Home page | NIKA_ROOT | INDEX | ГодСмерти | 1964 | Дела | o01.135 | => | o01.135 | Фотографии |
1 | Фотоальбом | Фотоальбом | o01-82.jpg | Дела | o01.82 | => | o01.82 |
Родился в крестьянской семье, окончил церковно-приходскую школу. Рано остался сиротой, пас сельский скот. В 1902г. мальчик был отправлен к родным в Санкт-Петербург, а в 1903г. был отдан в ученики золотых дел мастеру, где учился гальванике и золочению. Позднее о.Михаил вспоминал тяжелую руку мастера с золотым перстнем... Суровая жизнь сироты не озлобила мальчика, но научила любить Бога, Матерь Божию, сделала взрослым и мудрым. Однажды во дворе одного из Санкт-Петербургских домов, где была квартира хозяина, стало необычно шумно от собравшейся толпы: в одну из квартир приехал о.Иоанн Кронштадский. Мальчик Миша, привлеченный шумом, выглянул в окно. Отец Иоанн повернулся, поднял голову и взглянув вверх увидел стоящего у окна мальчика и широко благословил его. Это благословение о.Иоанна мальчик помнил всю жизнь, как самый радостный лучик, осветивший его тяжелую сиротскую долю. В 1909г., когда окончилось время обучения, хозяин покупает юноше одежду, дает 50 рублей денег и юноша свободен. К этому времени у Михаила созрело твердое решение уйти в монастырь. Он едет в Иоанновский монастырь на Карповке и там у гробницы о.Иоанна получает благословение поехать на Валаам
Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1909-1926гг.] [1926-1930гг.] [1937-1953гг.] [1953-1958гг.] [1958-1984гг.]В 1909г. поступает послушником в Валаамский монастырь, где трудится по своей специальности, одновременно четыре с половиной года, учась на Богословских курсах. В 1914г. был мобилизован в армию, служил унтер-офицером, по освобождении от воинской службы уехал на Дальний Восток
Приморская о., Южно-Уссурийский округ, ст.Шмаковка, Свято-Троицкий Николаевский монастырьВ 1918г. уезжает на Дальний Восток и поступает в Николо-Уссурийский монастырь рабочим. В 19191920гг. работал в частной часовой мастерской в г.Спасске
Приморская о., Южно-Уссурийский округ, ст.Шмаковка, Свято-Троицкий Николаевский (Николо-Уссурийский) мужской монастырьПосле закрытия монастыря псаломщик и чтец в храме г.Спасска
Приморская о.(?), г.СпасскПосле рукоположения был направлен служить на о.Сахалин в г.Александровск
После первого заключения поселился в пригородном селе г.Ташкента
Заключение отбывал на лесоповале. Там, в лесу, на лесоповале поделился сокровенным желанием быть монахом с одним духовным лицом, который там же в лесу постриг его в монашество. Батюшка не открывал своего пострига, смущаясь тем, что пострижен был в таких необычных условиях, и поэтому не были прочитаны все положенные молитвы и исполнены обряды. О постриге говорил очень немногим, всегда смиренно считая себя валаамским послушником. После освобождения из лагеря был отправлен в ссылку в Магадан
МагаданПосле освобождения в 1953г. жил три месяца при церкви в Алма-Ате
Ставропольский край, г.Буденновск (Святой Крест)С 1953 по 1957гг. работал сторожем на огородах в г.Буденновске. Летом караулил огороды, а зимой ездил по святым местам в Киев, Почаев, Троице-Сергиеву Лавру, Глинскую пустынь, Молдавию, искал место служения
Казахстан, г.СвободныйВ 1958г. жил в Средней Азии
Был уволен за штат, переехал во Владимирскую область
Владимирская о., Гусь-Хрустальный р., с.ПалищиБыл снова уволен за штат
После увольнения за штат о.Михаил ушел в затвор. Причиной его ухода в затвор
была клевета в его адрес. Будучи глубоко верующим, батюшка благоговейно
относился к службе, требовал такого же отношения от других. Его собрат по
службе пожаловался уполномоченному по делам Русской Православной Церкви,
обвинив о.Михаила в "реакционности и фанатизме". Уполномоченный снял батюшку с
регистрации, то есть лишил батюшку возможности служить. И хотя Владимирский
епископ Онисим смог как-то смягчить гнев уполномоченного, доказав, что донос
клевета, батюшка ушел в затвор. В течении всего затвора батюшка служил
литургию по праздникам и воскресным дням. Все остальное время уходило на
молитву и чтение. К себе никого не принимал за редким исключением. Большую
помощь ему в то время оказывала бывшая его односельчанка, Клавдия
Алексеевна, родители которой в детстве хотели усыновить осиротевшего
Михаила, но не смогли. Узнав о батюшке, она переехала в с.Палищи и купила там
домик. Она окормлялась у батюшки и делилась с ним своей пенсией и как могла
помогала в его тяжелой жизни. Во время затвора о.Михаил исповедовался у
о.Петра Чельцова, письменную исповедь к которому привозила Клавдия
Алексеевна. После смерти о.Петра, батюшка стал исповедоваться у настоятеля
Пятницкой церкви с.Великодворья протоиерея Анатолия Яковина. Последние годы
жизни о.Михаил уже не служил, а причащался Св.Дарами, которые привозил ему
о.Анатолий
В 1980г. Клавдия Алексеевна умерла, батюшка остался один и ему пришлось переехать в с.Великодворье, где он продолжал жить в затворе. Его неоднократно посещали архиепископ (впоследствии митрополит) Серапион, который очень почитал батюшку, архиепископ Алексий (Кутепов), епископ Богородицкий Кирилл и некоторые другие. Несмотря на немощь, много с поклонами молился, молился и Иисусовой молитвой, сидя или лежа в постели. Последнее время жизни часто причащался. Кончина его была тихой и мирной
По своему смирению батюшка просил похоронить его в подряснике и с четками, как Валаамского послушника, но по благословению Владыки Серапиона он был облачен в белое священническое облачение и отпет как священник, кончина батюшки произошла накануне храмового праздника памяти св.вмц.Параскевы (10 ноября). Приехало множество людей и несколько священников. Погребен рядом с другим Валаамским иноком игуменом Панхарием (Барановым)
1. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие. ХХ век. Биографические материалы по Владимирской епархии. Машинопись. |
2. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. Машинопись. |
3. За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. |
(c) ПСТГУ |