Home page | NIKA_ROOT | INDEX | МестоПроживания | Владимирская о., г.Муром | Дела | oc2.661 | => | oc2.661 |
Родился в деревне Баньки, в которой располагалась в то время Знаменская мануфактура
Полякова, где его отец Иван Голощапов долгое время работал художником по тканям.
Вскоре после рождения младшего сына, Сергея, семья переехала в с.Алексеевское
на окраине Москвы. Здесь о.Сергий провел свое детство и юность.
По причине болезни отец лишился работы, и семья жила на весьма скудные средства.
Но нравственная атмосфера была здоровой. Семью объединяла и укрепляла глубокая
религиозность. В своем очерке о святом праведном Иоанне Кронштадтском о.Сергий
писал:
С ранних лет Сережа отличался большой религиозностью, пел в церковном хоре и прислуживал в алтаре. Преподаватель Закона Божия в начальной школе, видя благочестивое настроение мальчика и учитывая бедность семьи, порекомендовал родителям отдать Сергея в Заиконоспасское духовное училище, где обучение было бесплатным. Родители последовали его совету. Окончив училище, Сергей поступил в Московскую Духовную Семинарию
Московская Духовная СеминарияНа последнем курсе Семинарии Сергей Иванович сподобился особого счастья прислуживать
в алтаре во время Литургии, которую служил о.Иоанн Кронштадтский.
По окончании Семинарии Сергей Иванович был принят в Московскую Духовную Академию
Во время обучения в Академии, Сергей Иванович активно печатался в различных церковных изданиях. В 1908г. Сергей Иванович женился на Ольге Борисовне Кормер, которую знал с детства. Они поселились в Сергиевом Посаде, где Сергей Иванович был назначен на должность преподавателя семинарии на кафедре философии, логики и психологии, полагая преподаванию и учебным занятиям посвятить всю свою жизнь. Успешно окончив Академию, был оставлен при Академии профессорским стипендиатом на один год. За это время он написал и с успехом защитил кандидатскую диссертацию на тему " Божественность христианства"
Получив высшее богословское образование, Сергей Иванович по идейным соображениям не хотел становиться священником, т.к. находил неудовлетворительным положение Православной церкви в государстве. После защиты диссертации назначен на должность помощника инспектора Московской Духовной Семинарии. Несколько лет, наполненных напряженным трудом, привели от природы слабое здоровье Сергея Ивановича в полное расстройство, и в конце концов появились признаки заболевания туберкулезом. В 1913г. вместе с женой он ездил в Башкирию для лечения кумысом. С началом в 1914г. мировой войны Сергей Иванович был освобожден от службы, взамен получив дополнительное послушание преподавать на курсах при Покровской общине сестер милосердия, находившейся на Покровской ул. в Москве. Несмотря на занятость, Сергей Иванович не оставлял мысли о научной работе и в марте 1916г. представил в Академию для защиты магистерскую диссертацию на тему "Бог во плоти", которая по неизвестным причинам не была защищена. К этому времени Сергей Иванович опубликовал более двадцати статей, очерков и заметок в периодической церковной печати. В 1917г. в России установилась богоборческая власть, с приходом которой прекратилось существование Духовной Семинарии, прекратилась и преподавательская деятельность Сергея Ивановича
Священный Собор Российской Православной Церкви 19171918гг.В 19171918гг. он был привлечен к работе Поместного Собора Русской Православной Церкви. Там Сергей Иванович познакомился со Святейшим Патриархом Тихоном
В период 19181920гг. Сергею Ивановичу приходилось читать лекции на курсах политпросвета в одной из воинских частей, преподавать русский язык и литературу в средней школе. Это несколько поправило материальное положение семьи. С закрытием семинарии семью Сергея Ивановича выселили из казенной квартиры при семинарии сначала на улицу, потом дали маленькую комнату в коммунальной квартире на Сретенке
Страдания людей, гонения на Русскую Православную Церковь, любовь к отечеству привели Сергея Ивановича к решению принять сан священника, которое окончательно утвердилось после беседы со Святейшим Патриархом Тихоном
иерейВ 1920г. о.Сергий был назначен настоятелем храма свт.Николая в Покровском
протоиерейПри храме был церковный дом, в котором две комнаты были отведены настоятелю. О.Сергий энергично взялся за дело благоустроения и просвещения прихода. Одновременно продолжал преподавать русский язык и литературу в школе. В 1922г. власти стали чинить препятствия тем, кто одновременно со служением в храме преподавал в советских школах, и о.Сергий ушел из Никольского храма
Москва, церковь Никольского единоверческого монастыряУйдя из Никольского храма, о.Сергий служил без зачисления в штат в Никольском монастыре, где в это время служил его товарищ по академии епископ Никанор (Кудрявцев)
Москва, ул.Варварка, храм Святой Троицы в НикитникахВ 1926г. протоиерей Сергий оформил пенсию по инвалидности, что позволило ему избавиться от запрещенного властью одновременного преподавания и служения. Став пенсионером, он вернулся в клир Московской епархии. Основное помещение храма к тому времени было закрыто, и богослужения совершались в подклети храма, где расположен придел в честь Грузинской иконы Божией Матери. О.Сергий установил в храме строгие уставные службы, как в монастыре. Под большие праздники совершались всенощные бдения, которые начинались в десять часов вечера и оканчивались в пять-шесть утра. По окончании службы была братская трапеза. Она была убога, но исполнена сладости духовного общения. Однако оказалось, что совершение уставных служб с "неуставными" людьми было таким трудным делом, что постепенно разномыслие между протоиереем Голощаповым и частью общины нарастало и углублялось. После издания в июле 1927г. митрополитом Сергием (Страгородским) "Декларации", настоятель Троицкого храма оказался непримиримым его противником. Часть людей покинула приход. О.Сергий принадлежал к направлению, возглавляемому митрополитом Иосифом (Петровых). Он становится заместителем прот.Валентина Свентицкого в руководстве московскими "непоминающими". 30 сентября 1929г. храм был закрыт, а в октябре арестован его настоятель о.Сергий
По данным [10] о.Сергий был арестован 28.10.1929г. Сразу после ареста его семью жену, мать жены и сына выселили в сырую маленькую сторожку. Сын Павел, которому в момент ареста отца было 12 лет, был вынужден после 7-го класса уйти из школы и с 15 лет пойти работать, чтобы как-то заработать на жизнь себе и бабушке и помогать родителям
Содержался в тюрьме во время следствия
Соловецкий лагерь особого назначенияПопав в Соловки, о.Сергий тяжело заболел и был помещен в центральную больницу лагеря. Здесь выяснилось, что он хорошо знает латынь и имеет высшее, хотя и богословское, образование. После выздоровления начальник санчасти предложил священнику сдать экзамен на помощника лекаря. Сдав его, о.Сергий остался в санчасти, что помогло ему выжить, несмотря на слабое здоровье, в условиях лагеря
Архангельская о., г.МезеньЛетом 1931г. о.Сергий был выслан в г.Мезень, одновременно в Москве была арестована
его жена и отправлена на три года "на вольное поселение" по месту ссылки мужа
в г.Мезень. Условия жизни в Мезени были крайне суровыми, работа была только
физическая, тяжелая, что ни о.Сергию, ни его жене было не под силу.
Летом 1934г. Голощаповым разрешили переехать в среднюю полосу России
Через полтора года о.Сергию и его жене разрешили поселиться ближе к Москве, но не ближе 100 км. Они выбрали Можайск
Московская о., г.Можайск, ул.Каракозовская, 38Можайск в это время был переполнен людьми, вернувшимися из ссылок и лагерей, было трудно найти квартиру и невозможно найти работу. У о.Сергия обострились его болезни, и добавились трофические язвы на ногах. Жене о.Сергия в 1936г. разрешили вернуться в Москву. Она устроилась домработницей и с этого времени у семьи появился небольшой, но постоянный заработок. О.Сергий давал частные уроки русского языка и литературы. По свидетельству сына, несмотря на тяжелейшие обстоятельства жизни и почти полное отсутствие перспективы на улучшение в будущем, не только не падал духом, но постоянно поддерживал всех, кто обращался к нему за помощью. В крохотной комнатке о.Сергий устроил маленький алтарь и здесь совершал службы, горячо молясь за всех страждущих и гонимых христиан. Во время такой службы он и был арестован
В обвинительном заключении было сказано:
Виновным себя о.Сергий не признал
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
1. Голубцов С.А., протодиак. Мученики и исповедники из корпорации Московской Духовной Академии начала ХХ века, пострадавшие от безбожной власти в 19201930-х годах. Архив ПСТБИ. Машинопись. |
2. Шкаровский М.В. Из новейшей истории Русской Церкви// Православная Русь. Джорданвилль, 1995. 1528 сент. N 18(1543). |
3. Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 19171918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1. |
4. Дубинский А.Ю. Московская Духовная Семинария: Алфавитный список выпускников 19011917 годов (генеалогический справочник). М.: Прометей, 1998. 123 с. |
5. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999. |
6. Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.193719.10.1938. М.:"Зачатьевский монастырь", 1997. 420с. |
7. Голубцов Сергий, Голощапов Павел. Исповедник и мученик протоиерей Сергий Голощапов. М., 1999. 16с. |
8. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 1216 августа 2000г. |
9. Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово. М.:ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995. 19с. |
10. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Декабрь. Тверь:"Булат", 2004. |
11. сайт Покровского храма в Бутырской тюрьме. <http://www.butyrka.st-nikolas.ru/> |
С сайта взята только икона
(c) ПСТГУ |