Родился в семье крупного русского царского чиновника. Его отец был тайным советником, начальником государственного департамента, по вере католик, в 70 лет принял православие. Мать была православная из рода Загряжских, подаривших России красавицу Наталью Гончарову жену Пушкина. Мать Николая была образована, внешне была дивная красавица и очень религиозна. 7 человек детей она воспитывала в страхе Божием и в благоговейном уважении к Священному Писанию
Родство Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1955г.] [после 1956г.]Окончил пастырские курсы после гимназии
Служил во многих сельских приходах Ленинградской о.
ЛенинградСлужил во многих церквах Ленинграда, последнее место в церкви на Волковом кладбище
Ленинград, церковь на Волковом кладбищеОн жил на станции Сиверская, с началом войны оказавшейся на оккупированной территории, где и продолжал служить, уже будучи членом Миссии. Жена умерла в 1933 году, и о.Николай воспитывал пятерых детей четырех сыновей и дочь. Наступил голод, и сыновья вынуждены были подрабатывать на немецком аэродроме
Псков, Псковская Духовная Православная МиссияОтносительно о.Николая у Экзарха Прибалтики Сергия (Воскресенского) были свои планы: он считал, что в Пскове должна быть своя епископская кафедра и прочил на нее о.Николая. В июне 1942г. о.Николай был приглашен к митрополиту для посвящения во епископа Псковского, но о.Николай отказался от епископства. Поскольку Псковская область, хотя и была занята немцами, но канонически принадлежала Московской Патриархии, владыка не рискнул нарушить канонические правила. Он назначил о.Николая заместителем (помощником) Псковской Миссии. Деятельность Миссии происходила в сложнейших условиях немецкой оккупации. После беседы и обеда с митрополитом о.Николай направился вместе с секретарем митрополита Гриммом к начальнику отдела по церковным делам Рижского СД Гегингеру, которого интересовали дела русского духовенства
Псков, Свято-Троицкий кафедральный соборО.Николаю приходилось обслуживать и другие приходы. Его сын Серафим вспоминал о том времени, как о самом счастливом периоде жизни. Свободные службы в переполненных храмах. Искренняя истовая вера. Люди подходили к церкви со слезами, целовали землю, по который проходили священники, относились к ним с трепетным благоговением. Еще больше молодого псаломщика удивляли священники Миссии, все как на подбор молодые, энергичные, глубоко верующие в Бога и в свое миссионерское служение. Все много читали, обсуждали вопросы богословия и все события, которые происходили в мире и в Православной Церкви. Тогда-то Серафим и принял решение стал священником
В апреле 1944г. были арестованы члены Миссии священники Заблоцкий и Апраксин, через которых следственные органы вышли на членов Псковской Миссии и начались аресты, продолжавшиеся до 1953г. В настоящее время [2014г.] выявлено 555 человек, так или иначе связанных с Псковской Миссией. Арест о.Николая произошел незаметно, тихо, пришел лейтенант и попросил пройти о.Николая с ним в учреждение для небольшого собеседования. О.Николай, не попрощавшись с семьей, ушел и вернулся к ней только через 11 лет. По данным [6] арестован 17 октября 1944г.
Архив УФСБ РФ по Псковской обл. Д.АА-10676. На следствии о.Николай не дал никаких собственноручных показаний Предварительное следствие было закончено 30 декабря 1944г. 11 января 1945г. дело было передано в военную прокуратуру с предъявлением обвинительного заключения и передачи его к судебному заседанию Военного Трибунала НКВД Ленинградского округа. Суд ВТ войск НКВД Ленинградского округа проходил с 11 по 15 января 1945г. О.Николай был приговорен к 15 годам ИТЛ, лишению прав на пять лет без права обжалования и полной конфискации имущества
Отбывал свой срок о.Николай со всем терпением и незлобивым всепрощающим
чувством, которое присуще было многим осужденным пастырям. Сведения о
периоде его пребывания в лагере его семья получила уже после его смерти от
некоего чеха из-за границы, который рассказал, что батюшка Николай был очень
болезненным, хрупким (хотя семья его помнила высоким, плечистым, "истым
варягом"), но несмотря на свои болезни и физическую немощь, был очень бодрым,
открытым, доброжелательным ко всем и всегда, в отношении будущего настроен
оптимистично: "Бог даст, доживем!" Иногда он совершал небольшие молебны в
лагере, но сам молился беспрестанно, день и ночь!
Николай Степанович был освобожден 10 ноября 1955 года по Указу от
17 сентября 1955 года из Карлага МВД, п/ящик N Р-246.
Был реабилитирован в 1956 году "за отсутствием состава преступления".
Семья встречала его на Рижском вокзале.
Вышел маленький сухонький старичок и сразу принялся рассказывать, как побывал
на приеме Патриарха и даже получил в дар "двести рублей огромную сумму!"
Те, кто знали о.Николая, часто удивлялись тому, как много и горячо он молился. Чувствуя, что силы на исходе, уволился за штат. Но не выдержал и стал временно исполняющим: заменял заболевших священников или уходящих в отпуск. Многие храмы со своими прихожанам могут помянуть его добрым словом
1. Голиков А., свящ., Фомин С. Кровью убеленные. Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (19401955). Мартиролог православных священнослужителей Латвии, репрессированных в 19401952гг. М., 1999. |
2. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. СПб., 1999. |
3. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. |
4. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. |
5. Интернет-портал "Россия в красках". Мир вам! Псковская миссия. Реабилитация. ![]() |
6. Официальный сайт Валаамского монастыря. Соколова Л.И. "Деятельность Псковской духовной миссии". Доклад на XXII Международных Рождественских чтениях 28 января 2014г.. ![]() |
(c) ПСТГУ |