
        √од рождени€ 1867 
        ƒень рождени€ 16 
        ћес€ц рождени€ 7 
        ћесто рождени€ јстраханска€ губ., ≈нотаевский у., с.¬ладимировка 
        архиепископ 
        —пециальность=магистр богослови€, доцент 
        –одилс€ в семье св€щенника
        ‘отографии
           
          јрхиепископ »ннокентий (ястребов) 
           
          јрхиепископ »ннокентий (ястребов) 
           
          ћогила архиепископа »ннокенти€ (ястребова) 
           
          јрхиепископы: »ннокентий (ястребов) (справа) и »ннокентий (Ћет€ев) 
        ѕ≈–»ќƒџ ∆»«Ќ»[до 1902г.] [1902-1906гг.] [1906-1920гг.] [с 1920г.] [до 1926г.] [1926-1928гг.]
          ќбразование
            јстраханска€ ƒуховна€ —еминари€ 
            √од окончани€ 1888 
             азанска€ ƒуховна€ јкадеми€ 
            √од поступлени€ 1888 
            √од окончани€ 1892 
            кандидат богослови€ 
            ƒуховным наставником в это врем€ у него был схиархимандрит √авриил, впоследствии
            умерший в 1916г.
            ѕо окончании курса јкадемии, »ль€ был оставлен при ней профессорским стипендиатом,
            по кафедре калмыцкого €зыка
          —лужение
             азань,  азанска€ ƒуховна€ јкадеми€ 
            ƒолжность=и.д. доцента, доцент 
            √од начала 1892 
            √од окончани€ 1902 
            ¬ 1893г. он зан€л кафедру в звании исполн€ющего должность доцента.
            ¬ 1898г. удостоен степени магистра богослови€ за диссертацию на тему "јрхиепископ
             азанский ¬ладимир и его миссионерска€ де€тельность" и утвержден доцентом  азƒј
            по кафедре калмыцкого €зыка. ѕреподавал историю миссии, этнографию монгольских
            племен и калмыцкий €зык. ¬ период с 1895 по 1897 годы им был опубликован в "ѕравославном
            Ѕлаговестнике" целый р€д статей по миссионерским вопросам, наиболее интересными
            из которых были: "¬опрос об устройстве и организации образовательных заведений
            дл€ приготовлени€ православных благовестников (миссионеров)", "«аписки миссионера",
            "“уземные учебные заведени€ в “уркестанском крае" и др.
          –укоположение
            монах 
            »ннокентий 
            1902 
            ƒень 7 
            ћес€ц 6 
            иеродиакон 
            1902 
            ƒень 8 
            ћес€ц 6 
            иеромонах 
            1902 
            ƒень 9 
            ћес€ц 6 
            архимандрит 
            1905 
          —лужение
             азанска€ ƒуховна€ јкадеми€ 
            монах, иеродиакон, иеромонах, архимандрит 
            ƒолжность=доцент 
            √од начала 1902 
            √од окончани€ 1906 
            «а врем€ своей 14-летней ученой и миссионерской де€тельности о.»ннокентий несколько
            раз был командирован в калмыцкие улусы јстраханской губ. дл€ изучени€ €зыка, быта
            и религиозных верований калмыцкого народа. ѕутешествовал он также и в —ибирь дл€
            изучени€ миссионерского дела и €зыка сибирских монголов. ќсновательно изучив еще
            в семинарии калмыцкий €зык, о.»ннокентий впоследствии посв€тил себ€ литературным
            трудам в этой области: перевел книги —в€щенного ѕисани€ на калмыцкий €зык. Ётот
            труд он проделал совместно с ученым-калмыком ћ.¬.Ѕадмаевым. ѕо оценкам церковной
            печати того времени, архимандрит »ннокентий (ястребов), и по рождению, и по
            специальным зан€ти€м св€занный с инородческим ¬остоком –оссии, €вл€лс€ одним из
            немногих русских монголоведов-миссионеров, которого естественнее было бы видеть
            работающим в сане епископа где-нибудь с —ибири, в ѕоволжье или на —еверном  авказе,
            где обитали монголы и где особенно чувствовалась особа€ нужда в организации миссионерского
            дела. Ќо √осподь сулил ему иначе. 12 ма€ 1906г. состо€лось высочайшее утверждение
            —в.—инода о возведении архимандрита »ннокенти€ в сан викари€  иевской епархии,
            епископа  аневского
          –укоположение
            епископ 
            1906 
            ƒень 29 
            ћес€ц 6 
            ћесто  иев,  иево-ѕечерска€ Ћавра, Ѕлаговещенска€ церковь 
             то рукоположил митрополит  иевский и √алицкий ‘лавиан (√ородецкий), епископ „игиринский ѕлатон (–ождественский), епископ ”манский јгапит (¬ишневский) 
          —лужение
             иевска€ епархи€ 
            епископ 
            ƒолжность=епископ  аневский, викарий  иевской епархии 
            √од начала 1906 
            ƒень начала 29 
            ћес€ц начала 6 
            √од окончани€ 1914 
            ƒень окончани€ 11 
            ћес€ц окончани€ 7 
            —тав викарным епископом  аневским, владыка »ннокентий одновременно €вл€лс€ ректором
             иевской ƒуховной јкадемии.
            — 1908г. — пожизненный член общества вспомоществовани€  азанской ƒуховной
            јкадемии.
            ѕредседатель  иевского отделени€ —оюза –усского Ќарода
             иевска€ ƒуховна€ јкадеми€ 
            епископ 
            ƒолжность=ректор 
            √од начала 1910 
            ƒень начала 6 
            ћес€ц начала 10 
            √од окончани€ 1914 
            ƒень окончани€ 11 
            ћес€ц окончани€ 7 
             иев, Ѕратский Ѕлаговещенский монастырь 
            епископ 
            ƒолжность=управл€ющий на правах насто€тел€ 
            √од начала 1910 
            ƒень начала 6 
            ћес€ц начала 10 
            √од окончани€ 1914 
            ƒень окончани€ 11 
            ћес€ц окончани€ 7 
            ¬ 1910г. владыка прин€л самое де€тельное участие в перенесении мощей св€той
            ≈вфросинии ѕолоцкой из  иева в ѕолоцк. Ётим событием и было положено начало
            его служению на ѕоловщине и ¬итебщине. 19 апрел€ начались торжества по перенесению
            мощей прп.≈вфросинии. ¬ это день в Ѕлаговещенской церкви, что в дальних пещерах,
            где более 700 лет покоились мощи преподобной, была отслужена Ѕожественна€ Ћитурги€,
            которую возглавил викарий  иевской епархии епископ  аневский »ннокентий (ястребов).
            ѕосле торжественного молебна преподобной ≈вфросинии ее св€тые мощи были перенесены
            в надпещерную церковь и помещены в переносную раку, украшенную балдахином.
            ¬ечером 20 апрел€ в соборе  иевской ”спенской Ћавры перед ракой с мощами преподобной
            ≈вфросинии было совершено всенощное бдение, которое возглавил преосв€щенный —ерафим
            (ћещер€ков), епископ ѕолоцкий и ¬итебский, а ему в числе других сослужил епископ
             аневский »ннокентий (ястребов)
            ѕолоцка€ и ¬итебска€ епархи€ 
            епископ 
            ƒолжность=епископ ѕолоцкий и ¬итебский 
            √од начала 1914 
            ƒень начала 11 
            ћес€ц начала 7 
            √од окончани€ 1915 
            ƒень окончани€ 10 
            ћес€ц окончани€ 1 
            11 июл€ 1914г. епископ »ннокентий был назначен на ѕолоцко-¬итебскую кафедру.
            29 июл€ 1914г. он прибыл в ¬итебск и таким его увидели люди:
                 "ќткрытое, приветливое лицо, величественна€ осанка, добрый, приветливый
                  взгл€д, отеческа€ доброта во взоре — все это внушило доверие
                  к архипастырю со стороны его новой паствы".
            ¬ своей вступительной речи, произнесенной вечером того же дн€ на ¬сенощном
            бдении в ¬итебском Ќиколаевском кафедральном соборе, владыка »ннокентий
            выразил свою надежду на помощь ¬семогущего Ѕога в управлении ѕолоцко-¬итебской
            епархией, и в ча€нии этой помощи архипастырь обратилс€ к небесной
            покровительнице ѕолоцкой земли — преподобной ≈вфросинии.
            ¬ладыка также отметил особенное событие в его жизни, в котором он увидел
            особый путь ѕромысла Ѕожи€, приведшего его на ѕолоцко-¬итебскую кафедру:
            его участие в торжествах перенесени€ мощей преподобной из  иева в ѕолоцк,
            когда он на своих руках перенес мощи св€той ≈вфросинии из ветхого гроба в
            новую гробницу. ¬ этой же речи архиепископ »ннокентий заповедал своей
            пастве твердость в вере и усиленное молитвенное делание в наступившую
            годину испытаний.
            ћенее чем через неделю — 4 августа 1914г. владыка приехал в ѕолоцк дл€
            поклонени€ мощам преподобной ≈вфросинии.
            ¬ этот свой приезд добрый и доступный архипастырь произвел неизгладимое
            впечатление на жителей ѕолоцка и его окрестностей.
            ¬ 1914г. он был утвержден также в звании почетного члена  азанской и ћосковской
            ƒуховных јкадемий.
            Ќо уже 10 €нвар€ 1915г. он был переведен в ћоскву — посто€нно
            присутствующим членом —в. —инода, ѕредседателем ћиссионерского совета
            и управл€ющим ћосковским ƒонским монастырем
            ћосква, —в€тейший —инод 
            епископ 
            ƒолжность=посто€нно присутствующий член, ѕредседатель ћиссионерского совета 
            √од начала 1915 
            ƒень начала 10 
            ћес€ц начала 1 
            ћосква, ƒонской монастырь 
            епископ 
            ƒолжность=управл€ющий на правах насто€тел€ 
            √од начала 1915 
            ƒень начала 14 
            ћес€ц начала 1 
            12 декабр€ 1917г. в соответствии с распор€жением епископа
            ѕантелеимона (–ожновского) были проведены выборы прав€щего архиере€
            ѕолоцко-¬итебской епархии из числа кандидатов, утвержденных —в.—инодом.
            ¬ середине но€бр€ 1917г. в ѕолоцких епархиальных ведомост€х публиковались
            биографии и характеристики кандидатов, в числе которых был и владыка
            »ннокентий. ќ нем был следующий отзыв:
               "’орошо известен в ѕолоцкой епархии своим благоговейным служением,
                воодушевленным проповедничеством и введением общенародного церковного
                пени€ в кафедральном соборе. ”сердный молитвенник, простой в общении,
                ласковый и справедливый по отношению к подчиненным и посетител€м,
                отзывчивый к просител€м, он принадлежит к числу ученых архипастырей
                –усской ѕравославной ÷еркви и считаетс€ знатоком миссионерского дела".
            ¬ результате владыка был избран и с декабр€ 1917г. по 19 марта 1918г. именовалс€
            епископом ѕолоцким и ¬итебским, но епархией временно управл€л епископ ѕантелеимон
            (–ожновский)
            ѕолоцка€ и ¬итебска€ епархи€ 
            епископ 
            ƒолжность=епископ ѕолоцкий и ¬итебский 
            √од начала 1917 
            ћес€ц начала 12 
            √од окончани€ 1918 
            ƒень окончани€ 19 
            ћес€ц окончани€ 3 
            —в€щенный —обор –оссийской ѕравославной ÷еркви 1917–1918гг. 
            епископ 
            ƒолжность=член —в€щенного —обора 
            √од начала 1917 
            ƒень начала 15 
            ћес€ц начала 8 
            √од окончани€ 1918 
            ѕолоцка€ и ¬итебска€ епархи€ 
            епископ 
            ƒолжность=епископ ѕолоцкий и ¬итебский 
            √од начала 1918 
            ћес€ц начала 9 
            √од окончани€ 1920 
            ¬ середине июл€ 1918г., в св€зи с упразднением ¬итебской  онсистории,
            в ѕолоцко-¬итебской епархии вновь проводились выборы прав€щего архиере€
            и епархиального совета. ¬новь одним из кандидатов €вл€лс€ владыка »ннокентий,
            получив следующую характеристику в издании "¬итебска€ церковно-общественна€
            жизнь" за 1918 год:
             "ѕреосв€щенный »ннокентий всей своей де€тельностью
              вызывает к себе самую широкую и глубокую симпатию. —лужение его было просто
              и молитвенно-проникновенно. ќно всегда сопровождалось вдохновенной проповедью,
              питавшейс€ искренней религиозностью. ћы признательны ему за введение чтений
              св€тоотеческих творений за богослужением. ќн был прост в обращении, что особенно
              ценил простой народ. ќн часто заходил к простым прихожанам и делил с ними
              трапезу. ѕреосв€щенный »ннокентий стремилс€ повидать всю епархию и за короткий
              срок успел побывать на многих приходах. ¬ нем ценно то, что монашество он
              прин€л исключительно по внутреннему влечению, без сторонних соображений,
              поскольку стал монахом только после почти дес€тилетнего пребывани€ в профессорском
              звании.  ак выходец из сельского духовенства он близок к народу, как представитель
              духовной среды он убежденный носитель и ценитель духовной культуры, чем в
              особенности надо дорожить в наше врем€".
            ¬ результате 14 июн€ 1918г. владыка »ннокентий был вновь избран
            епархиальным собранием епископом ѕолоцким и ¬итебским
          –укоположение
            архиепископ 
            1920 
            ¬ 1920г. был возведен в сан архиепископа
          —лужение
            ѕолоцка€ и ¬итебска€ епархи€ 
            архиепископ 
            ƒолжность=архиепископ ѕолоцкий и ¬итебский 
            √од начала 1920 
            √од окончани€ 1922 
          јресты
            ѕолоцк 
            √од ареста 1922 
            ћес€ц ареста 6 
            Ѕыл арестован ѕолоцким губернским революционным трибуналом по делу о сопротивлении
            изъ€тию церковных ценностей, за распространение воззвани€ ѕатриарха “ихона и проведении
            собрани€ духовенства по этому вопросу. ќчевидно, что преследовалась только одна
            задача: устранение от управлени€ епархией столь авторитетного архиере€ дл€ создани€
            раскола в епархии
          ћеста заключени€
            ¬итебск, тюрьма 
            √од начала 1922 
            ¬ ¬итебской тюрьме владыка заболел паратифом, начал бредить.
            » тюремный врач, и следователь почему-то прин€ли его за сумасшедшего,
            после чего перевели ¬ладыку в психиатрическую больницу. Ёто его и
            спасло: когда за ним приехали из ќ√ѕ”, то врачи ответили, что ястребов
            в буйном помешательстве и к нему нельз€ подойти. ј на самом деле он
            был уже здоров.
            ¬последствии монахин€ “алида, сопровождавша€ владыку в ссылке,
            приводила рассказ самого врача:
                "ћы были потр€сены, когда увидели на владыке вериги (т€желый серебр€ный
                 параман и т€желый серебр€ный крест. ћы прекрасно пон€ли, что это
                 не психиатрическое заболевание, а тиф.
                  огда температура спала, то из тюрьмы приехали ночью €вно вз€ть владыку
                 на расстрел. ј мы говорим:
                     "„то вы, он в клетке, он буйно помешанный, в смирительной рубашке,
            мы боимс€ подойти".
            ј психически больные утром выстраивались в очередь за благословением, как они
            выражались, "к ¬еликому". » один больной написал даже книгу:
                "„то мы пережили, когда к нам приехал ¬еликий"
             алинин, тюрьма в бывшем ќтрочем монастыре 
            ѕоследней тюрьмой, в которую перевели владыку, была  алининска€ (“верска€).
            ќна располагалась в ќтрочем монастыре. ¬ладыка, по его словам, имел счастье
            быть в той келье, в которой прин€л мученическую кончину св€той митрополит
            ‘илипп ( олычев) от руки опричника ћалюты —куратова, когда царь »оанн √розный
            проезжал “верь.
            »з “верской тюрьмы владыка был освобожден, получив "минус шесть", то есть
            он мог жить на свободе, исключа€ шесть городов. ѕоскольку в это врем€ у владыки
            было сердечное заболевание, то он получил назначение прав€щим архиереем в  исловодск
          ћеста проживани€
             исловодск 
            √од окончани€ 1926 
            ћонахин€ “алида привезла его, совершенно больного, с гипертрофией сердца
            (так называемое "бычье сердце", огромных размеров), в отеках, на лечение
            в  исловодск. Ќо по приезде ¬ладыки местные власти не допустили его к служению.
            ∆ил он на частной квартире. ” владыки часто бывала бессонница. ќн вставал ночью
            и ходил по двору и молилс€ под звездами. ” него была поразительна€, величественна€
            манера осен€ть крестным знамением. ќн очень любил детей, а дети его. ќднажды,
            когда владыка чувствовал себ€ относительно хорошо, ему захотелось уединенно
            помолитьс€. ќн отправилс€ на заброшенное татарское кладбище. ¬скоре взорам
            окружающих предстала следующа€ картина: идет владыка »ннокентий, а за руки
            его держит черноволоса€, черноглаза€ детвора. ѕодол пытаютс€ нести тоже черноглазые
            маленькие греки, арм€не.  то-то из взрослых, увидев эту картину, сказал:
            "¬ладыка, вы как апостол €зыков!"
            ¬ 1925г. владыку выслали уже из  исловодска. ќн уехал на побережье, был
            на Ќовом јфоне. “огда монастырь на Ќовом јфоне был еще действующим. Ќо сердце
            у владыки болело, ему нужны были нарзанные ванны, и в конце-концов ему разрешили
            вернутьс€ в  исловодск продолжить лечение. Ќо служить в храмах  исловодска
            владыке так и не было разрешено.
            ¬се врем€ ссылки владыка »ннокентий заочно управл€л жизнью ѕолоцко-¬итебской
            епархии, про€вив себ€ последовательным борцом с обновленческим расколом:
            во многом благодар€ мудрым советам и благословени€м архиепископа »ннокенти€
            духовенство и мир€не ѕолоцко-¬итебской епархии смогли противосто€ть мощной
            и организованной атаке на церковное единство.
            12 апрел€ 1925г. владыка подписал акт о передаче высшей церковной власти
            митрополиту  рутицкому ѕетру (ѕол€нскому)
          —лужение
            ¬итебска€ епархи€ 
            архиепископ 
            √од начала 1926 
            √од окончани€ 1927 
            ¬ 1926г. владыка »ннокентий даже вернулс€ на ¬итебскую кафедру, но
            в начале 1927г. он был назначен архиепископом јстраханским
            јстраханска€ епархи€ 
            архиепископ 
            ƒолжность=архиепископ јстраханский 
            √од начала 1927 
            ќднако получить разрешение на въезд в јстрахань не получилось, из-за чего
            владыка был вынужден остановитьс€ в —таврополе. Ќо и отсюда, лишенный возможности
            лично окормл€ть свою паству, архиепископ »ннокентий управл€л јстраханской епархией
            через своего викари€, епископа ≈нотаевского —тефана (√недовского)
            —таврополь 
            архиепископ јстраханский 
            √од начала 1927 
            «доровье владыки все ухудшалось, отеки увеличивались. ѕриблизительно
            в но€бре 1927г., по дороге в церковь у владыки лопнула на ноге вена.
            ѕо милости Ѕожией, он проходил мимо дома своих духовных чад, куда с трудом
            подн€лс€, чтобы лечь, и больше не вставал. ќттуда написал о своей болезни
            митрополиту —ергию (—трагородскому) и, благодар€ его хлопотам и содействию,
            в конце 1927г. был вызван в ћоскву и положен в клинику ѕервого мединститута,
            на ѕироговской улице
          ћеста проживани€
            ћосква, клиника ѕервого мединститута на ѕироговской ул. 
            √од начала 1927 
            ¬ладыка проболел весь ¬еликий пост 1928г.; на —трастной сказал
            монахине “алиде, что ему очень хочетс€ причаститьс€ из „аши, как
            св€щеннослужителю. ћать “алида считала это невозможным — ведь это клиника
            ѕервого мединститута, кругом студенты-практиканты.  то разрешит?
            » вдруг, в ¬еликий „етверг, приходит в палату к владыке седа€
            сестра милосерди€, с красным крестом на фартуке. » говорит, что сейчас
            из соседней церкви придет причастить владыку св€щенник. ƒействительно,
            вошел иерей, в полном облачении, с „ашей. ѕричастил владыку и ушел.
            —колько потом ни искала мать “алида эту сестру, так и не нашла. Ѕатюшка
            тоже видел ее, она за ним пришла в храм. Ќикто из служащих клиники
            ничего не заметил, ничего не спрашивал.
            21 ма€/3 июн€ 1928г., после выписки из клиники, в день —в€той “роицы,
            ¬ладыку соборовали семь архиереев
         ончина
          1928 
          ƒень 4 
          ћес€ц 6 
          ћесто ћосква 
          ћесто захоронени€ ћосква, ƒаниловское кладбище, около ƒуховского храма 
          јрхиепископ тихо скончалс€ 22 ма€/4 июн€ 1928г. в день —в€того ƒуха.
          ќтпевал его сам митрополит —ергий (—трагородский) с собором иерархов
          в ƒонском монастыре, где владыка »ннокентий одно врем€ был насто€телем.
          јрхиепископ »ннокентий был погребен около ƒуховского храма на
          ƒаниловском кладбище в ћоскве. ≈го могила сохранилась до нашего времени
          и €вл€етс€ местом паломничества москвичей, которые из поколени€ в поколение
          передают добрую пам€ть о добром архипастыре — молитвеннике и ходатае за всех,
          прибегающих к его помощи
        ѕубликации
          1 ћануил (Ћемешевский ¬.¬.), митр. –усские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. “.3. 
          —.266–268. 
          2 јкты —в€тейшего “ихона, ѕатриарха ћосковского и все€ –оссии, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: —б. в 2-х част€х/ —ост. ћ.≈. √убонин. ћ., 1994. 
          —.256,257,415,416,450,974. 
          3 ÷ыпин ¬., прот. »стори€ –усской ÷еркви, 1917–1997. “.9. ћ., 1997. 
          —.740. 
          4 ¬итебский мартиролог (1918–1952)/ —ост. иерей ¬ладимир √оридовец. ¬итебск, 2008. 
          —.4. 
        «а€вители
          св€щенник ¬ладимир √оридовец, председатель комиссии по архивам ¬итебской епархии 
          »спользованы материалы:
              —ерги€ ( лименко), монахин€. ћинувшее развертывает свиток. ћ., 1998;
              јрхив ” √Ѕ –Ѕ по ¬итебской области, архивное уголовное дело N15759-ѕ;
              ѕолоцкие епархиальные ведомости. N 14–26, 1910;
              ѕолоцкие епархиальные ведомости. N31, 1914;
              ѕолоцкие епархиальные ведомости. N 34, 1914;
              ѕолоцкие епархиальные ведомости. N 3, 1915;
              ѕолоцкие епархиальные ведомости. N 6, 1915;
              ѕолоцкие епархиальные ведомости. N 47, 1917;
              ¬итебска€ церковно-общественна€ жизнь. N 3, 1918;
              ¬итебска€ церковно-общественна€ жизнь. N 8, 1918.
        ƒокументы
          √ј –‘. ‘.6343. ќп.1. ƒ.263. 
          Ћ.80. 
(c) ѕ—“√”