Родился в семье священника 17/29 апреля 1873г.
РодствоПо данным [15] рукоположен во иеромонаха 19 мая 1896г.
В 1897г. после окончания Духовной Академии назначен преподавателем Рижской Духовной Семинарии. С 1899г. до своей смерти состоял попечителем церковно-приходских школ Нименского прихода Каргопольского уезда Олонецкой губернии Яковлевской, Долгозерской, Вадьезерской, Низкоглядовской, Шелтусской
Люблинская губ., г.Холм, Холмская Духовная Семинария14 августа 1899г. перемещен на должность инспектора Холмской Духовной Семинарии. 6 августа 1899г. назначен на должность инспектора Санкт-Петербургской Духовной Семинарии
Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская Духовная СеминарияВозведен в сан архиепископа 6/19 марта 1917г.
25 мая (7 июня) 1917г. подавляющим большинством голосов избран Петроградским епархиальным архиереем вопреки воле Временного правительства и значительной части "прогрессивной" части петроградского духовенства. Это был первый случай демократического избрания предстоятеля на Петроградскую кафедру. Петроградское население знало его доброту и сердечность: в простой монашеской рясе он всегда спешил на окраины города крестить ребенка, напутствовать умирающего. Приемная его всегда была полна народа, и евангельски простой и возвышенный пастырь старался каждого выслушать, утешить, согреть
Петроградская епархия25 мая/7 июня 1917г. избран архиепископом Петроградским и Ладожским
Петроградская епархия17/30 июня 1917г. переименован во архиепископа Петроградского и Гдовского Петроградской епархии
14/27 августа 1917г. возведен в сан митрополита
Член Священного Собора Российской Православной Церкви 19171918гг. С 27 октября по 3 ноября 1917г. находился в Кремле во время обстрела его большевиками. В занимаемую им келью попал снаряд, и митрополит Вениамин лишь чудом избежал смерти. Был избран председателем комиссии Собора по фотографированию и описанию повреждений Кремля. Избран в заместители члена Священного Синода
Петроградская епархия21 января 1918г. возглавил общегородской крестный ход в защиту Александро-Невской Лавры, подвергшейся 19 января вторжению красноармейцев в целях ее реквизиции. С 26 января/8 февраля 1918г. священноархимандрит Александро-Невской Лавры
При поездке в Кронштадт владыка Вениамин был арестован за то, что пробыл в Кронштадте больше положенного срока, через 2 дня был освобожден и отправлен в Петроград
В 1921г. советской властью была предпринята новая попытка уничтожить Церковь в России. Голод, распространившийся по стране с 1917г., перерос в бедствие для десятков миллионов людей. Летом 1921г. в Поволжье случилась засуха. Начался мор. С Поволжья повальная смерть перекинулась на Сибирь, Крым, Южную Украину, Азербайджан, Киргизию... В августе 1921г. Святейший Патриарх Тихон обратился с посланием ко всем русским людям и благословил добровольное пожертвование церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления. Патриарх просил Советскую власть разрешить образовать Церковный всероссийский комитет и епархиальные комитеты на местах, чтобы Церковь могла оказывать помощь голодающим. Разрешения не последовало, но Церковь продолжала собирать добровольные пожертвования, люди исполняли свой христианский долг. Спустя полгода, 23 февраля 1922г., Постановлением ВЦИК было узаконено изъятие всех драгоценных предметов, не исключая священных сосудов, что по церковным канонам рассматривается как святотатство (73-е апостольское правило), а послание Патриарха было расценено как саботаж. Петроградский Совет "кампанию по изъятию" начал с переговоров с Правлением Общества православных приходов. И члены Помгола Петроградского Совета, и члены Правления Общества хотели избежать оскорбления религиозного чувства народа, стихийных, а может быть, и кровавых беспорядков. Митрополит Вениамин принимал участие в переговорах. 5 марта 1922г. он получил официальное приглашение и 6 марта в Смольном состоялись переговоры с членами комиссии Помгола. Владыка представил комиссии заявление, где указывал, что Церковь готова пожертвовать для спасения голодающих все свое достояние, включая и священные сосуды. Заявление в Смольном было принято, и Владыка, почувствовав взаимопонимание, встал, благословил всех и со слезами на глазах сказал, что он своими руками снимет драгоценную ризу с образа Казанской Богоматери и отдаст ее на спасение голодающих братьев. 7 и 8 марта 1922 года в московской газете "Известия" появились сообщения об искреннем желании петроградского духовенства выполнить гражданский долг и Постановление ВЦИК от 23 февраля 1922г. 19 марта 1922г. Ленин пишет секретную инструкцию, которая распространяется не только среди членов центральной власти, но срочно передается в местные советы. Инструкция предписывает провести "с максимальной быстротой и беспощадностью подавление реакционного духовенства", ибо ситуация "представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий... Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше" (Известия ЦК КПСС, 1990, N 4, с.190193). Митрополит Вениамин был потрясен, когда ему объявили, что ценности будут изъяты в формальном порядке как "принадлежащее государству" имущество. По своему пастырскому долгу он не мог благословить свою паству содействовать насильственному изъятию святынь. Второй удар, уже от "лжебратий" (живоцерковников), создал условия для раскола Церкви. 24 марта 1922г. в петроградской газете "Правда" появилось письмо двенадцати священников: Красницкого, Введенского и др., в котором авторы обвиняли духовенство в контрреволюционности, в политической игре во время народного голода. На собрании духовенства свящ. Введенский заявил о разрыве с "реакционным" духовенством и создании "живой церкви". Митрополит Вениамин отказался благословить раскол. На следующий день появилось постановление Владыки, объявлявшее Введенского находящимся "вне православной церкви". Большевистские газеты выдали участие властей в раскольных действиях живоцерковников: они обрушились с угрозами на Владыку, призывая карающий "меч пролетариата" на его голову. Но авторитет Владыки у народа был столь велик, что угрозы пока были только в газетах. Вскоре Введенский как депутат "революционного епархиального управления" в сопровождении бывшего председателя Петроградской ЧК, Петроградского коменданта Бакаева явился к митрополиту и предъявил ему ультиматум: отменить постановление об отлучении его, Введенского, от церкви, в противном случае митрополит и его духовные сподвижники будут преданы суду как противящиеся изъятию церковных ценностей и погибнут. Митрополит Вениамин понимал, что настал час выбирать: или смерть, или отменой постановления признать власть узурпаторов, "революционного управления" живоцерковников. Владыка ответил Введенскому категорическим отказом. Затем он надел на руку красные четки, какие надевал на богослужения Пасхи и в праздники святых мучеников, отдал необходимые распоряжения по епархии, попрощался с близкими. Изъятие ценностей в церквах Петрограда сопровождалось волнениями народа. В церкви Путиловского завода рабочие не позволили произвести изъятие. В других приходах при появлении советской комиссии ударяли в набат, созывая верующих оказать сопротивление. Народ проклинал кощунников и предательство живоцерковников. 28 мая 1922г. митрополит Вениамин обратился к петроградской пастве с посланием, направленным против обновленческого раскола Митрополит Вениамин был первым, кто не поверил обновленцу Александру Введенскому и иже с ним, что Патриарх Тихон передал обновленцам церковную власть. Митрополит категорически отказался признавать права самозванного обновленческого ВЦУ
29 мая 1922г. в покоях митрополита Вениамина был проведен обыск, он был арестован и помещен в дом предварительного заключения. Кроме него, к делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей были привлечены еще 86 человек
В субботу 10 июня 1922г., возле здания бывшего Дворянского Собрания
на углу Михайловской и Итальянской улиц, где должны были проходить
заседания Петроградского революционного трибунала, собралась огромная толпа.
Несколько десятков тысяч людей в благоговейной тишине ждали появления конвоя
с митрополитом. Едва показалась передняя конная стража, люди встали на колени
и запели:
Расстрелян вместе с архимандритом Сергием (Шеиным), И.М.Ковшаровым
и Ю.П.Новицким в ночь с 12 на 13 августа. Перед казнью все были
обриты и одеты в лохмотья, чтобы нельзя было узнать духовных лиц.
За несколько дней до расстрела митрополит Вениамин в письме писал:
Свидетель последних минут жизни казненных рассказывал:
В 1992г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых.
На братском Никольском кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге
в его память установлен кенотаф
Первое воскресение после 25 января / 7 февраля. Первый храм во имя святителя Вениамина освящен в сентябре 1992 года. Он воздвигнут в исправительной колонии N 5 Санкт-Петербурга (пос.Металлострой)
По данным [15] реабилитирован 31 октября 1991г.
1. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 19491957гг. (Джорданвилль). Ч.1. |
2. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 19491957гг. (Джорданвилль). Ч.2. |
3. "Дело" митрополита Вениамина: (Петроград, 1922г.). М.: Студия "ТРИТЭ": Российский архив, 1991. |
4. Состав преступления отсутствует// Наука и религия. 1991. N 5. |
5. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 19171943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. |
6. Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 19171918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1. |
7. Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1907г. СПб., 1907. |
8. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 19791989. Т.2. |
9. Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. 384с. |
10. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви, 19171990. М., 1994. |
11. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999. |
12. Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 19171997. Т.9. М., 1997. |
13. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. |
14. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. |
15. За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (19181951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с. |
(c) ПСТГУ |