Home page | NIKA_ROOT | INDEX | ГодСмерти | 1964 | Дела | o36.78 | => | o36.78 | Фотографии |
3 | Фотоальбом | Фотоальбом | o37-026.jpg | Дела | o37.026 | => | o37.026 |
Родился 12 января 1876г. в семье чиновника местной мещанской управы Михаила Лазарева и его супруги Анны Александровны (урожденной Порфирьевой, ок.1875г.р.). В семье, кроме Вани, было еще двое детей мальчик и девочка Александра. По семейным воспоминаниям, у отца семейства, Михаила Лазарева характер был тяжелый, неуживчивый, он часто менял место службы, проявлял нетерпимость по разным поводам, в т.ч. в семье. Незадолго до родов еще одного ребенка Анна Александровна с детьми уехала к своим родителям в с.Можаров Майдан Курмышского уезда. Во время родов последнего ребенка Анна Александровна скончалась. В семье было принято решение: всех осиротевших детей оставить на попечении у деда церковного педагога Александра Николаевича Порфирьева. Родная тетя Вани Серафима Александровна Порфирьева в то время отказалась от замужества ради детей своей умершей сестры, которую она очень любила
РодствоИван начал свое обучение в с.Можаров Майдан в местной школе, основанной его дедом, подвижником народного просвещения. Рано научившись грамоте, Ваня проявлял большой интерес к книгам из обширной библиотеки деда, особенно ему нравились жития святых
В 1881г. его тетка Серафима Александровна увезла Ваню пятилетнего мальчика в Нижний Новгород, где поселилась с ним в квартире старшего брата священника Алексея Александровича Порфирьева кандидата богословия, преподавателя Нижегородской Духовной Семинарии. По воскресным и праздничным дням Ваня Лазарев с радостью и детским усердием прислуживал своему дяде в Никольской церкви, а затем в древнем кремлевском храме в честь Архангела Михаила
Нижний Новгород, кремлевский храм в честь св.Архангела МихаилаКогда Серафима Александровна вышла замуж за чиновника Петра Афанасьевича Никольского, то мальчик с братом и сестрой стали воспитываться в новой семье
В дальнейшем Петр Никольский, будучи человеком глубоко верующим и благочестивым,
родом из священнической семьи, оставил государственную службу, приняв сан
диакона, а затем священника, и уехал с семьей в село Сопчино Семеновского
уезда, который стал его первым приходом.
В этом селе и прошли отроческие годы Ивана Лазарева.
Впоследствии всю свою жизнь о.Иоанн почитал иерея Петра Никольского и его
матушку Серафиму Александровну как подлинных родителей, а их собственных детей
называл родными братьями и сестрами.
Родной отец Ивана все это время не проявлял никакого интереса к своим детям.
Однажды Ваня Лазарев, будучи студентом-семинаристом, в каникулы поехал домой
к приемным родителям в Сопчино.
Находясь на Московском железнодорожном вокзале, где он ожидал прибытия поезда,
он заметил, что вокруг него ходит какой-то мужчина и пристально смотрит на него.
Наконец, незнакомец подошел к нему и спросил:
Юноша ответил:
На что незнакомец ему сказал:
Услышав это, Ваня сначала растерялся, а потом ответил:
и бросился бежать. Приехав в Сопчино, он рассказал об этом своим приемным
родителям и горько заплакал.
Хотя его и любили в семье Никольских и всячески старались восполнить для него
и его сестры Александры потерю родителей, он остро ощущал свое сиротство
В 1897г. Иван Лазарев по II разряду окончил Нижегородскую Духовную Семинарию. В 1898г. он женился на дочери священника из с.Городец, выпускнице епархиального женского училища Анне Ефимовне
4 февраля 1898г. состоялось его рукоположение в сан священника, с назначением в приход села Бараново Горбатовского уезда
Приход Покровской церкви с.Бараново был большой, в состав его, помимо самого села, входили еще пять окрестных деревень. Покровская церковь была выстроена еще в начале XIX столетия на средства прихожан. 20 августа 1898г. в семье о.Иоанна и матушки Анны родилась дочь Елизавета
Нижегородская губ., Горбатовский у., с.Павлово-на-Оке, Николаевский храм30 июля 1900г. образованный пастырь и проповедник о.Иоанн Лазарев был перемещен на новый приход в крупное кустарно-промышленное село Павлово-на-Оке, в Николаевский храм. Здесь, в обширном и многолюдном приходе (количество прихожан этого храма достигало 2000 человек), о.Иоанн служил в качестве второго священника вместе с настоятелем протоиереем Евгением Антоновичем Заколпским. Спустя три года после переезда в Павлово, в 1903г., когда состоялось прославление св.прп.Серафима Саровского, о.Иоанн удостоился своей первой церковной награды набедренника. Спустя три года он был награжден скуфьей, а в 1912г. камилавкой. В течение 13 лет о.Иоанн состоял членом миссионерского епархиального братства Святого Креста, являясь одновременно казначеем этой организации по Горбатовскому уезду. Более 10 лет о.Иоанн также занимал должность наблюдателя за библиотекой Павловской кустарной артели. О.Иоанн был прекрасным законоучителем и преподавателем. По его инициативе в д.Крюково была построена церковно-приходская школа, в которой он с 1902 по 1913 годы являлся заведующим и учителем. Кроме того, о.Иоанн преподавал Закон Божий в Павловском высшем начальном училище для мальчиков, двухклассном земском училище, а также в частной прогимназии. Как опытный педагог и активный проповедник, в период с 1911 по 1913 год о.Иоанн являлся членом уездного отделения епархиального училищного совета
Нижний Новгород, Успенская церковь на Ильинской ГореУказом Нижегородской Духовной Консистории от 19 июля 1913г. о.Иоанн был назначен настоятелем в один из древнейших храмов Нижнего Новгорода церкви Успения Божией Матери, что на Ильинской Горе. Это был небольшой храм и малочисленный приход, в котором вместе с о.Иоанном служил только псаломщик. О.Иоанн состоял преподавателем в Рождественском городском начальном училище. Вошел в состав Нижегородского училищного совета. Являлся членом епархиального эмеритального управления. В 1915г. о.Иоанн овдовел, его жена Елизавета скончалась в возрасте 40 лет После кончины супруги все свои душевные и физические силы о.Иоанн обратил на плодотворную религиозно-просветительскую и проповедническую деятельность среди нижегородцев. О.Иоанн всячески помогал воспитанию внука Глеба единственного сына дочери Елизаветы. Церковный причтовый дом, который находился рядом с храмом и где жил о.Иоанн, был большой, с винтовой лестницей, анфиладой комнат и богатой библиотекой, в которой детей его родственников особенно привлекали подшивки иллюстрированных журналов. В воскресные и праздничные дни к нему очень любили приходить малолетние племянники из семьи Никольских. После революции дом этот был национализирован, и о.Иоанну пришлось переселиться жить непосредственно при своем храме
Был возведен в сан протоиерей в 1922г. до обновленческого раскола по ходатайству благочинного перед архиепископом Иоанном (Мещерским)
Истинным духовным подвигом явилось многолетнее терпеливое и кроткое отстаивание
Успенского храма, которое о.Иоанн совершал совместно со своими прихожанами.
Еще в 1918г. согласно известному декрету "Об отделении Церкви от государства"
все церковное имущество по особым соглашениям передавалось в бессрочное
пользование приходским общинам. Такое соглашение, подписанное о.Иоанном, было
заключено и в отношении Успенской церкви. Условия этого соглашения неукоснительно
выполнялись, община платила налоги, занималась текущим ремонтом церкви, и
повода расторгнуть его у представителей новой власти не было.
В 1930-е годы началась официальная кампания по закрытию Успенского храма,
настоятелем которого долгие годы был отец Иоанн
В 1928г. о.Иоанн был арестован и обвинен в "антисоветской деятельности" в связи с защитой храма от закрытия
Находился в тюрьме в течение одного месяца. В связи с недоказанностью обвинения, а также в связи с ходатайством прихожан был освобожден
В 1930-е годы началась официальная кампания по закрытию Успенского храма.
В мае 1932г. приходской совет получил копию постановления Нижегородского
Крайисполкома от 26 апреля 1932г. о ликвидации Успенской церкви с формулировкой
На переоборудование древнего храма было даже выделено 6 000 руб. бюджетных средств.
Получив это постановление, о.Иоанн и приходской совет решили отстаивать свой
храм и написали письмо во ВЦИК с просьбой оставить его верующим:
В ответ на это обращение Москва затребовала все документы по данному приходу.
Рассмотрев их, в августе 1932г. ВЦИК вынес постановление об отмене решения
нижегородских властей.
Но отстоять свой храм о.Иоанну и его прихожанам удалось ненадолго.
Трудящиеся-безбожники и местные власти решили добиваться своего.
В сентябре 1933г., на основании заявления руководства коммунального техникума,
было принято окончательное решение о ликвидации общины при Успенской церкви.
Несмотря на повторное ходатайство верующих во ВЦИК, их прошение было отклонено.
"Ввиду новых данных и необходимости использования здания для коммунального техникума",
было вынесено постановление Успенскую церковь ликвидировать.
20 января 1934г. решение о закрытии Успенской церкви было принято к исполнению.
После праздника Крещения верующие вместе с о.Иоанном были вынуждены покинуть храм
После закрытия храма отец Иоанн мог бы прекратить священническое служение,
выйти за штат, но он оставался тверд в своем служении Богу
О.Иоанн был переведен в нижегородскую Вознесенскую церковь
Горький (Нижний Новгород), Казанская церковь при бывшем Крестовоздвиженском женском монастыреВ дальнейшем, уже на основании распоряжения Свердловского Райсовета от 28.02.1935г., члены бывшей Успенской общины вместе с причтом и церковным имуществом были отделены от Вознесенской общины и присоединены к Казанской общине при бывшем Крестовоздвиженском женском монастыре. Однако уже в апреле 1935г. это решение было отменено, и представители Казанской общины сами были переведены в Вознесенский храм
Горький (Нижний Новгород), Вознесенская церковьНезадолго до ареста о.Иоанн стал служить в церкви Рождества Иоанна Предтечи, которая находится у стен Нижегородского кремля. Здоровье его было очень слабое, и совершать богослужение постоянно, как этого требует церковный устав, он уже не мог служил только по воскресным дням и праздникам
Арестован на своей даче в д.Фроловской недалеко от города в ночь с 5 на 6 августа 1937г. Затем на его городской квартире был произведен обыск, во время которого у о.Иоанна были изъяты денежные средства, Святое Евангелие и богослужебные книги, а также более двадцати личных фотографий. Он был заключен в Горьковскую тюрьму
ГА Нижегородской обл. Ф.2209. Оп.3. Д.6769.
Проходил по делу Горьковского митрополита Феофана (Тулякова) вместе с группой
священнослужителей и мирян.
Во время следствия о.Иоанну было предъявлено обвинение в том, что он
"является активным участником Горьковского филиала церковно-фашистской диверсионно-
террористической и шпионской организации, возглавляемой Горьковским митрополитом
Феофаном (Туляковым)". Кроме того, о.Иоанна обвинили в том, что он, якобы
"проводил вербовку новых участников в данную контрреволюционную организацию,
собирал шпионские сведения о настроениях различных слоев населения города.
На единственном допросе 9 августа 1937г. о.Иоанн виновным себя не признал
Из протокола допроса:
Из показаний лжесвидетеля (спустя 5 дней):
На основании этих обвинений 21 сентября 1937г. Тройка НКВД приговорила
о.Иоанна к расстрелу
Протоиерей Иоанн Лазарев был расстрелян 4 октября 1937г. и погребен в общей могиле на расстрельном полигоне Горьковского НКВД
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
1. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992. Кн.1. |
2. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 1216 августа 2000г. |
3. Православная энциклопедия/ Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т.23: Иннокентий-Иоанн Влах. М.: "Православная энциклопедия", 2010. |
4. Нижегородская митрополия. Нижегородская епархия. Святые. Священномученик Иоанн Лазарев 1876 1936. ![]() |
5. сайт А.А.Бовкало. Выпускники Нижегородской духовной семинарии. ![]() |
6. База НИЦ "Мемориал". Дополненная версия. ![]() |
(c) ПСТГУ |