Родился в бедной семье провинциального диакона. Отец мальчика умер за четыре месяца до его рождения, а когда ему исполнилось 10 лет умерла и его мать
Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1901г.] [1901-1908гг.] [1908-1928гг.] [1928-1938гг.] [1938-1941гг.] [1941-1944гг.] [1944-1968гг.]Осиротевшего мальчика отвезли в духовное училище в Перервинский монастырь
Московская Духовная СеминарияПо источнику [5] Семинарию окончил в 1897г.
В 1901г. женился
Преподавал Закон Божий в гимназиях несколько лет
Окончил Археологический институт со званием "ученый археолог" и присуждением
золотой медали за диссертацию на тему "Об особенностях богослужебных
чинов Русской Церкви до XVII века по крюковым и нотным книгам".
В 1915г. овдовел
После запрещения преподавания Закона Божия был определен священником на приход
Москва, церковь при Георгиевском монастыре на Большой ДмитровкеВ 1919г. стал настоятель одного из московских храмов и благочинным сорока (округа) Москвы и возведен в сан протоиерея. В это время была создана Государственная комиссия по охране памятников старины, и о.Иоанн был приглашен в нее как ученый археолог. Одновременно (после установления советской власти) служил на пищевой фабрике N 10
МоскваC 1922г. вся жизнь о.Иоанна была отдана Православной Церкви
В 1928г. принял монашеский постриг и вскоре хиротонисан в епископа
епископОсвобожден при общем пересмотре многих следственных дел после отстранения от руководства НКВД Н.И.Ежова. Поселился как частное лицо у родственников на даче под Москвой. В октябре 1941г. во время эвакуации Патриархии в Ульяновск выехал вместе с митрополитом Сергием (Страгородским) в качестве его личного духовника
8 сентября 1943г. был членом Архиерейского Собора, избравшего митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси
Владыка Иоанн был крупным церковно-общественным деятелем.
С 8 по 18 июля 1948г. был участником церковных торжеств по случаю 500-летия
автокефалии Русской Православной Церкви. Соучаствовал в совещаниях Патриархов
и представителей автокефальных Православных Церквей, был членом многих церковных
и государственных комиссий. Как церковно-административный деятель был требовательным
и строгим в соблюдении церковных правил и канонов. Но за особой требовательностью
скрывалась его особая любовь ко всему церковному и желание, чтобы его подчиненные
строго хранили чистоту Святого Православия.
В историю Русской Православной Церкви войдут труды владыки Иоанна
по воссоединению с Матерью Русской Церковью греко-католиков (униатов)
западных областей Украины и Закарпатья, а также его заботы по укреплению их в
Православии. Много потрудился владыка Иоанн на Украине, особенно в первое
время своего пребывания на всеукраинской кафедре, когда после немецко-фашистской
оккупации церковно-административная жизнь находилась в состоянии полной дезорганизации,
храмы были разрушены или запущены, сама Украинская Церковь еще была раздираема
расколами, церковный мир был нарушен смутой, священнослужителей было мало, а митрополит
Иоанн был единственным архиереем патриаршей ориентации на всей Украине. Благодаря его
трудам и заботам и личному такту все церковные распри и споры прекратились
и в Церкви на Украине водворился мир. Вспоминая о том времени, владыка Иоанн
говорил: "Работать приходилось много, очень много. Редко-редко когда удавалось лечь
спать раньше 23 часов ночи. Так трудиться не приходилось и в молодости".
Усилиями митрополита Иоанна был восстановлен и реставрирован замечательный памятник
русской церковной архитектуры Владимирский кафедральный собор. Архиерейские
служения владыки Иоанна отличались особой молитвенностью и, сопровождаемые живым
простым и глубоким назидательным словом, всегда привлекали большое число
молящихся. Владыка Иоанн часто служил в различных монастырях и церквах
Украины. Сам испытав и пережив все тяготы бедности и раннего сиротства
владыка Иоанн был сострадателен и особенно милостив ко всем обездоленным
и нуждающимся. Он был исключительно искренен и доверчив. Личное общение
с владыкой Иоанном всегда оставляло неизгладимое впечатление. Владыка много
читал, имел широкие разносторонние познания и большой духовный и жизненный опыт,
до последних дней своей жизни сохранил замечательную память. При всех своих
достоинствах и многих заслугах он оставался очень скромным. Когда в актовом
зале Московской Духовной Академии ему было объявлено об избрании почетным
членом Академии, Владыка был этим крайне смущен, считая, что он не имеет
никаких особых заслуг в области богословской науки.
На старейшей церковной кафедре владыка Иоанн подвизался в течении двадцати
лет до 30 марта 1964г., когда был вынужден уйти на покой по болезни. При освобождении
от занимаемой должности Священный Синод счел "своим долгом от лица Русской Церкви
выразить Преосвященнейшему митрополиту Иоанну чувство братской признательности за его
многолетнее беспорочное, усердное служение Церкви Христовой". Владыка Иоанн
был награжден многими церковными и государственными наградами
На покое владыка Иоанн жил в с.Святошино под Киевом, ведя строгую иноческую жизнь. Чувствуя приближение смерти владыка Иоанн достойно и по-христиански готовился к ней: он исповедовался и причащался Божественных Христовых Тайн. Перед кончиной он простился со всеми родными и близкими, благословил их
В Божественной заупокойной литургии принимали участие митрополит Пимен (будущий Патриарх), митрополит Таллинский Алексий, большое число духовенства и верующих
1. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 19791989. Т.3. |
2. Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 19171997. Т.9. М., 1997. |
3. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 19171943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. |
4. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 19391964 годах). М., 1999. |
5. Кохно Андрей, прот. Митрополит Иоанн// ЖМП. 1968. N 6. |
(c) ПСТГУ |