Родился в семье военного врача
РодствоАрхимандрит Неофит был прекрасным знатоком китайского и древнееврейского языков. Переводил богослужебные книги на китайский язык
Новгородская губ., г.Тихвин, Тихвинское духовное училищеПосле роспуска Св.Синода подвизался в Александро-Невской Лавре
Москва, Кремль, собор Двенадцати АпостоловВ 1918г. Кремль был закрыт
Москва, Троицкое Патриаршее подворье на Самотеке, Крестовый Сергиевский храмБыл постоянным сослужителем св.Патриарха Тихона по Крестовому храму до его захвата обновленцами в 1922г.
Был арестован как лицо, близкое св.Патриарху Тихону
В обвинительном заключении, подписанном самим Тучковым, говорилось: "Дело Осипова Н.А. возникло с делом Патриарха Тихона, по подозрению его к к-р. деятельности последнего. Хотя конкретных данных, предъявленного ему, ОСИПОВУ, обвинения следствием не установлено, все же, принимая во внимание близость отношений его к Тихону как личного его секретаря и члена учебной комиссии при Синоде, ведшем вместе с Тихоном явно к-р.политику, считаю дальнейшее пребывание его, ОСИПОВА, в Москве с политической точки зрения недопустимым, а потому полагал бы: Гр.ОСИПОВА Николая Александровича выслать в административном порядке в ЗЫРЯНСКУЮ ОБЛАСТЬ сроком на один (1) год с обязательной регистрацией в Облотделе ГПУ. Дело о нем следствием прекратить, приобщив к настоящему делу ТИХОНА"
После длительного мытарства по тюрьмам был сослан в пос.Усть-Вымь
Коми (Зырян АО), пос.Усть-ВымьКак написал сам архимандрит Неофит в анкете, "был выслан за что не знаю". В августе 1925г. архимандрит Неофит обратился в ПКК (Политический Красный Крест) к Е.П.Пешковой с просьбой о материальной помощи и вскоре получил ее. 24 августа 1925г. он написал Е.П.Пешковой письмо: "Прошу принять признательность за служение делу милосердия в условиях исключительной трудности, признательность жертвователям, которые считают церковную свободу необходимой свободой общества, тем, которые не считают ссылку убедительным доказательством, что у нас нет гонений и арестов. Сосланный "как архимандрит и секретарь Патриарха Тихона" архимандрит Неофит Осипов"
После освобождения из ссылки вернулся в Москву. Будучи несогласен с курсом митрополита Сергия (Страгородского), отошел от него. Позднее присоединился к "иосифлянам". В Москве после прибытия из ссылки не служил, занимался "изучением псалтири церковно-библейским трудом" (как говорил на допросе)
Был арестован по обвинению в том, что "распространял среди церковников документы, рекомендовавшие церкви продолжать активную а/с политику". На допросе же архимандрит Неофит говорил: "не могу назвать церковными трудами наброски мыслей по текущим церковным событиям... Соловецкую декларацию читал не помню от кого. С этой декларацией согласен, потому что она не учит против поддержки государства своими трудами и молитвами и не указывает требований не согласных с православной истиной"
Тогда же согласно амнистии от 6.11.1927г. срок наказания сокращен был на одну четверть
Сразу же после окончания ссылки был отправлен в следующую ссылку
После прибавления срока был переброшен этапным порядком в Мариинский ИТЛ
Кемеровская о., Мариинский концлагерьС 1927г. по 1934г. в ссылке был 6 лет. 9 мес.
В лагере работал дневальным, заведующим кладовой, статистиком, потом на общих работах
Был арестован в лагере. В справке, выданной начальником лагеря, говорилось, что "Осипов Николай Александрович... отбывая наказание в Антибесском ОЛП Сиблага НКВД активно принимал участие в к/р группе, возглавляемой бывшим проф. с.х. кафедры Терехиным и лично с ним вел переписку, активно проводил к/р агитацию среди лагерников. В конце августа Осипов говорил заключенным, "что сейчас на воле идут массовые аресты, судят ни за что людей, дают им 58-ю статью, отправляют в лагеря". В сентябре месяце он также говорил заключенным, "что на воле в магазинах ничего нет, не то, что было раньше всего в изобилии". Кроме того устраивал во время работы в бригаде богослужение, чем отвлекал от работ заключенных и убеждал их в религии во время разгара уборочных работ". На единственном допросе 11 октября 1937г. о.Неофит категорически отверг какое-либо участие в контрреволюционной деятельности, хотя не отрицал своего знакомства с Терехиным, с которым был знаком по лагерю. Приписанные ему слова он от кого-то слышал, но не видел в них ничего особенного, так как все заключенные ждут освобождения, но оснований для этого не видно. Виновным в предъявленном обвинении о.Неофит себя не признал. Во время следствия о.Неофит, уже больной старик содержался в штрафном изоляторе. При пересмотре дела в 1984г. никакой вины осужденных, кроме "ведения обывательских разговоров" не было выявлено, поэтому обвинение "в проведении антисоветской агитации и участии в антисоветской агитации нельзя признать обоснованными"
Погиб в Мариинских лагерях. Место погребения неизвестно (со слов архимандрита Сергия Гаврилова, двоюродного брата архимандрита Неофита)
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
1. Современники о св.Патриархе Тихоне/ Сост. М.Е.Губонин. Машинопись. |
2. Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1907г. СПб., 1907. |
3. Новые материалы о преследованиях за веру в Советской России// Церковно-исторический вестник. 1999. N 23. |
4. Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.: Памятники исторической мысли, 2000. 1016+32 с. илл. |
В лагере работал дневальным, заведующим кладовой, статистиком, потом на общих работах
(c) ПСТГУ |