По источнику [Д2] год рождения 1890г. Был младшим сыном в многодетной семье железнодорожного рабочего А.П.Потапова. Жили в железнодорожной будке в 3-х км от ст.Колокша Горьковской ж.д. Когда Иосифу было всего 2 года, отец его умер, а семья вынуждена была переехать во Владимир. В 1912г. окончил железнодорожное училище. Служил мальчиком в бакалейной лавке
ФотографииС детства Иосиф прислуживал в алтаре при службах в соборе, пел на клиросе
Владимир, Боголюбов монастырьБыл одновременно келейником Владыки Евгения и послушником Боголюбского монастыря
ВладимирСлужил в Красной Армии с 1919г. После нескольких перемещений (г.Кострома,
г.Нерехта, г.Кашира Тульской обл.) откомандирован в г.Владимир в одну из воинских
частей. Во Владимире познакомился с архимандритом Афанасием (Сахаровым).
В одну из встреч между архимандритом Афанасием и Иосифом Афанасьевичем произошел
интересный диалог. Архимандрит Афанасий, обращаясь к Иосифу Афанасьевичу,
сказал: "Пора бы Вам стать диаконом!". На что Иосиф Афанасьевич ответил:
Когда Вы будете архиереем, тогда и я буду диаконом".
В Рождественский сочельник 1921г. епископ Афанасий (Сахаров) посвятил
Иосифа Потапова в стихарь. После смерти епископа Евгения он стал выполнять
обязанности иподиакона при служении Владыки Афанасия, когда это было
возможно ему по службе (он в это время еще продолжал служить в Красной Армии).
В январе 1922г. был по болезни освобожден из армии, 17 февраля 1922г. сочетался
браком с Марией Ивановной Хренниковой. Венчание совершал владыка Афанасий.
Брак о.Иосифа действительно оказался благословенным и для многих был образцом
христианской любви и милосердия, взаимной верности и преданности.
Будущий протоиерей Иосиф стал самым близким и преданным другом епископа Афанасия
(Сахарова). До самой смерти Владыки их связь не порывалась
Хиротония произошла после того как архимандрит Афанасий стал епископом в июне 1921г. Служил с епископом Афанасием до его ссылки
Был арестован, но осужден не был т.к. виновность его не была доказана, был вскоре освобожден
Из материалов дела: "Троицкая церковь фактически женский монастырь".
О.Иосиф помогал сосланным архиереям: епископу Афанасию (Сахарову), архиепископу Николаю
(Добронравову) и др. Во время заключения владыки Афанасия о.Иосиф переехал на
квартиру епископа Афанасия, заботился о его старой матери, за доброту и
искреннюю любовь она называла его вторым сыном.
Из материалов дела:
"Содержал мать епископа Афанасия (Сахарова) после его ссылки, которому и другим,
ему подобным, организовал помощь и через монашек, и через имеющуюся у него
на этот счет специальную кассу. Потапов имел специальную кружку для помощи ссыльным в
разные места, в частности находящимся в ссылке архиепископу Николаю, епископу
Афанасию (Сахарову) и др."
Из показаний о.Иосифа на допросе (1931г.):
"Помощь эта выражалась в сборе и отсылке продовольствия, которое приносили
верующие в церковь с просьбой передать владыке Афанасию или епископу Николаю.
Заносят верующие посылки для ссыльных и ко мне на квартиру. Кроме продовольственных
посылок, я посылал и денежные переводы... В квартире у меня находится касса
епископа Афанасия, которая состоит отчасти из средств, оставшихся после
смерти его матери (умерла 29.11.1930г.), отчасти из пожертвований верующих.
В пользу архиепископа Николая я также получал от верующих деньги, но в меньшем
размере. До смерти матери епископа Афанасия деньги архиепископу Николаю
собирала она, а я писал письма и слал переводы. После ее смерти получаемые
пожертвования в пользу архиепископа Николая и епископа Афанасия я клал в одну кассу.
Фамилий верующих, жертвовавших мне в помощь епископа Афанасия и архиепископа
Николая я не помню и даже совершенно не знаю".
Из материалов дела:
"С епископом Афанасием диакон Потапов имел письменную связь через свою жену.
В письмах от него он получает установки, как вести службу, кого поминать и
исполняет его поручения. Эти установки Потаповым и Жабинским
проводились в жизнь: Троицкая церковь превращена в монастырь, с выполнением
всяких монастырских правил служения и поминания церковных чинов и, в частности,
поминают "святую обитель сию", князей, царей и цариц, архиепископа Николая, епископа
Афанасия, мать игумению Олимпиаду с сестрами". По показаниям свидетелей, в Троицкой церкви
Жабинским и Потаповым за богослужением читалась молитва: "Вразуми, Господи,
губящих Церковь Божию и разлагающих ее". Непримиримость к Соввласти
Потапова, Жабинского и Устинова подтверждается их отрицательным отношением к
распоряжению митрополита Сергия "О поминовении властей".
Вместе с Устиновым и Жабинским Потапов 19281929гг. был запрещен в служении
и также как и первые два, до сих пор остался ярым антисергиевцем.
Потапов, Жабинский и адм. высланный Смирнов собирались в квартире старой девы
Воиновой Евгении, (где сначала жила семья Потапова, а после расстрела Лебедева
Потапов уехал). Эти сборища устраивались, преимущественно, по вечерам и
проводились в а/с беседах о положении церкви и церковного управления в настоящее
время.
Говоря в момент сборищ о церковных делах, Потапов, будучи настроен против
митрополита Сергия, говорил:
"Задача Советской власти уничтожить религию. Если бы Советская
власть не пыталась бы уничтожить религию, ей было бы лучше... Советская власть
церкви закрывает, духовенство высылает, чем создает недовольство верующих и
духовенства...".
Аналогично вела себя и жена Потапова, которая при встрече со
своими знакомыми всегда ругает Советскую власть за то, что она не дает житья
людям, морит голодом и т.п.
Вне сборищ Потапов вел себя скрыто и разговаривал только с людьми, которым
можно доверять.
После перехода Троицкой церкви к обновленцам о.Иосиф стал
служить в Никитской церкви
В семье о.Иосифа и Марии Ивановны было трое малолетних детей Сначала семья о.Иосифа жила на квартире Евгении Воиновой. После ареста епископа Афанасия (Сахарова) о.Иосиф с семьей переехал на квартиру матери епископа Афанасия
Был арестован вместе с протоиереем Павлом Устиновым, иеромонахом Дамаскиным (Жабинским) и еще 15 священнослужителями, монахинями и мирянами
Из обвинительного заключения: "Была вскрыта а/с группировка реакционно-монархического духовенства и монашек, которая очень скрытно, используя церковный амвон, сборища на квартирах и частные беседы, вела а/с работу, направленную к порождению недовольства населения существующим строем, его мероприятиями вообще и, в частности, мероприятиями, касающимися церкви, религии и служителей религиозного культа. Идейное руководство принадлежало протоиерею Павлу Устинову, диакону Иосифу Потапову, иеромонаху Дамаскину (Жабинскому). Основная цель вышеозначенных лиц была сгруппировать вокруг себя все все контрреволюционное, недовольное, сколотить для использования кадры "ревнителей церкви Христовой", сохранить и использовать все монашествующее и, вместе с тем, вести к/р работу. Была организована специальная касса для помощи ссыльному духовенству и заключенным местного изолятора ("Красный крест"). Из показаний о.Иосифа: "В а/с агитации и к/р деятельности виновным себя не признаю. Признаю, что оказывал материальную помощь ссыльным путем посылок и денег в адрес епископа Афанасия и архиепископа Николая"
Отбыл в лагере 2 года и 5 месяцев
Был арестован вместе с епископом Афанасием (Сахаровым)
В период следствия был заключен во внутренней тюрьме НКВД г.Иваново
Вологда, пересыльная тюрьма НКВДПосле освобождения с 1941г. по 1945г. служил военнослужащим в стройбате на фронтах Великой Отечественной войны
После окончания войны проживал в Новгороде
Был награжден саном протодиакона к Пасхе 1947г.
Диаконское служение о.Иосиф считал своим окончательным призванием, но Господь судил иначе
О.Иосиф отлично знал устав Церкви, строго исполнял его сам и прививал верующим любовь к уставному богослужению
В марте 1961г. епископом Новгородским и Старорусским Сергием (Голубцовым) был назначен духовником священнослужителей Старорусского благочиния. В 1969г. был назначен духовником Новгородской епархии
До последних дней жизни о.Иосиф усердно совершал свой пастырский подвиг. В конце мая 1981г. здоровье его сильно ухудшилось. Молитва и письма стали основным средством духовного общения. В письмах он у всех просил благословения и святых молитв. Перед смертью он произнес последние слова: "Я иду к Владыке... иду к Царю Славы..."
Отпевание усопшего совершил митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний в сослужении духовенства и при большом стечении духовных чад и почитателей
1. Крестный путь Преосвященного Афанасия Сахарова, 18871962// ВРСХД. 1973. N 107. |
2. Биография протоиерея Иосифа Афанасьевича Потапова. Рукопись. Архив ПСТБИ. |
3. ЖМП. 1981. N12. |
4. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие. ХХ век. Биографические материалы по Владимирской епархии. Машинопись. |
5. Молитва всех вас спасет: Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского/ Сост., предисл. и примеч. О.В.Косик. М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. |
6. Свято-Боголюбов монастырь. М.: "Духовная нива", 2000. |
7. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. Машинопись. |
8. За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. |
(c) ПСТГУ |