Home page | NIKA_ROOT | INDEX | ГодСмерти | 1964 | Дела | odk.30 | => | odk.30 | Фотографии |
1 | Фотоальбом | Фотоальбом | odk-53.jpg | Дела | odk.53 | => | odk.53 |
Родился в семье актеров классического балета Мариинского театра. Русский религиозный философ, историк и писатель, кроме степени доктора истории имел и степень доктора богословия в СПбДА, что было для мирянина большой редкостью
Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1922г.] [1922г.] [1922-1928гг.] [1928-1940гг.] [1940-1950гг.] [1950-1952гг.]Окончил гимназию с золотой медалью
Санкт-Петербургский университетОкончил университет с золотой медалью
12 мая 1913г. Карсавин защитил магистерскую диссертацию "Очерки религиозной жизни в Италии в XII-XIII вв.", а 27 марта 1916г. докторскую диссертацию "Основы средневековой религиозности в XII-XIII вв., преимущественно в Италии". В январе 1918г. укрывал в своей квартире освобожденного из Петропавловской крепости А.В.Карташева. Весной 1918г. вместе с С.Каблуковым, А.Карташевым и В.Бенешевичем получил от Петроградского митрополита Вениамина (Казанского) благословение на создание "Всероссийского братства мирян в защиту церкви". С 1921г. преподавал в университете религиозную метафизику вместе с Н.О.Лосским
Петроград, Комиссия духовно-учебных заведений Петроградской епархииБыл освобожден из тюрьмы незадолго до высылки за границу
15 ноября 1922г. вместе с группой из сорока пяти деятелей науки и культуры и членами их семей был выслан за пределы СССР
1922, 21 ноября прибыл в г.Берлин вместе с группой высланных. 1 декабря 1922г. Карсавин Л. был избран товарищем председателя Бюро Русского Академического союза в Германии. За границей, облачившись в стихарь неоднократно выступал с проповедями в православных церквах. 17 мая 1926г. выступил с речью на собрании памяти Св. Патриарха Тихона, в 1926г. выступал с лекциями по истории России и Русской Церкви перед немецкими студентами в г.Берлине. Подготовил к изданию книгу А.С.Хомякова "О церкви" с предисловием и комментарием, составленным на основании различных работ Хомякова. После высылки за границу Карсавин написал и издал большую часть своих научных работ. Главные из которых: "Философия истории", "Джордано Бруно", "Диалоги", "О началах", "О личности", многотомное сочинение "История европейской культуры". В 1926 году переехал в Париж
ПарижВ Париже подготовил к печати пособие, написанное по заказу Православного богословского института имени преподобного Сергия "Святые отцы и учители Церкви. Раскрытие Православия в их творениях"
16 ноября 1927 года был избран ординарным профессором по кафедре всеобщей истории гуманитарного факультета Каунасского университета
В Каунасском университете читал лекции по всеобщей истории (на русском языке)
В 1940 году переехал в Вильнюс, куда был переведен Каунасский университет. В 1944г. большинство университетских коллег Карсавина и русских эмигрантов покинули Литву с отступавшей немецкой армией, но Карсавин принял решение остаться в Литве. В 1945 году после включения Литвы в состав СССР был отстранен от преподавания в университете
Литва, Вильнюс, Исторический музейНаходясь в лагере для инвалидов Абезь у полярного круга, Карсавин написал ряд философских трактатов и сонетов, которые были позднее изданы за границей. В основе религиозно-философской системы Карсавина лежит идея всеединства. Религиозные взгляды Карсавина Густав А. Веттер в статье посвященной памяти мыслителя излагает следующим образом: "Если личность Иисуса Христа наиболее совершенная индивидуальная личность, то Церковь является наиболее совершенной реализацией в эмпирии всеединого человечества ("Философия истории". Берлин, 1925, с. 287). История человечества не что иное как эмпирическое становление и погибание Церкви. Как для Христа, так и для Церкви существует закон умирания, умирание, которое Карсавин, по-видимому, относит к чередованию внутри христианской религиозной культуры различных индивидуализаций: "очень многое говорит за то, что на смену умирающей западно-христианской ее индивидуализации нарождается иная, восточно-христианская или православно-русская, может быть, и не она одна" ("Философия истории", с. 214). Если эти слова допускают толкование в смысле равноправия всех христианских вероисповеданий, то в другом месте Карсавин утверждает, что история (в смысле изучения истории, исторической науки) должна быть не только религиозною; "необходимо пойти далее: история должна быть православною" ("Философия истории", с. 175). В лагере Карсавин был близок с православными священниками, но в последние дни своей жизни он не имел возможности встретиться с православным священником, и предложил православному мирянину Ванееву принять у него последнюю исповедь, но Ванеев посчитал, что он не готов принять эту исповедь, и пригласил католического священника для последнего напутствия умирающего Карсавина. Карсавин только исповедался, но никогда не принимал католичества. Кроме того, сознавая исключительную важность догмы о Триедином Боге, Карсавин неоднократно возвращался к вопросу о Filioque. энергично критикуя Filioque, поскольку в этой поправке к Символу веры видел католический рационализм и соответственно связывал Filioque с историческими особенностями Западного христианства
В 1990г. была найдена могила Карсавина и проведено перезахоронение по православному обряду
1. Ванеев А.А. Два года в Абези. Брюссель, 1990. 386 с. |
2. Клементьев А. Дела и дни Льва Платоновича Карсавина// Вестник РХД, 1993. N 167. |
3. Вестник РХД. 1972. N 104105. |
4. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. СПб., 1999. |
5. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. |
6. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. |
(c) ПСТГУ |