По данным [2] родился в г.Ямбурге Санкт-Петербургской губ. Родился в благочестивой семье Василия Васильевича и Анны Ивановны Виноградовых. Отец происходил из дворовых людей князей Долгоруковых и родился в с.Кряково в 12 верстах от дер.Хотыницы, в которой впоследствии преподавал всю жизнь. Был человеком очень начитанным и любившим свое дело, интересовался не только литературой, но и математикой, физикой, химией, агрономией, производил метеорологические наблюдения, знал ремесла столярное и сапожное, хорошо играл на физгармонии. Во все время своего учительства он был регентом церковного хора, в котором принимали участие как ученики его школы, так и окончившие ее. Екатерининская церковь, где Василий Васильевич был регентом хора, находилась в погосте Каложницы в полутора верстах от Хотыниц. Мать Анна Ивановна происходила из села Сиворицы Гатчинского уезда Петербургской губ., где ее отец Иван Михайлович Лихачев и мать Антонина Ивановна были фельдшерами. Анна Ивановна работала учительницей сначала на своей родине, познакомилась с будущим супругом в хоре певчих на съезде учителей в Гатчине, где торжественно отмечался день памяти Свт.Николая, и, как они любили говорить: сосватал их Святитель Николай, которого впоследствии и сам архимандрит Исаакий считал своим покровителем в течение всей своей жизни. Ваня Виноградов родился в Петербурге, куда мать приехала на время родов из с.Княжево в родовспомогательное отделение Александровской женской больницы и был окрещен в честь Крестителя Господня Иоанна Предтечи
ФотографииПервые годы жизни его в основном протекали в селе Княжеве, где мать его была учительницей. Часто отец, который учительствовал в соседнем селе Хотыницы, приходил в Княжево к жене и детям на лыжах и проводил с ними свободное время. Иногда отец присылал за женой и детьми извозчика с лошадкой, и Анна Ивановна с дочерью Тоней и маленьким Ваней ехали к отцу в Хотыницы, а потом в церковь. Так как Василий Васильевич был регентом, а Анна Ивановна пела в хоре, то буквально с пеленок маленький Ваня присутствовал на богослужении, часами лежа на хорах и засыпая под звуки церковных песнопений, а иногда и "подпевая" им. С раннего детства Ваня охотно посещал храм, а дома играл в "батюшку". С трехлетнего возраста всех благословлял. Часто бывая в храме, он постепенно заучил много молитв, так что мог отслужить всенощную, совершить почти целиком любую "требу" для кукол своих сестриц, "Крестил", "венчал" кукол, молился, воздевая руки, над "больными" куклами
Санкт-Петербургская губ., с.ХотыницыВ 1901г. после рождения младшей дочери Ольги Анна Ивановна перестала
преподавать, и всей семье, наконец, удалось соединиться, поселившись вместе
в Хотыницах.
Родители были для Вани и его сестер духовными наставниками, а затем и учителями.
Ваня Виноградов закончил 3-х годичную сельскую школу в Хотыницах, где преподавал
его отец. Отец Вани преподавал не только русский язык и арифметику, но на этих
же уроках давал понятие о явлениях природы и даже сопровождал уроки опытами
по физике. В книге для чтения содержались повествования из русской истории.
В школе была хорошая библиотека детских книг, прекрасные повести Авенариуса
на исторические темы. Дома в семье Виноградовых также была неплохая библиотека
Отец любил храм Божий и церковное пение, почитал духовенство.
Будучи регентом Екатерининской церкви, отец Вани обучал учеников и пению,
все его ученики пели в церковном хоре.
Раз в неделю школу посещал священник, настоятель Екатерининской церкви.
Каждый день в школе кто-нибудь из учеников читал перед уроками Евангелие на церковно-славянском языке.
Все члены семьи Виноградовых пели на клиросе, начиная с самого раннего возраста. кто-нибудь из учеников читал перед уроками Евангелие на церковно-славянском языке.
К заутрене в Екатерининскую церковь Виноградовы ходили всей семьей.
Ваня принимал деятельное участие в Крестном ходе на Пасху нес на полотенце
Евангелие, еще тяжеловатое для него. В первый день Пасхи Ваня с отцом поднимались
на колокольню звонить.
В годы учения в начальной школе у Вани начались первые опыты стихотворчества.
Впоследствии выражать свои чувства в стихотворной форме сделалось его потребностью,
особенно в дни пребывания его на фронте.
С военными неудачами России в Русско-Японской войне было связано некоторым образом
поступление Вани в реальное училище. Когда приблизилось окончание Ваней
сельской начальной школы, то отец задал ему вопрос: "Кем бы ты хотел быть, когда
вырастешь?". Ответ был давно готов: "Батюшкой!" "Видишь, сынок, если бы мы
отдали тебя в духовное училище (а это вообще и не так легко было сделать, т.к.
там учатся преимущественно дети лиц духовного звания), ты бы мог к моменту окончания
курса изменить свое мнение и захотеть пойти по другой специальности, сказать:
"Вот, родители послушались меня, еще десятилетнего дурачка, а теперь мне трудно
поступить в светское высшее учебное заведение". Если же ты окончишь светскую
школу (гимназию или реальное училище), и твое намерение быть батюшкой не изменится,
то мы даем тебе слово не возражать против того, чтобы ты поступил потом в Духовную
Академию". Ваня с дивным послушанием совету родителей, которых горячо любил,
поступил в 1-е Реальное училище в Санкт-Петербурге. Из воспоминаний архимандрита
Исаакия:
После окончания 1-го Реального училища он блестяще сдал вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую Духовную Академию
Санкт-Петербургская Духовная Академия22 октября 1914г. в день праздника в честь Казанской иконы Божией Матери в храме при Духовной Академии Иван Виноградов был посвящен в стихарь. Один из приделов храма был посвящен св.мч.Феодору Тирону. В день празднования его памяти в Академии всегда было торжественное богослужение с участием многих архиереев, бывших воспитанников Духовной Академии. Большая, во весь рост, икона мученика, содержала частицу его мощей. После богослужений было торжественное вручение дипломов выпускникам Духовной Академии. Однажды, когда он учился на I курсе Академии, будущий архимандрит Исаакий после богослужения присутствовал на торжественном вручении дипломов выпускникам, где видел архиепископа Тихона (Беллавина), впоследствии Патриарха Московского и всея Руси, прославленного в лике святых. В 1914г., будучи студентом Академии, Иван был мобилизован в Царскую армию. Перед этим Бог судил ему быть у мощей преп.Варлаама Хутынского. Иван, тоскуя о монашестве, стал молиться об исполнении свой мечты этому угоднику Божию. После молитвы, наклонясь к мощам, спросил: "Буду ли я монахом?" И услышал голос: "Будешь монахом". С тех пор он до конца жизни хранил благодарность преп.Варлааму Хутынскому
Владимирское военно-пехотное училищеКак и других слушателей Духовной академии, Ивана направили на срочные курсы офицеров во Владимирское военно-пехотное училище в Петербурге. К чадам Русской Православной Церкви Святейший Синод обратился с призывом идти на ратное поле. Иван Виноградов испытывал огромное чувство любви к Родине. Он считал, что любовь к Родине священна, а ее самое яркое проявление в защите родного Отечества. 1 октября 1916г., в день Покрова Пресвятой Богородицы, Иван Виноградов был произведен в офицеры и в чине прапорщика был направлен в действующую армию на Румынский фронт. Перед отъездом на фронт он поехал попрощаться с родителями и получить их благословение. Прощаясь, молитвенно испрашивая для своего сына божественного покрова и охранения, отец надел на сына маленькую перламутровую иконку. Эту иконку вместе с нательным крестом он всегда носил на груди до 1945г. (В мае 1945г., уже в заключении, кто-то из уголовников сорвал с его шеи цепочку с крестом и родительской иконкой)
Служил в Царской армии на Румынском фронте в чине прапорщика. Когда произошла революция и началась гражданская война, будущий архимандрит остался верным присяге Царю и Отечеству. Он вступил в ряды Добровольческой армии в отряд полковника М.Г.Дроздовского (в будущем генерала). По данным [Зв1] служил в Дроздовском полку [по данным [2] дивизии] с февраля 1918г.
Добровольческая армия генерала ДеникинаВ мае 1918г. отряд Дроздовского влился в состав армии генерала Деникина,
Ивану Виноградову присвоили звание штабс-капитана.
Будущий архимандрит был трижды ранен в боях, лечился в госпитале.
Он был участником 2-го Кубанского похода. Был адъютантом штаба генерала Туртула.
Но будущий архимандрит не оставлял мысли служить Церкви. Об этом он писал в стихотворении:
Одновременно с военной службой он состоял псаломщиком при штабной походной церкви.
В 1920г. после поражения армии Врангеля Иван Васильевич Виноградов вместе
с Белой армией попал на чужбину
В чине капитана с 1920г. вместе с Добровольческой армией он попал в Турцию. Турецкое правительство отселило военных и других русских беженцев в лагерь на голом, каменистом острове Галиполи. Русские по созвучию прозвали его "Голое поле". Русские голодные раненые солдаты были брошены на этой голой земле. Русская армия за границей оказалась в тяжелейших условиях, средств для существования не было, надежда вернуться на родину угасала. Будущий архимандрит спустя много лет рассказывал о тяжких годах эмиграции, об ужасной жаре и зное на полупустынных берегу пролива Дарданеллы и о том, как много он тогда по ночам молился, а над головой у него было темное южное небо с россыпью звезд... На острове Галиполи будущий архимандрит вступил в "Галиполийское землячество", основанное русскими эмигрантами
РумынияВ 1921г. вместе с Дроздовским стрелковым полком он переехал в Болгарию, где работал на шахтах Перника
Болгария, г.ГабровоИван Виноградов участвовал в ряде конференций общины "Христианское движение". На одной такой конференции он встретился с епископом Сергием (Королевым) из Праги, который сообщил ему об открытии в Париже Свято-Сергиевского Богословского института и дал свое благословение туда поступить
Иван Виноградов был зачислен в институт в числе первых десяти человек.
Его духовным наставником стал митрополит Евлогий (Георгиевский) богослов,
выдающийся церковный деятель, предстоятель русских православных общин в Западной
Европе.
В Свято-Сергиевском православном институте преподавали талантливые богословы,
ученые-профессора протоиерей Сергий Булгаков, В.В.Зеньковский, А.В.Карташев,
С.С.Безобразов, Г.Г.Флоровский, архимандрит Киприан (Керн) и др.
В архиве архимандрита Исаакия хранится фотоснимок протоиерея Серия Булгакова
с надписью:
Отмечая большие дарования студента Виноградова и идя навстречу его желанию, митрополит Евлогий постриг его в монашество с именем Исаакий в честь преп. Исаакия исповедника, игумена обители Далматской (память его 31 мая с.ст.). Будучи за границей, Иван переписывался с родителями. На этот постриг он получил материнское благословение (отца тогда уже не было в живых)
иеродиаконЧерез три дня, в день 1-го и 2-го обретения главы св.Иоанна Предтечи (в день именин Ивана в миру) он был рукоположен во иеродиакона. Состоял в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского)
иеромонахБыл посвящен во иеромонаха 18 июня/1 июля 1928г. в день празднования Боголюбской
иконы Божией Матери.
В 1952г. о.Исаакий вспоминал об этом дне:
В Праге под руководством епископа Сергия (Королева) о.Исаакий духовно
окормлял русских, проживающих в Чехословакии.
Он являлся также законоучителем в Пражской русской гимназии.
Как в Париже, так и в Праге русские собирались вокруг Православной Церкви.
Не удивительно, что Владыка Сергий и отец Исаакий были в центре эмигрантской
жизни русских, многие из которых были измучены и озлоблены, а все свои печали
и горечи несли к духовным отцам.
Владыка Сергий и иеромонах Исаакий были одного духа; большая любовь к Богу и
ближним объединяла их более 17 лет.
Позже, в 1950-е годы, о.Исаакий рассказывал, как он ходил к Владыке Сергию в его
убогую однокомнатную квартирку, как они устраивали чай по четвергам и как
объединял их "брат-самовар", а вокруг было много молодежи, студентов, людей
незнатных и знаменитых, богатых и бедных, и все находили тепло, внимание и помощь
Отец Исаакий притягивал к себе людей обаянием, духовной образованностью и большой
молитвенностью. Люди не только любили и уважали его, но и полностью ему доверяли,
так как он прошел через подобные страдания сам. О.Исаакий сумел объединить вокруг
себя православную общину. Многих ему удалось обратить к Богу, многих присоединить
к Православию, о чем свидетельствуют воспоминания многих эмигрантов и их
благодарные надписи на фотографиях, подаренных ему в Праге.
Из воспоминаний духовной дочери А.В.Окуневой, относящихся к 1950-ым годам:
Отец Исаакий был искренне привязан к детям Михаила Михайловича и Елены Николаевны
Осоргиных, одних из основателей Сергиевского подворья в Париже.
Сохранился фотоальбом, подаренный ему семейством Осоргиных, с надписью:
(Дети Осоргиных прозвали иеромонаха Исаакия "иероняней", т.к. он часто оставался
с детьми, когда родители уходили в гости или в театр, рассказывал им сказки и
истории из Библии)
Был возведен в сан игумена в день праздника Сретения Господн 2/15 февраля 1933г. По данным [Зв1] был возведен в сан игумена в 1932г., по данным [2] 07.01.1934г.
По данным [2] был возведен в сан архимандрита 07.01.1936г. В сане архимандрита прослужил 45 лет
Из материалов архивного уголовного дела 1945г.:
Во время войны с Германией архимандрит Исаакий вселял в сердца своих прихожан
уверенность в победе России над фашизмом. Тогда ему было видение, в котором святой
князь-мученик Вячеслав Чешский предсказал, что русский народ победит.
О.Исаакий составил свою молитву этому святому:
Весной 1945г., когда советские войска освободили Прагу, Владыка Сергий вместе с архимандритом Исаакием отслужили в честь окончания войны благодарственный молебен. Вместе с владыкой Сергием (Королевым) и русским Пражским приходом архимандрит Исаакий был принят в юрисдикцию Московской Патриархии (по данным [2] в 1946г.) Тогда же, в мае 1945г. в Праге начались аресты русских эмигрантов. Архимандрит Исаакий был арестован отделом контрразведки "Смерш" 24 мая (по данным [Зв1] 26 мая) 1945г. 20 июля 1945г. он был этапирован из Праги в Львовскую тюрьму
Судил его Военный Трибунал в составе трех человек.
Из обвинительного заключения:
Попав в тюрьму в пос.Долинка, он находился в общей камере вместе с ворами и бандитами, и ему много пришлось претерпеть. Еле передвигая распухшие ноги, о.Исаакий рубил карагач. Это была тяжелейшая работа. Норму он, конечно, не мог исполнить и поэтому получал неполную пайку хлеба, которую, к тому же, отбирали соседи по камере уголовники. Глубокой ночью, когда все засыпали, батюшка, стоя на коленях на нарах, молился. Постепенно "жители" камеры прониклись к нему уважением, стали называть "дядей Ваней". То, что он архимандрит, не могли запомнить и называли его митрополитом. "Митрополит, расскажи о Христе", просили они. Вечерами, когда о.Исаакий начинал рассказывать, наступала тишина, и все сопереживали страданиям Христа. Изнурительный труд, невыносимые условия жизни сделали свое дело: о.Исаакий сильно заболел и после переосвидетельствования тюремной врачебно-медицинской комиссией его госпитализировали. Все это время епископ Пражский Сергий (Королев) неустанно ходатайствовал об освобождении архимандрита Исаакия. Тяжелейшее состояние здоровья батюшки, а главное, святые, слезные молитвы Владыки Сергия и осиротевших духовных чад привели, наконец, к долгожданной свободе. По определению Военной Коллегии Верховного суда СССР от 05.02.1946г., "учитывая раскаяние Виноградова И.В. и ходатайство наместника Русской Православной Церкви в Праге епископа Сергия, а также то, что Виноградов И.В. во время Великой Отечественной войны не оказывал помощи немецко-фашистским захватчикам", приговор от 1945г. был отменен, и дело в отношении него было прекращено. О.Исаакия освободили 3 мая 1946г., но он должен был оставаться в ссылке в Казахстане
Еще в тюрьме ему было видение, о котором он рассказал в проповеди:
Действительно, Владыка Николай (Могилевский) взял архимандрита Исаакия с собой
в Алма-Ату, добился для него прописки, назначил настоятелем в Казанскую церковь
Отец Исаакий в течение десяти лет был настоятелем Никольского собора.
В Алма-Ате о.Исаакий начал поиски своих родных. Он пытался писать на родину,
но после войны от д.Хотыницы не осталось и следа. Как рассказывал сам о.Исаакий,
жил он тогда в Алма-Ате на ул.Сибирской. Как-то прилег на кровать и видит сон:
стоит перед ним Владыка Евлогий с кадилом и с ним Владыка Сергий и говорят:
А.Я.Юрпольская, врач и духовная дочь архимандрита Исаакия рассказывала:
О силе молитв архимандрита Исаакия вспоминали его духовные дочери Галина и
Валентина. Валентина (она работала фельдшером), чтобы вылечить Галину от ангины,
решила оросить ее горло пенициллином из шприца, но неожиданно игла выскочила
и попала в пищевод Галины. Однако по непрестанным молитвам о.Исаакия,
игла перевернулась тупым концом вниз, потихоньку продвигалась к выходу и на
третий день благополучно вышла:
Из воспоминаний крестника о.Исаакия Якова Тимофеевича П.:
Валентина Л. из Алма-Аты, духовная дочь о.Исаакия, бывшая медсестрой при нем,
вспоминала:
Когда о.Исаакий был помоложе, но тоже больной, он на первой седмице Великого
поста не вкушал пищи до среды, до окончания Литургии Преждеосвященных Даров.
Из воспоминаний крестницы и духовной дочери о.Исаакия А.В.Окуневой:
В 1955г. скончался митрополит Николай (Могилевский).
В конце 1957г. в Казахстанскую епархию пришла телеграмма от Святейшего Патриарха
Алексия I, в которой он предписывал архимандриту Исаакию прибыть в Москву.
30 декабря 1957г. о.Исаакий покинул столицу Казахстана Алма-Ату и больше туда
не возвратился
В Москве архимандрита Исаакия тепло принял Святейший Патриарх Алексий I, который направил его в Троице-Сергиеву Лавру с намерением оставить там преподавателем. Более трех месяцев о.Исаакий был насельником Лавры, но в прописке бывшему белогвардейскому офицеру, жившему за границей 25 лет, отказали. Встретившись вновь со Святейшим Патриархом, он получил назначение в г.Елец Святейший благословил о.Исаакия нательной иконкой Божией Матери, с которой он не расставался до самой смерти и вручил ему посох. Архимандриту или игумену посох дается, когда он управляет монастырем. Для о.Исаакия, не руководившего монастырем, посох был Патриаршей наградой, означавшей высокую оценку его пастырских заслуг и дарований, при невозможности, как выяснилось впоследствии, рукоположить его в сан епископа из-за противодействия этому Советской власти. Получив в Воронеже благословение Владыки митрополита Иосифа, архимандрит Исаакий прибыл в Елец 5 апреля 1958г.
Липецкая о., г.Елец, Вознесенский соборАрхимандрит Исаакий прослужил в Ельце 23 года до самой кончины.
Он был пастырем высокой духовной жизни и человеком большой
эрудиции, прекрасным проповедником, усердным молитвенником и добрым духовным
отцом и наставником. В нем сочеталось несколько священнических призваний,
подкрепленных практической деятельностью, что привело его к призванию
редчайшему, в котором смыкаются и дарования свыше и жизненные заслуги к
старчеству. "Орел духовный" так называли его духовные чада и прихожане.
Прихожане Вознесенского собора очень полюбили о.Исаакия. Его ласково называли
"наш батюшка", "наше золотце".
Два крыла распростирал отец архимандрит над ними слово и дело. Его синодик о
живых и почивших был очень велик, он включал имена всех тех, с кем пришлось
ему встретиться на его жизненном пути, всех тех, за кого его просили молиться.
О.Исаакий вмещал в свою любящую душу все скорби своих многочисленных духовных
чад, принимал на себя их тяготы, просил у Господа прощения их грехов, молился
о помощи им от Бога. К батюшке не иссякал поток духовно немощных, обиженных
судьбой, слабых: все они нуждались в его любви, утешении, мудрости, в простом
ободрении, а главное в его молитвах.
Сила молитв архимандрита Исаакия, этого Божия старца, была велика, и пасомые это
чувствовали. Свою духовную силу он черпал в молитве церковной и келейной.
Окружающие старца Исаакия воспринимали силу его молитв как нечто само собой
разумеющееся.
Из воспоминаний А.В.Окуневой:
В день отпевания и похорон, 14 января (а этот день совпал с 55-й годовщиной
возведения отца Исаакия в сан архимандрита), собралось так много народа, что
были заполнены и сам собор, и соборная площадь, Духовные чада батюшки
чувствовали себя сиротами. Плакали прихожане и все присутствовавшие. Во время
заупокойного богослужения в храме слышался тихий скорбный плач осиротевшей
паствы. Прощальное слово произнесли архиепископ Воронежский, а позже митрополит
Ювеналий (Тарасов), архимандрит (впоследствии архиепископ) Евсевий (Саввин),
архимандрит Виссарион (Матчин), священник Павел Поволяев.
Многие духовные лица прислали свои соболезнования.
В Праге митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей в Свято-Никольском храме
совершил о нем заупокойное богослужение.
Иеросхимонах Нектарий (Овчинников), один из старейших клириков Елецкого
Вознесенского собора, писал:
Сейчас к могиле архимандрита Исаакия большое паломничество: все служат ему панихиды,
просят у старца молитв и предстательства перед Господом. Приходящие с верой
получают утешение, заступничество, душевное успокоение и телесное исцеление
1. Под сенью любви. Архимандрит Исаакий (Виноградов)/ Сост. А.В.Окунева. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. |
2. Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 19201995: Биографический справочник. М.:Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2007. 576с.: ил. |
1. Королева Вера Викторовна (исследователь) |
(c) ПСТГУ |