Home page | NIKA_ROOT | INDEX | ГодСмерти | 1964 | Дела | o36.78 | => | o36.78 | Фотографии |
3 | Фотоальбом | Фотоальбом | o38-100.jpg | Дела | o38.100 |
Родился в семье государственного чиновника, отец был дворянином. В шестилетнем возрасте мальчик лишился отца, и семья оказалась в тяжелом материальном положении. В школе Саша выделялся красивым голосом и хорошим музыкальным слухом. Благодаря этому он был принят в церковный хор, где получал по три рубля в месяц по тогдашним временам неплохое подспорье для семьи
ФотографииЗакончив городское училище. Александр решил посвятить свою жизнь церковному служению и поступил в Семинарию. До 1917г. служил псаломщиком, позже принял сан диакона
По приезде в село сотрудники ОГПУ сразу отобрали вещи переехавшей семьи, включая одежду, белье и постельные принадлежности. В доме осталась одна табуретка и стопка книг. Спали на холодном полу. У о.Александра было четверо детей. Двое младших вскоре заболели пневмонией. Врачи отказались лечить детей священника, и на Пасху два ребенка умерли
Ярославская о., Брейтовский р., с.ПрозоровоВ конце 1930-х годов о.Александра перевели в с.Прозорово. Семья поселилась в церковной сторожке. Имущества не имели никакого, кроме фамильной библиотеки. Вскоре о.Александра выселили из сторожки, а книги с собой взять не разрешили. На его место поселили стрелка из Волголага, который книгами топил печь, пока не сжег все. За время служения в с.Прозорово семье пришлось сменить 13 квартир. Жили в большой нужде и трудах, за это время в семье родилось еще двое детей. В школе учителя издевались над "поповскими" детьми. Еще живы люди, знавшие о.Александра. Они говорят о нем как о человеке культурном, добропорядочном, скромном, доброжелательном. В селе батюшку уважали, многие крестьяне обращались к нему за советом и с разными просьбами. Если встречались люди нуждавшиеся больше него, отдавал последнее. Родной брат о.Александра стал коммунистом. И он, и другие родственники настаивали на том, чтобы священник снял сан и перестал служить, ради сохранения жизни своей и своих детей. Но о.Александр был непреклонен. Своему брату он говорил: "...Не будет у нас духовенства некому будет бороться за праведность и чистоту душ человеческих, некому будет учить народ добру и справедливости, и люди погрязнут в грехах, невежестве. потеряют совсем трудолюбие, не станут совсем любить и уважать ближнего, и общественность будет спасаться от зла, страха, непримиримости... Это и заставляет меня до конца нести свой крест, не думая о последствиях"
О.Александра обвинили в антисоветской агитации, противодействию снятию церковных колоколов, возбуждении недовольства советской властью и колхозами, а также в том, что в проповедях своих он убеждал народ продолжать ходить в церковь. Десять дней пыток его не сломили. О.Александр категорически отрицал контрреволюционный характер своих действий, но следователю было достаточно агентурных сведений
После ареста семью сразу же выгнали из дома, забрали скудное имущество, даже с младенца сняли одеяло. На руках матушки осталось четверо детей, старшему было 12 лет, младшему год. Поскольку о.Александра уважали и любили как пастыря преданного, самоотверженного, положившего свою душу за них, они тоже оказались верными чадами и тайно помогали семье священника, чем спасли их от неминуемой гибели
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
Справка о реабилитации N44-У-124с
1. Не предать забвению: Книга памяти репрессированных в 3040-е и начале 50-х годов, связанных судьбами с Ярославской областью. [Т.1]. Ярославль, 1993. |
2. Марченко Василий, свящ. Вечная память// Ярославские Епархиальные Ведомости. 1996. август-сент. N 89. |
3. Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч.3. Священнослужители и миряне//Под ред. прот.Николая Лихоманова. Романов-Борисоглебск (Тутаев) Православное братство святых благоверных князей Бориса и Глеба, 2000. |
4. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 1216 августа 2000г. |
(c) ПСТГУ |