Родился в благочестивой крестьянской семье. В семье было четверо детей. С юных лет любил тишину и уединение, в свободное время сидел на крыльце и читал Евангелие. Мать Косьмы Харитина в своей юности желала быть монахиней, но родители благословили ее на замужество. Харитина молилась Богу, чтобы хоть один из ее чад сподобился подвизаться в иноческом чине. В возрасте 20 лет Косма вместе со своими односельчанами отправился паломником в Святой Град Иерусалим, посетив все святые места, на обратном пути заехал на Святую гору Афон 17 января 1897г. и решил всю свою жизнь посвятить служению любимому им Богу. Вернувшись в Россию Косма посетил Киевского старца Иону, известного всем своей прозорливостью, который благословил его поступать в монастырь на Афоне. Мать Космы была этому очень рада, а отец смотрел на монашество, как на дело несерьезное и поэтому запретил и думать о монастыре. Только почти через год удалось всей родне уломать отца и он наконец согласился отпустить среднего сына в монастырь
Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[с 1897г.] [до 1931г.] [1931-1933гг.] [1934-1948гг.] [1947-1964гг.]При поступлении в монастырь был назначен на послушание в просфорню. Через год Косму навестила мать, она с парохода передала через паломников письмо к Настоятелю с просьбой отпустить к ней ее сына-послушника в Иерусалим. Настоятель благословил поехать Косму с матерью в Иерусалим. Они посетили все святые места Палестины, пробыв там полгода и затем Косма вернулся на Афон
Палестина, г.ИерусалимБыл отправлен на полтора года в Святой Град Иерусалим в порядке очередности нести послушание у Гроба Господня
Греция, Афон, Свято-Пантелеимонов монастырьВернувшись на Афон Косма стал нести послушание гостинника в гостинице для паломников, которых должен был встречать, кормить, упокаивать и провожать
Вскоре он был пострижен в рясофор с именем Константин, а позднее в монашество с именем Ксенофонт
монахГостинником он был в продолжение 11 лет.
По разрешению митрополита Киевского и Галицкого Флавиана с конца сентября 1913г. о.Ксенофонт принят на временное послушание в странноприимницу Киево-Печерской Лавры
санитарный поездВо время 1-й Германской войны о.Ксенофонт вместе с другими монахами был направлен на послушание "братом милосердия" в санитарный поезд, который ходил по маршруту Киев-Львов, и где он обслуживал тяжело раненных солдат, некоторые из них были без рук и без ног, ему приходилось их переносить на себе. Они были особенно нервные, били его по голове и плечам своими кулаками и оскорбляли его, а он с материнской любовью сносил их немощи и "носил их тяготы", как свои собственные
Киев, Киево-Печерская ЛавраПо возвращении в Лавру о.Ксенофонт был принят на испытание. 3 марта 1918г.
от монаха афонского пострига Ксенофонта поступило в Духовный Собор Лавры прошение:
Решением Духовного Собора Лавры от 12 марта 1918г. о.Ксенофонт зачислен послушником
в лаврскую хлебню.
29 октября 1919г. переведен на Дальние пещеры сторожем. В начале 1920-х гг.
пономарь, проживал на 1-м этаже корпуса 51 комн.6 на Дальних пещерах.
4 июня 1922г. подает прошение в Духовный Собор о зачислении действительным
афонского пострига. В прошении отмечается, что к этому времени он потрудился в
Лавре около 9 лет. 18 июня 1922г. принято решение "о признании действительным
пострижение в монашество Афонского пострижения монаха Ксенофонта Величко, состоящего
на послушании в Киево-Печерской Лавре".
Но и после признания пострига бывших афонских монахов выделяли отдельными строками
в исповедальных и других списках монастыря.
После выселения с территории Лавры вместе с монахом афонского пострига о.Виталием
(Мищенко) с конца 1929г. снимает комнату на ул.Запещерной, 72
По благословению и.о.настоятеля монастыря архимандрита Вонифатия (Черевко) тяжело больной, как думали, умирающий, о.Ксенофонт был пострижен в схиму с наречением имени Кукша в честь преподобномученика Кукши, мощи которого почивают в Ближних пещерах. После пострига о.Кукша стал поправляться и вскоре совсем выздоровел. До марта 1933г. занимается печением просфор для Свято-Ольгинской церкви
В составе большой группы лаврских монахов и послушников о.Кукша был арестован. Проходил по следственному делу Любимова М.Н., Абашидзе и др. Содержался в Киевском ДОПРе
В связи с отсутствием улик по ст.5410 УК УССР постановлением Киевского облотдела ГПУ УССР от 28 июня 1933г. из-под стражи освобожден, дело прекращено
После закрытия церкви Св.Ольги о.Кукша служил псаломщиком, затем священником
церкви в Воскресенской Слободке (настоятель Панасенко, священник игумен
Власий Бычко). Об этом периоде о.Кукша в 1959г. скажет:
О.Кукша устроился служить в храме на Воскресенской Слободке, едва ли не единственном в Киеве, где совершалась Божественная Литургия
Был арестован 28 апреля 1938г. IV отделом УГБ управления НКВД СССР по Киевской о., проходил по одному следственному делу с лаврским игуменом Власием (Бычко). "Когда меня привели в тюремную камеру, вспоминал о.Кукша, в ней было много "урок", все сидели на нарах, свободного места не было. В углу сидел знакомый священник, арестованный раньше меня. Я встал у двери с узелком, осматривался, ища себе места на нарах, а тот священник незаметно дал мне знак, чтобы я не двигался с места. Если бы прошел к нарам, меня бы урки избили такой у них был тюремный "закон". Я остался стоять у двери и молился про себя Богу. Вдруг урки потеснились и освободили для меня место на нарах, один говорит: "Отец, иди, садись здесь"
В возрасте 63 лет о.Кукша оказался в сибирской тайге на изнурительных лесоповалочных работах. Труд был очень тяжелым, особенно в зимнее время, в лютые морозы, в снегу. Работали по 14 часов в сутки, получали по 400 граммов хлеба и "баланду", в которую иногда клали по маленькому кусочку мяса. Вместе с о.Кукшой в лагере содержалось много духовенства и монашества. Однажды он получил от Преосвященного Антония (Абашидзе) посылку, в которую вместе с сухариками Владыко умудрился положить 100 частиц сухих Даров, чтобы о.Кукша ими причащался. Он сказал некоторым священникам, что получил Святые Дары и надо ими причастить монахов и монахинь. Священники под большим секретом оповестили "своих", чтобы те в назначенный день, в определенном месте, незаметно для конвоя готовы были принять Святое Причастие. Так в одно утро по дороге на работу причастилось сразу 100 человек. Как они радовались и благодарили Бога за Его великую милость! Конечно для многих это было последнее причастие в их многострадальной жизни. В лагере от изнурительной работы и плохого питания многие заболевали дизентерией и почти все они умирали. Заболел и о.Кукша. Его положили в лагерную больницу, питание скудное, лечения почти никакого. Его уже перевели в палату смертников. На врачебном обходе молодой врач, узнав, что о.Кукша его земляк из Киева стал лично лечить о.Кукшу: приносил пищу, лекарства и через 2 месяца поставил на ноги и выписал из больницы. Освобожден из лагеря 5 мая 1942г. с поселением на 5 лет в одном из сел около г.Кунгур
Пермская о., деревня недалеко от г.КунгураПриехав на место, о.Кукша искал приюта. Попросился на квартиру в один дом. Там в одной избе жила большая семья: старик, невестка и пятеро детей (пятый грудной и муж на фронте). Вся семья сидела за столом обедала. Старик сказал, что у них тесно, в одной комнате неудобно будет жить, но пригласил пообедать. О. Кукша помолился и благословил пищу. Старик, узнав, что о.Кукша священник притащил со двора доски и стал немедленно отгораживать в избе для него келию, в которой о.Кукша и прожил все 5 лет. Из Киева ему присылали посылки, люди помогали, узнав, что он священник. Иногда удавалось по благословению Архиерея послужить в церкви в соседнем селе. В 1948г., по окончании срока ссылки, за о.Кукшой приехала матушка Херувима и увезла его в Киев
Вернулся о.Кукша в Киево-Печерский монастырь в начале июня 1947г. С 1948г. схиигумен
До 20-х числе октября 1951г. проживал в схимническом корпусе на Ближних пещерах. Нес послушание свечника и проводника по Ближним пещерам. Бывало идет через храм исповедывать людей, а народу много, все проходы заполнены и он никогда не попросит пропустить его, остановится позади всех и ждет, когда можно будет пройти, не расталкивая и не беспокоя людей. Все считали за счастье исповедовать ему свои грехи и получить от него душеспасительные наставления и назидания. Он был великим прозорливцем. Многие шли к нему, чтобы рассказать о своих скорбях и спросить совета, а он, не дожидаясь их объяснений уже встречал их нужным советом или ответом. Исповедь людей всю жизнь была его основным послушанием, поэтому и называли его "исповедником". Многих он исцелял от душевных и телесных недугов одной своей молитвой, часто заочной. К о.Кукше тянулись люди из всех уголков страны. КГБ следило за ним, как за опасным "идеологическим элементом", духовной власти было приказано перевести его из Киева куда-нибудь подальше в глухое место. О.Кукша был переведен в Почаевскую Лавру
Тернопольская о., г.Почаев, Свято-Успенская Почаевская ЛавраВ Почаевской Лавре о.Кукша нес послушание предстоятеля у чудотворной иконы
Почаевской Божией Матери и совершал Литургию в пещерном храме.
Также о.Кукша исповедовал людей. Свои обязанности он выполнял с материнской
заботой ко всем приходящим. Все кто приезжал в Лавру, старались обязательно
попасть на исповедь к о.Кукше: люди сотнями стояли в очереди к нему в храме,
многих принимал он и в своей келии, не жалея себя для людей и почти без отдыха
проводя целые дни, несмотря на старческие болезни и преклонный возраст.
Все монахи святой обители очень уважали о.Кукшу, но были и лица ненавидевшие его
и настраивавшие против него Наместника. Постепенно о.Кукше создали невыносимые
условия, запретили выходить из келии без всякой видимой причины. В период с марта по
апрель 1957г. церковное священноначалие определило о.Кукше пребывать в затворе
"для совершенствования аскетической жизни и несения высокого схимнического подвига"
Владыка Евмений (в схиме Ефрем), узнав о притеснениях, чинимых старцу в Почаевской
Лавре, выхлопотал у Экзарха Украины Указ о переселении схиигумена Кукши в мужской
монастырь Святого Апостола Иоанна Богослова. В Вербное Воскресенье о.Кукша отслужил
последнюю литургию в Почаевской Лавре
В Иоанно-Богословском монастыре было очень тихо и просто, братии очень мало.
С прибытием о.Кукши жизнь в тихой обители резко изменилась. Люди узнали, где
находится великий старец, и началось паломничество. В обители стало многолюдно.
Бедный и безвестный монастырь стал знаменит и богат. Жертвы поступали отовсюду.
Жизнь в монастыре забила ключом, почувствовался особый духовный подьем как братии,
так и посетителей. Центром этой духовной жизни был, конечно, о.Кукша, как носитель
благодати Божией, которую он изливал на всех окружающих неоскудно.
В октябре 1957г. о.Кукша пытался добиться пересмотра уголовного дела.
Он отослал жалобу в прокуратуру Киевской обл. следующего содержания:
Только 11 марта 1959г. следователь УКГБ при СМ УССР взял показания у о.Кукши,
где схиигумен отказался от показаний на допросах 1938г., сказав, что "они давались
не мной, а сочинялись работниками НКВД. Ни о каких антисоветских группировках
я не имею понятия. Показания от меня получены таким способом, о котором я не хочу
вспоминать, и, как монах, никому не скажу. Что было, то прошло. Но я еще раз заявляю,
что я ни в чем не виноват и в 1938г. осужден был неправильно. Других объяснений
я дать не могу и не дам".
В 1959г. о.Кукше отказали в реабилитации
В 1960г. закрыли Черновицкий Свято-Введенский женский монастырь, монашек перевели
в мужской Иоанно-Богословский монастырь. О.Кукшу перевезли в Одесский Свято-Успенский
мужской монастырь при Патриаршей даче. В монастыре о.Кукшу с любовию встретили
братия обители. Ему было дано послушание исповедывать людей в храме и в алтаре вынимать
частички из просфор во время проскомидии. Все в монастыре любили и уважали
о.Кукшу, только один благочинный архимандрит Филипп очень плохо к нему относился,
притеснял и унижал (видимо имея такое задание от власти), подселил в его келию
"послушника", который фактически был "подслушником" и соглядатаем и обо всем
должен был доносить благочинному Филиппу.
Несмотря на запрет властей посещать старца, люди и здесь не лишились его духовного
окормления. О.Кукшу очень любил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I, который
приезжал в Одесский монастырь каждый год летом. Патриарх всегда приглашал
благодатного старца "на чашку чая", любил беседовать с ним, спрашивал, как было
в Иерусалиме и на Афоне в прежние времена.
Одно время благочинный Филипп даже самолично запирал о.Кукшу, чтобы к нему никто
не вошел и не общался с ним. О.Кукша безропотно нес свой крест. Он говорил:
"Монахи не жалуются и не оправдываются". Осенью 1964г. он заболел, вследствии того,
что его келейник в очередном приступе злобы в октябре месяце ночью выгнал старца
раздетым из кельи. Он, блуждая в темноте, упал в яму, повредил ногу и так лежал
в той яме до утра, пока братия, идущие в храм на службу, не услышали его слабые
стоны и вытащили из ямы. О.Кукша сильно простудился, получил двустороннее
воспаление легких и был прикован к постели. За ним ухаживала матушка Херувима.
Она рассказывала, что о.Кукша "только телом еще на земле, а душой уже на небе",
что по ночам она видит и слышит, что он дает возгласы, как бы совершая литургию,
открывает уста для принятия Святых Даров, а когда утром приходят братия, причастят
его, после их ухода он сетует, что неправильно поступил причастился дважды:
ведь он был предстоящим на литургии и причащался Святыми Дарами, но пришли
братия и снова его причастили, а он не посмел отказаться. Вместе с матушкой Херувимой
за старцем ухаживали и другие его духовные дочери. От него не отходили ни днем,
ни ночью. В ночь с 23 на 24 декабря о.Кукша перестал дышать...
Блаженный подвижник предвидел свою кончину. Духовная дочь старца схимонахиня А.
вспоминает:
Власти, боясь большого стечения народа, препятствовали тому, чтобы батюшку
погребли в монастыре, а требовали совершить погребение на его родине. Но
наместник монастыря, вразумленный Богом, мудро ответил:
Власти дали срок на погребение 2 часа.
Обретение честных останков старца совершено 29 сентября 1994г. Прославление
состоялось 22 октября 1994г. 19 октября 2009г. митрополит Киевский и всея Украины
Владимир (Сабодан) совершил освящение нижнего храма в честь преподобного Кукши
Одесского в новопостроенном соборе в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник",
расположенном на территории Свято-Успенского Одесского мужского монастыря.
Ежедневно перед полунощницей в Свято-Успенском храме Одесского Свято-Успенского
Патриаршего мужского монастыря у раки со святыми мощами преподобного Кукши совершается
молебен
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
1. Житие преподобного Кукши Нового. Каменец-Подольский. 1995. |
2. Биографические сведения о братии Киево-Печерской Лавры, пострадавшей за Православную веру в 20 столетии/ Сост.: Л.П.Рылкова, Киев: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры: Феникс, 2008. 291с.: ил. |
3. "Древо" открытая Православная энциклопедия. Кукша Одесский. ![]() |
1. Павленко Михаил Тимофеевич |
Прислал только фото схиархимандрита Кукши (Величко) в полный рост
(c) ПСТГУ |