Home page | NIKA_ROOT | INDEX | ГодСмерти | 1964 | Дела | odk.54 | => | odk.54 | Фотографии |
1 | Фотоальбом | Фотоальбом | odk-7a.jpg | Дела | odk.7 |
Родился 28 мая 1868г. в семье крестьянина Марка Епимаховича Аггеева (18401895) и его супруги Татьяны Ивановны. У Константина были братья Петр и Сергей, а также сестра Вера (188115.02.1943, Москва), впоследствии жена священника Руднева Дмитрия Александровича
РодствоДрузьями и товарищами Константина Аггева по Тульской Духовной Семинарии были Петр Кудрявцев, будущий профессор КДА и Василий Георгиевский, впоследствии митрополит Евлогий, экзарх Русских церквей в Западной Европе
После окончания Тульской Духовной Семинарии в течение одного года исполнял обязанности надзирателя Ефремовского духовного училища
Летние месяцы, свободные от занятий в Академии, Константин Аггев проводил в с.Великое Староселье Черкасского уезда в качестве репетитора сына священника Иоанна Чернявского, настоятеля Иоанно-Предтеченской церкви села. Летом 1892г. Константин Аггев сделал предложение младшей дочери о.Иоанна Марии Ивановне Чернявской, с которой он и обвенчался в 1893г. после окончания Духовной Академии
29 июня 1894г. в семье о.Константина и матушки Марии родилась старшая дочь Елена
Сувалкская губ., г.Мариамполь (совр.Литва, г.Мариямполе), Свято-Троицкая церковьРезолюцией преосвященнейшего Флавиана, архиепископа Холмского и Варшавского, 1 сентября 1896г. о.Константин был назначен на должность настоятеля мариампольской церкви и сверхштатного законоучителя мариампольской мужской гимназии
Киев, домовая церковь св.мц.Царицы Александры Римской при Институте благородных девиц им.Императора Николая I1 октября 1900г. благодаря ходатайству своих друзей о.Константин был переведен в Киев. Являлся законоучителем в Киевском Институте благородных девиц им.Императора Николая I и настоятелем его домовой церкви во имя св.мц.Царицы Александры Римской
Киев, церковь св.блгв.кн.Александра НевскогоНастоятель церкви св.блгв.кн. Александра Невского в Киеве. Состоял законоучителем в третьей мужской гимназии, а также в городском мужском училище им.К.Д.Ушинского. Активно выступал с публичными лекциями на тему отношений Православия и русской культуры. Его речи, посвященные пятидесятилетию со дня смерти Н.В.Гоголя в торжественном собрании Киевского Владимирского братства ревнителей православной веры (Киев, 1902) и в киевской 3-й гимназии (1902) были изданы отдельными брошюрами. О.Константин был одним из организаторов религиозно-философского литературного издательства "Акт"
Санкт-Петербург, церковь св.блгв.кн.Александра Невского при Александровском Институте инженеров путей сообщения Императора Александра IО.Константин преподавал в Ларинской мужской гимназии, в Смольном Институте благородных
девиц и в других учебных заведениях.
Впоследствии в своих воспоминаниях митрополит Евлогий (Георгиевский) называет
о.Константина "своим другом с семинарских лет" и характеризует его "как популярного
законоучителя в Петербурге".
Был профессором кафедры истории Церкви Санкт-Петербургских Высших историко-литературных
и юридических женских курсов.
Член Московского религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева.
В 1907г. один из учредителей Санкт-Петербургского религиозно-философского
общества и Братства церковного обновления в Петербурге.
Член редакции журнала "Век".
9.08.1910г. о.Константину присуждена степень магистра богословия за работу
"Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни. Опыт критического
изучения и богословская оценка раскрытого К.Н.Леонтьевым понимания христианства"
(Киев, 1909г.).
С 1911г. профессор богословия Психоневрологического института.
Являлся профессором кафедры истории Церкви Петербургских Бестужевских женских
курсов и Института высших коммерческих знаний.
Издатель и редактор журнала "Приходской священник" (19111913).
В годы Первой Мировой войны, в 1915г. о.Константин включился в работу Всероссийского
Земского союза помощи больным и раненым воинам при Комитете Юго-Западного фронта
в качестве заведующего отделом кадров.
Двух своих старших сыновей о.Константин направил на войну "братьями милосердия".
В семье о.Константина и матушки Марии Ивановны по данным на 1913г. было
11 человек детей: Иван (18981921), Петр, Марк, Анатолий, Аркадий,
Елена (Люся) (1894-не ранее 1978), Наталья, Мария, Анна, Екатерина.
По данным [9] у о.Константина был еще сын Яков
В сентябре 1917г. был назначен на должность председателя Учебного Комитета при Святейшем Синоде. Делегат Всероссийского съезда деятелей духовной школы. 19 апреля 1917г. избран членом совета Всероссийского Демократического Союза духовенства и мирян. Любил говорить: "я прежде Православный, а потом патриот; а у нас, к сожалению, наоборот"
Петроград, Предсоборный СоветРаботал в I,II,X отделах Предсоборного совета
Священный Собор Российской Православной Церкви 19171918гг.Являлся членом Священного Собора Российской Православной Церкви 19171918 года. Участвовал во всех трех сессиях Собора. Заместитель председателя XIII и член II,III,XII,XV,XVI,XX отделов. Был избран в заместители члена Высшего Церковного Совета при Святейшем Патриархе Тихоне. 29.07.1919г. получил увольнение из Петроградской епархии в связи с ревизией духовных учреждений на Украине. Удостоверение Святейшего Синода за номером 2531 о "командировании по делам службы в пределы Украины" было выдано о.Константину 17 августа 1918г. и подписано митрополитом Ярославским Агафангелом (Преображенским). Третья, последняя сессия Поместного Собора завершила свою работу 20 сентября 1918г. в связи с конфискацией помещения, в которой происходили заседания. О.Константин переехал в Киев
КиевВ Киеве уже находилась вся его многочисленная семья.
Еще в 1917г. в Киев переехал вместе с семьей А.Г.Кисиль, муж старшей дочери
о.Константина Елены, продолжая свою педагогическую деятельность в Киеве: он преподавал
на инструкторско-режиссерских курсах (19171920), в Киевском музыкально-драматическом
театре (19181920,19221934). По воспоминаниям Е.П.Кудрявцевой, дочери профессора
Киевской Духовной Академии П.П.Кудрявцева, друга семьи о.Константина:
"В 1920-е годы вся семья Аггеевых переехала из Ленинграда на Украину, покинув
все свое имущество в оставленной ими ленинградской квартире".
Сначала о.Константин направился в Златополье, где проживала семья одного из его
сыновей.
О.Константин не принял предложение министра вероисповеданий Гетманата и Директории
Украинской Народной Республики (УНР) принять пост в этом министерстве, но
отнесся к нему отрицательно. Свою поездку на Украину о.Констанин воспринимал
именно как временную командировку и мечтал вернуться в Москву, с которой было
связано его церковное служение. Из письма о.Константина:
Начало сотрудничества о.Константина с Добровольческим движением относится
к августу-сентябрю 1919г., когда Вооруженные силы Юга России под командованием
Н.Э.Бредова заняли Киев.
В Киеве о.Константин был членом Киевского областного комитета национального объединения
России и Лиги борьбы с антисемитизмом.
Имя о.Константина Аггеева стоит первым среди тех, кто подписал "Декларацию
Киевского Областного Комитета Национального объединения России". Листовка
с текстом Декларации была издана в Киеве, в типографии Верховного командования
штаба Добровольческой Армии в августе-сентябре 1919г. В листовке говорилось,
что Национальное Объединение России "возникло в Киеве в тяжкую эпоху
большевистского господства", звучал призыв к дружным общим усилиям, необходимым
для того, чтобы выйти на путь благосостояния после большевистской разрухи.
По воспоминаниям его дочери, о.Константин покинул Киев 4 декабря 1919г.
в связи с тем, что на город наступали большевики:
14 декабря 1919г. красные взяли Киев.
По всей видимости, о.Константин покинул Киев с войсками Киевской области
Вооруженных сил Юга России, которые отступали к Одессе
В Одессе, так же, как в Киеве, о.Константин Аггев принимал участие в деятельности "Союза Возрождения" (ОСВАГе) политической организации, ставившей целью борьбу с большевиками, в которую могли входить как члены политических партий, так и беспартийные, стоящие на "государственно-патриотической точке зрения" (по декларации Союза). О.Константин инициировал совместно издание бюллетеня для батальона Союза Возрождения при Добровольческой Армии. Привлек к сотрудничеству в бюллетене протоиерея Василия Зеньковского. По воспоминаниям последнего, "о.Константин неожиданно перебрался в Крым, куда к тому времени переехала часть его многочисленной семьи"
Большая часть семьи о.Константина в Крыму проживала в поселке Алупка, в санатории духовного ведомства климатической колонии для учителей церковно-приходских школ, созданной в 1913г. по инициативе Училищного Совета Святейшего Синода и освященной в присутствии Императорской семьи Романовых в честь 25-летия основания таких школ в России. Сын о.Константина Аггеева Иван, студент Киевского политехнического института и Петроградской сельскохозяйственной академии, проживал при санатории, состоял деловодом санатория, превращенного в Алупкинский лазарет N 5. Сам о.Константин проживал в Севастополе, но часто приезжал к семье в Алупку и состоял последним директором санатория и настоятелем его домового Александро-Невского храма
В Севастополе о.Константин проживал по ул.Екатерининской, д.41 кв.2.
О.Константин зарабатывал на жизнь преподавание в качестве профессора в Высшем
Социально-Юридическом институте Севастополя, созданном в мае 1919г.
Известно, что о.Константин был председателем "Исполнительного комитета духовенства
и мирян г.Севастополя", особого органа, созданного в епархиях Православной
Российской Церкви после февральской революции 1917г.
В Крыму о.Константин возглавлял Союз православных верующих.
7 ноября 1920г. Красная Армия прорвала первую линию Перекопских укреплений белых
и устремилась вглубь полуострова Крым.
В ночь на 10 ноября 1920г. Главнокомандующий Русской Белой Армией Юга России
генерал-лейтенант Петр Николаевич Врангель объявил приказ об эвакуации своих войск
из Крыма, разрешая присоединить к ним всех желающих.
Население Крыма разделилось на тех, кто решился уехать и на тех, которые не
могли или не хотели расставаться с родиной, и протоиерей Константин Агеев оказался
среди последних.
Согласно сведениям, собранным дочерью о.Константина, он дважды имел возможность
покинуть Россию: эвакуироваться с войсками Врангеля и принять предложение
преподавать в университете г.Софии:
Причиной отказа дочь считает то, что "он не хотел покинуть родину и семью".
14 ноября 1920г. последний пароход с эвакуируемыми вышел из Ялты.
17 ноября 1920г. в Ялту вступили войска Красной Армии под командованием М.В.Фрунзе.
Оставшись в Крыму, занятом большевиками, протоиерей Константин Аггев получил ряд
документов от Советской власти, позволявших ему продолжить свою церковную и
преподавательскую деятельность.
Так, уже 15 ноября 1920г., сразу же после занятия Севастополя 51-й дивизией
под командованием В.К.Блюхера, о.Констанин Аггев получил повестку:
Священник Владимир Николаевич Егоров был обвинен новой властью в контрреволюционной
деятельности. Ранее о.Константин Аггев был знаком с о.Владимиром Егоровым по
совместному участию в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви,
делегатом на который о.Владимир Егоров был избран от военного и морского духовенства.
Новые власти обратились к о.Константину Аггеву с предложением быть "правозаступником",
т.е. общественным защитником на суде, как к человеку, известному в городе и
возглавлявшему Исполнительный Комитет духовенства и мирян г.Севастополя.
Для о.Константина было немыслимо отказаться от возможности хоть как-то помочь
своему товарищу-священнику. Однако в декабре 1920г. о.Владимир Егоров все же был
расстрелян.
2 декабря 1920г. о.Константину было выдано удостоверение Отдела народного
образования Севастопольского Военревкома за номером 780 в том, что он "состоит
профессором Высшего Социально-юридического института".
Это удостоверение имело функцию своего рода "охранной грамоты" для священника
и его семьи. В нем, в частности, значилось:
Это было особенно важно для бывших участников белого движения, каковыми являлись
о.Константин и его сын Иван.
Материалы, собранные дочерью о.Константина Еленой, передают воспоминания эсера
С.С.Кноруса, работавшего с о.Константином лектором в Симферопольском университете:
Документы, сохранившиеся в Крымском архиве, подтверждают, что о.Константин Аггеев
являлся также одним из организаторов Севастопольского Народного университета,
принимал участие в разработке положения об Университете, в выработке примерных
планов преподавания по факультетам, подборе преподавательского состава.
Свободное перемещение по территории Крыма, занятого большевиками, было затруднено
и небезопасно. Чтобы иметь возможность видеться с семьей, о.Константин Аггев
выхлопотал для себя возможность посещать Алупку с целью инспектирования санатория
духовного ведомства, в котором жили его многочисленные родственники.
Приказом номер 64 по Управлению делами Отдела Народного образования Севастопольского
ревкома от 31 декабря 1920г. о.Константин Аггев был назначен "председателем комиссии
по использованию для нужд Отдела народного образования в бывшем санатории
духовного ведомства в Алупке". Уже за пять дней до официального приказа, 26 декабря
1920г. о.Константину было выдано удостоверение о командировании его в Алупку
с возложением на него ряда поручений, связанных с духовным санаторием: нужно было
принять санаторий в наличном состоянии на нужды Наробраза, составить акт имущества:
возвратить санаторию имущество, незаконно переданное другим учреждениям и частным
лицам; организовать временное управление и составить смету расходов на ближайшее
время.
По исполнении поручения о.Константин должен был возвратиться в Севастополь.
О.Константину был выдан пропуск за номером 533 от 46-й дивизии, разрешающий
выезд из Севастополя в Алупку. Вернуться в Севастополь он планировал 29 декабря.
Возвращение в Севастополь оказалось невозможным по причине ареста
Согласно семейным воспоминаниям, о.Константин пытался заступиться за сына Ивана, который был арестован как "бывший участник белых армий". Аресты, допросы и казни производила Чрезвычайная тройка Крымской ударной группы управления особых отделов ВЧК при Реввоенсовете Южного и Юго-Западных фронтов в составе председателя Удриса, членов тройки Агафонова и Тольмаца. Местом дислокации тройки стала Ялта. Из Ялты производились рейды в госпитали и санатории Крыма с целью выявления раненых белогвардейцев и другого "контрреволюционного элемента". 20 декабря 1920г. протоиерей Константин Агеев и его сын Иван были арестованы органами Ялтинской ЧК в санатории духовного ведомства в Алупке. После ареста о.Константин и его сын были доставлены в Ялту
В Ялте о.Константина с сыном отправили на дачу эмира Бухарского,
где 31 декабря 1920г. он заполнил анкету.
На вопрос об имущественном положении о.Константин ответил:
Со слов дочери о.Константина известно, что С.С.Кнорус, занимавший должность
члена Коллегии Реввоентрибунала побережья Черного и Азовского морей, пытался
оказать помощь своему бывшему сослуживцу по университету: "стремился узнать
о нем, облегчить его участь, переправивши его на Север, но было поздно".
На заседании Чрезвычайной тройки от 04.01.1921г. к расстрелу было приговорено
58 человек, в т.ч. о.Константин и его сын Иван
6 января 1921г., в Навечерие Рождества Христова, протоиерей Константин Аггев был расстрелян в окрестностях Ялты в усадьбе Багреевка вместе с сыном Иваном. В "Расстрельных списках", как и во многом в жизни, ему довелось быть первым. В Багреевке, которая в 1921г. была одним из мест массовых расстрелов, было уничтожено около 1000 человек. В 2008г. в память убитых в Багреевке освящена часовня в честь Курско-Коренной иконы Знамения Пресвятой Богородицы
1. Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 19171918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1. |
2. Современники о Святейшем Патриархе Тихоне/ Сост. М.Е.Губонин. Рукопись. |
3. Сорокин В., проф. прот., Бовкало А.А., Галкин А.К. Духовное образование в Русской Православной Церкви при Святейшем Патриархе Московском и всея России Тихоне (19171925)\\ Вестник Ленинградской ДА. 1990. N 2. |
4. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. Т.2. СПб.: Издательство Чернышева, 1996. 328 с. |
5. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. |
6. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. |
7. Православная энциклопедия/ Под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.1: А-Алексий Студит. М.: "Православная энциклопедия", 2000. |
8. Википедия свободная энциклопедия. Аггев Константин Маркович. <https://ru.wikipedia.org/wiki/...> |
9. Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке. Биографическая база данных и собрание материалов. Аггев Константин Маркович, протоиерей. <https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/5562/> |
10. сайт А.А.Бовкало. Выпускники Киевской Духовной Академии. <https://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kievda.html> |
11. Покровский Феликс Николаевич. Сто лет тому назад 1920г.. <https://vk.com/doc597384086_576937552?hast=8bd13b334fcf44c582&dl=2dcb1801b621626e45> |
12. Азбука веры. Юлия Балакшина. Протоиерей Константин Аггев. <https://azbuka.ru/otechnik/Konstantin_Aggev/protoierej-konstantin-aggev/> |
13. Ф.Н.Покровский. Исповеднический путь протоиерея. М.: Издательство ПСТГУ, 2015. 48с. |
14. Балакшина Ю.В. Протоиерей Константин Аггеев: материалы к канонизации (к 100-летию со дня мученической кончины)). |
1. Покровский Феликс Николаевич |
(c) ПСТГУ |