Home page | NIKA_ROOT | INDEX | ГодСмерти | 1964 | Дела | o01.135 | => | o01.135 | Фотографии |
1 | Фотоальбом | Фотоальбом | o01-71.jpg | Дела | o01.71 |
Родилась в простой крестьянской благочестивой семье. Отец ее был лесником. Мать в конце жизни приняла монашество. В семье было 12 детей. Кроме Ольги, все умерли в детстве. Ольга молодой девушкой ушла в монастырь
Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1899-1920гг.] [с 1920г.] [1925-1932гг.] [по февраль 1934г.] [1934-1936гг.]Одновременно преподавала рукоделие в церковноприходской школе. В конце 1916 начале 1917 назначена настоятельницей монастыря по избранию сестер. Авторитет матушки Олимпиады был так велик, что ее кандидатуру предложили в июне 1917г. на епархиальном съезде г.Владимира избрать делегатом от духовенства и мирян на Всероссийский съезд духовенства и мирян вместе с иеромонахом Афанасием (Сахаровым), будущим епископом, к которому она была духовно близка, но делегатом съезда матушка быть не могла, т.к. женщины в нем не могли участвовать
Была отправлена в ссылку
Тихая, кроткая по характеру, в годы гонений игумения Олимпиада проявила подлинное величие духа. Сохранилось ее письмо к сестрам обители, написанное в заключении, в 1917г., полное любви, покаяния и христианского смирения, где она наставляла сестер: "...возлюбите паче всего Господа, жениха Своего Небесного, не прельщайтесь миром и яже в мире, ни наживою денег. Мир только много обещает и ничего не дает, все временно и скорби многия исполнено. Взыскающие Господа не лишатся всякого блага"
В 1920-е гг. игумения Олимпиада поддерживала епископа Ковровского Афанасия (Сахарова) в борьбе с обновленческим расколом во Владимирской епархии. Она была духовно близка епископу, большевистские власти считали ее "второй величиной" во Владимирской епархии после епископа Афанасия. Обновленческая газета писала: "Когда игум. Олимпиаде пришлось решать вопрос о признании ВЦУ и о подчинении Влад[имирскому] Епарх[иальному] Управлению, последняя, от себя лично и за всех монахинь, находящихся у ней в повиновении, заявила, что она никакого церковного управления признавать не желает, что она верна только еп.Афанасию, да может послушаться митроп[олита] Сергия... На вызов игумении в Епарх[иальное] Управление она ответила отказом, расписаться в чтении указа об ее удалении не пожелала, не соглашалась допустить членов Епархиального Управления и представителя Уездн[ого] Отдела Управления к ревизии монастырских документов". В 1922г. была обновленческим ВЦУ уволена с запрещением пребывать в Успенском монастыре и вскоре арестована
Арестована в конце 1922г. после закрытия Свято-Успенского Княгинина монастыря
Приговор "пожизненная" ссылка по обжаловании был смягчен: срок ссылки уменьшили до трех лет
После возвращения во Владимир игумения Олимпиада жила в подвале, бедствовала. ее постоянно вызывали в НКВД, пытались дознаться, где хранится золото монастыря. Она отвечала: "Если бы знала, я бы могла вам собрать золота, но я его ни за что считала"
Матушке Олимпиаде при аресте было предъявлено обвинение в якобы незаконных операциях с валютой, что следствие не могло доказать
Провела в заключении 4 месяца, была освобождена по болезни: туберкулез легких, ревматизм, экзема
В середине 1920-х годов, после закрытия монастырей бывшие монахини, послушницы и верующие женщины, искавшие духовное попечение под руководством саровского старца о.Исаакия (Новикова) образовали тайную общину, которая продолжала существовать и после его смерти, по благословению о.Исаакия, духовное руководство перешло к иеромонаху Серафиму (Якубовичу). В постановлении о предварительном заключении говорится, что игумения Олимпиада изобличается в том, что "имела связь с тайным постриженным монашеством из Ковровского района, принимала таковых у себя на квартире. Кроме того эту квартиру посещали женщины из ряда районов, которым она также не рекомендовала вступать в колхозы"
Несмотря на конспирацию, членов общины выследили, и 27 октября было арестовано 45 человек. В следственном деле эту общину назвали "Сестричеством преподобного Серафима Саровского" (по названию домашней церкви, где обычно совершались тайные богослужения), главными обвиняемыми по делу проходил о.Серафим и м.Олимпиада (Анастасия Бурова)
Арестованные обвинялись в том, что "1) состояли активными
членами к/р. организации "Сестричество преподобного Серафима Саровского".
2) Производили вербовку в организацию новых членов крестьянок и работниц, с
отрывом их от сельского хозяйства и производства с уходом от мира.
3) Выполняли поручения организации, вели активную и широкую разведывательную
контрреволюционную и антиколхозную агитацию и пропаганду среди крестьянства с
целью срыва колхозного строительства и хоз-политкампаний. 4) Распространяли
среди населения контрреволюционные пораженческие слухи о скором падении
Советской власти. 5) Участвовали на устраиваемых, под видом молений, к/р.
сборищах. 6) Поддерживали и оказывали материальную помощь к/р. ссыльным."
На допросе показала: "...окружающей жизнью не интересуюсь и живу исключительно
верой в Бога. Теперь мне осталось только спасаться. В этом мне помогает
советская власть (закрытие монастырей), т.к. теперь никаких забот нет, кроме
как молиться Богу"
В течение следствия, продолжавшегося несколько месяцев, все заключенные содержались во Владимирском ИТУ
Епископ Афанасий (Сахаров) в одном из своих писем предлагал духовной дочери составить "Странички из современного мирского патерика", в котором среди сокровенных среди мира рабов Божиих значилось бы имя игумении Олимпиады
1. Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире. М.: Даниловский благовестник, 1995. |
2. Церковный бунт во Владимире// Церковь и жизнь. 1922. N 3. |
3. Косик О.В. Судьба Владимирского "Златоуста". Машинопись. 1999. |
4. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. Машинопись. |
5. За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. |
(c) ПСТГУ |