Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX Публикация "Яко мзда ваша многа на небесех..."// Московский Церковный вестник. 1999. N.17. Дела o12.1342 => o12.1342 Родство
1 ДелоРодства oal.13 Фотографии 1 Фотоальбом Фотоальбом oal-13c.jpg
Дела oal.13
    [версия для печати] [pdf]
    Новоселов Михаил Александрович 
    Год рождения 1864 
    Место рождения Тверская губ., Вышневолоцкий у., Домославская вол., с.Бабье 
    духовный писатель 
    Мать и отец, оба были из семей священников. Имя матери — Капитолина.
    По источнику [5] принял тайный постриг с именем Марк в начале 1920-х годов
    Родство Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[в начале жизни] [до 1887г.] [1902-1922гг.] [1922-1930гг.] [1931-1937гг.] [1937-1938гг.] [1938г.]
      Места проживания
        Тула 
        В начале жизни жил с родителями в Туле. Его отец был известным педагогом, директором Тульской гимназии, в которой учился и Миша. Под руководством отца Михаил получил хорошее образование Из воспоминаний В.Д.Пришвиной: "По семейному преданию, когда на квартиру Новоселовых по поводу своих сыновей приехал Л.Н.Толстой, он увидал восьмилетнего Мишу и сказал его отцу: "Вот удивительный ребенок — в нем сохранилось дитя, ему по душе действительно восемь лет, это очень редко бывает!"
      Образование
        Московский университет, историко-филологический факультет 
        К моменту окончания историко-филологического факультета Московского
        Университета он был горячо увлечен идеями Л.Н.Толстого, с которым был знаком еще
        с детских лет через своего отца. В дневниках и письмах Л.Н.Толстого часто
        встречается фамилия Новоселова, который был любимым учеником писателя. Будучи
        идеалистически настроенным, искренним и восторженным, Михаил отдался его делу,
        практическому осуществлению толстовских идей: устройство столовых для голодающих
        и организацию толстовских колоний.
        Михаил решил на практике осуществить
        пропагандируемый Толстым образ жизни — жить на земле трудом своих рук.
        Он на свои деньги купил землю и создал одну из первых в России толстовских
        земледельческих общин. Она просуществовала только два года, показав
        нежизнеспособность толстовских идей
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1887 
        День ареста 27 
        Месяц ареста 12 
        Обвинение при аресте организация нелегального кружка и издание нелегальной литературы 
        Часто собиравшаяся у Новоселова молодежь и размножение гектографическим
        способом брошюры Толстого "Николай Палкин", найденной при обыске, грозило ему
        ссылкой в Сибирь. Этого удалось избежать благодаря вмешательству Л.Н.Толстого.
        В начале февраля 1888г. он был выпущен под гласный надзор полиции без
        права проживания в столицах
      Служение
        Тверская губ., г.Вышний Волочек 
        Должность=издатель 
        Год начала 1902 
        К тридцати годам Новоселов преодолел соблазн толстовства и вернулся в
        Православную Церковь. Этому способствовала дружба с В.С.Соловьевым.
        Разойдясь с Толстым, М.А.Новоселов прервал с ним всякое общение.
        Последнее в жизни письмо из Оптиной пустыни было написано Л.Н.Толстым
        М.А.Новоселову. М.А. не успел уже на него ответить, но много позже говорил,
        что наверное, и не ответил бы, если бы даже Л.Н.Толстой остался жить:
        Михаил Александрович не принимал толстовского отношения к Личности
        Христа, в чем и заключался их непримиримый спор.
        В ходе своего дальнейшего духовного развития Михаил Новоселов сблизился с
        о.Иоанном Кронштадтским, со старцами Оптиной и Зосимовой пустынь.
        Его духовником стал игумен Герман из Зосимовой пустыни.
        Обретя Истину и Бога в лоне Православной
        Церкви, он всю свою дальнейшую кипучую деятельность посвятил служению
        ей. Опубликовал брошюру "Забытый путь опытного Богопознания". Этим выпуском
        началось издание новоселовской религиозно-философской библиотеки, при этом
        главной целью было привлечь внимание к великим духовным сокровищам,
        добытым святыми отцами и подвижниками, обращаясь к истокам христианства и
        выводя читателя на просторы духовного познания через Благодать Божию
        Москва 
        Должность=издатель, член Временного Совета обьединенных приходов г.Москвы 
        Год окончания 1922 
        В 1907г. создал кружок, названный "Кружком ищущих христианского просвещения
        в духе Православной Христовой Церкви". В него вошли его ближайшие
        друзья (священники о.Павел Флоренский и о.Иосиф Фудель, Ф.Д.Самарин,
        В.В.Розанов, В.А.Кожевников, С.Н.Булгаков, П.Б. и С.Б.Мансуровы, Н.Д.Кузнецов,
        Ф.К.Андреев).
        Кружок обычно собирался на квартире Михаила Александровича, который жил
        вместе с матерью напротив храма Христа Спасителя.
        Двери его квартиры были открыты для всех, здесь можно было
        встретить всю Россию — от странника-мужика и студента-богоискателя до
        знаменитого литератора или профессора Московского университета.
        Здесь кипела и ладилась работа при небольшом числе помощников.
        Главное, что отличало этот кружок — его строго церковное направление. Он
        пользовался покровительством ректора МДА еп.Феодора (Поздеевского) и
        духовно окормлялся старцами Зосимовой пустыни.
        Основной идеей кружка была мысль, что изменить жизнь к
        лучшему можно только на основе внутреннего изменения человека, которого
        можно достигнуть на основе совместного соборного изучения Св.Писания и Св.Предания.
        Люди стремились к интимному духовному общению, чтобы реализовать идею
        соборного богопознания. Михаила Александровича почитали за ясный и добрый характер,
        за чистоту души и намерений. По воспоминаниям члена кружка К.С.Родионова:
        "Это было чисто православное общество, а М.А.Новоселов был идейным
        руководителем Православия в Москве".

        Михаил Александрович снискал себе не только всеобщее уважение, но и любовь.
        За аскетическую жизнь, проводимую в мирской обстановке, за светлый характер
        его называли в Москве "белым старцем"
        В.В.Розанов подарил М.А.Новоселову свою книгу "Опавшие листья" с дарственной
        надписью: "Дорогому Михаилу Александровичу Новоселову, собирающему травы на ниве
        церковной и преобразующему их в корм для нашей интеллигенции. С уважением, памятью
        и любовью В.Розанов".

        В феврале 1918г. Советом объединенных приходов г.Москвы была выпущена листовка,
        призывающая верующих защищать храмы от посягательств богоборной власти.
        Новоселов продолжал работать в области духовного просвещения, предоставив
        свою квартиру для занятий Богословских курсов
        Московская губ., г.Сергиев Посад 
        Должность=послушник 
        Михаил Новоселов некоторое время был послушником в одном из московских
        монастырей.
        Вскоре понял, что это не его путь, смиренно вернулся в покинутую было им жизнь
      Места проживания
        Москва, дом Ковригиной (напротив храма Христа Спасителя) 
        Год окончания 1922 
        Вернувшись из монастыря, занялся делом составления и издания религиозно-философской библиотеки для народа. Темы его изданий не ограничивались одними узкоцерковными вопросами, но сводились к Православию как "Столпу и утверждению Истины".
        Его издательская деятельность продолжалась до 1917г. Всего вышло 39 выпусков "РФБ", кроме этой серии вышло около 20 непронумерованных книг, в которых разбирались более специальные вопросы. Новоселов издавал еще и "Листки РФБ", которые выходили двумя сериями: первая ("Семена царствия Божия") состояла из писаний святых отцов; вторая ("Русская религиозная мысль") содержала размышления о вере и религиозной жизни выдающихся русских писателей и ученых (всего вышло более 80 листков). В составлении популярных книг по святоотеческой литературе и церковным вопросам ему помогала дочь московского священника и сама знаток церковной литературы М.А.Викторова (В 1930-е годы она попала в лагеря, где приняла монашеский постриг). Из воспоминаний В.Д.Пришвиной [5], относящихся к началу 1920-х годов: "При первой встрече с ним за столом в квартире моего институтского друга у меня было то же, что много лет назад "толстовское" впечатление: ребенок в облике молодого старика. Ему не было тогда и 60 лет, но из-за седой его бороды и из-за моей собственной юности я его сразу отнесла к старикам. На свежем лице светились мыслью и весельем голубые глаза. Юмор не изменял "дяденьке" (так звала его вся Москва) в самые тяжкие минуты жизни. Если бы мне поставили задачу найти человека, ярко выражающего русский характер, я бы без колебания указала на Михаила Александровича. Был он широко сложен, но благодаря воздержанной жизни легок и подвижен. От природы он был одарен большой физической силой и в молодости славился в Туле как кулачный боец, о чем любил с задором рассказывать. В его существе разлита была гармония физической и нравственной одаренности, без тени болезни и надрыва. Шла ему любовь к цветам, к природе, к красивым вещам, которые он не приобретал, не хранил, но умел ими любоваться... Около М.А. все оживлялось, молодело, дышало благожелательством и бодростью, как будто в своей бесприютной, нищей и зависимой ото всех жизни он все-таки был ее господином и повелителем... Большая квартира Михаила Александровича походила скорее на книжный склад Над его постелью висел большой портрет его матери, умершей незадолго до этого. Он сказал мне: "Вас прошу, всех прошу: поминайте иногда рабу Божию Капитолину!"" М.А.Новоселов боролся с "Живой Церковью". Он рассылал доступно изложенные послания к мирянам и духовенству, направленные против обновленчества. Эти послания переписывались и распространялись добровольцами в разных концах страны. Написал книгу "Письма к друзьям" c 1922 по 1927г., когда церковь была вне закона и оцепеневшая от страха страна погрузилась в глухое молчание. А за горячее слово о христианской вере можно было заплатить не только свободой, но и жизнью. В то время "Письма к друзьям" распространялись в самиздате
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1922 
        День ареста 12 
        Месяц ареста 8 
        Обвинение при аресте сопротивление обновленцам 
        Была произведена попытка ареста, ордер был подписан зам пред.ГПУ Генрихом
        Ягодой. Но Михаил Александрович находился в тот момент в Оптиной Пустыни.
        Обыск не дал желаемых властям результатов. 19 марта 1923г. дело было прекращено
        и сдано в архив
      Места проживания
        Москва, дом Ковригиной 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1929 
        До ареста в 1928г., Новоселов жил в Москве и под Москвой на нелегальном положении у разных друзей, не сняв бороды, хотя она и выдавала его. Часто он находил приют у одной самоотверженной женщины, Клавдии Владимировны Назаровой. Иногда жил в квартире В.Д.Пришвиной (Валерии Лиорко) и ее матери. Летом 1925г. жил под Москвой на ст.Пески на высоком берегу Москвы-реки в заброшенном доме своих друзей. Летом 1927г. жил у друзей на ст.Лобня под Москвой. Тем летом у него были сердечные приступы. Иногда он уезжал в другие города, где у него были единомышленники. Из воспоминаний В.Д.Пришвиной [5]: "Сейчас такое время, — сказал мне однажды Михаил Александрович, — когда праведность человека перед Богом определяется не столько его личным поведением, грехами или добродетелью, сколько его твердостью в вере — в верности церковному сознанию, решимостью стоять в этой верности до смерти и мученичества".
        М.А.Новоселов не признавал "Декларацию" митрополита Сергия (Страгородского). Однако он был против возможного раскола Церкви по этому вопросу. Из воспоминаний В.Д.Пришвиной [5](1929г.): "Вокруг шли аресты священников и мирян, не признававших митрополита Сергия. Михаил Александрович приходил к нам усталый, грустный. Люди, дававшие ему кров, начинали его побаиваться... Вокруг исчезали все лучшие... Я спросила Михаила Александровича: "Как нам быть, если не останется священников старого посвящения?" — "Не надо создавать новый раскол, — ответил Михаил Александрович. — У нас единая Церковь, внутри которой ведется борьба. Если никого не останется — идите с ними, только не забывайте крови мучеников и пронесите свидетельство до будущего Церковного Собора, который нас рассудит, если только не кончится история и не рассудит уже Сам Господь"
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1929 
        День ареста 23 
        Месяц ареста 3 
        Был арестован на московской улице
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        17/05/1929 
        Приговор=3 года концлагерей 
      Места заключения
        Владимирская о., г.Суздаль, Суздальский политизолятор 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1929 
        Ярославль, Ярославский политизолятор 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1930 
        Как особо опасный "элемент", находился не в лагере, а в тюрьме (политизоляторе)
        в одиночном заключении
      Осуждения
        Коллегия ОГПУ СССР 
        03/09/1931 
        Обвинение "активный участник церковно-политического центра всесоюзной к/р организации "Истинно-Православная Церковь"" 
        Статья ст.58–11 УК РСФСР 
        Приговор=8 лет лишения свободы в места, подведомственные ОГПУ, считая срок с 23/03/1929г. 
        Групповое дело "Дело Всесоюзного центра Истинного Православия, 1931г." 
        Получил новый срок, находясь в Ярославском политизоляторе.
        В приговоре 1931г. было указано, что "В отношении М.А.Новоселова постановление
        Особого Совещания от 17/05/1929г. считать поглощенным настоящим постановлением"

        Из обвинительного заключения:
        "На протяжении ряда лет являлся участником "Церковно-Политического Центра"
        всесоюзной к/р организации "Истинно-Православная Церковь", находился на
        нелегальном положении. По поручению этого центра вместе с реакционными
        церковниками в Ленинграде создал "Всесоюзный церковно-административный центр"
        этой организации и руководил последним по заданиям центра в к/р направлении,
        требуя от организации активной к/р деятельности. Разъезжая систематически по
        периферии, создал ряд филиалов этой организации — в Твери, в Серпухове и в
        ряде других местностей и направлял их к/р деятельность. Составлял
        контрреволюционные документы и руководил их распространением"
      Места заключения
        Ярославль, Ярославский политизолятор 
        Год начала 1931 
        Год окончания 1937 
        День окончания 26 
        Месяц окончания 6 
      Осуждения
        07/02/1937 
        Обвинение "контрреволюционная деятельность" 
        Приговор=3 года лишения свободы 
        В 1937г., находясь в тюрьме, получил еще один срок
      Места заключения
        Вологда, тюрьма 
        Год начала 1937 
        День начала 26 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1938 
        Здесь Новоселов Михаил Александрович был приговорен к расстрелу.
        Дальнейших документальных сведений о его судьбе нет. По неподтвержденным
        сведениям, которые приводит прот.М.Польский, Новоселов в 1938г. был
        отправлен в Сибирь
      Осуждения
        17/01/1938 
        Приговор=высшая мера наказания — расстрел 
        Приговорен к расстрелу в Вологодской тюрьме, но сведений о приведении приговора
        в исполнение нет.
        Из воспоминаний В.Д.Пришвиной:
        "Старушки, посылавшие М.А.Новоселову передачи в тюрьму, потеряли его след во
        время Отечественной войны: посылки стали возвращаться обратно без объяснения.
        Только однажды получили о нем живое свидетельство: к старушкам пришел
        освободившийся из заключения и высылавшийся на родину незнакомый турок. Он
        выполнял данное Новоселову обещание — передать от него благословение и
        благодарность. Турок встретил Михаила Александровича в тюремной больнице, где
        тот обратил его в христианство. Он говорил о Михаиле Александровиче как о
        святом"
    Кончина
      1938 
      расстрел? 
    Канонизация
      Мученик Михаил Новоселов 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Московская епархия 
      Дни памяти
        Собор новомучеников и исповедников Российских 
        Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
    Труды
      книга: "Письма к друзьям" 
      1994 
    Публикации ->
      1 ->
      Полищук Е.С. Михаил Александрович Новоселов и его "Письма к друзьям"// Новоселов М.А. Письма к друзьям. М.: Изд-во ПСТБИ, 1994.
      2 ->
      Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.135–136.
      3 ->
      Емельянов Н.Е. За Христа пострадавшие// Татьянин день. 1998. Февраль. N 19. С.13.
      4 ->
      Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г.
      5 ->
      Пришвина Валерия. Невидимый град: Библиотека мемуаров. М.:Молодая гвардия, 2003. С.193–198,259–263,302,349,368–369,374,400,412,424–425,506.
    Документы ->
      ЦА ФСБ РФ. Д.П-7377. 
      Т.2.