Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Скадовский Иван Георгиевич
    Скадовский Иван Георгиевич 
    Год рождения 1875 
    День рождения 30 (ст.ст. до %d февраля 1918г.) 
    Месяц рождения 5 
    Место рождения Херсон 
    иерей 
    По данным [Д2], отчество — Григорьевич.
    Отец будущего о.Иоанна Георгий Львович Скадовский был потомственным дворянином,
    предводителем дворянства в городе Херсоне и крупным землевладельцем.
    Семья была в родственных отношениях с основателем города Скадовска Таврической губ.
    По свидетельству родственников Георгий Львович Скадовский был убит на пороге своего дома
    в 1919г.
    Родство Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[по 1918г.] [1918-1934гг.] [1934-1937гг.] [1937г.]
      Образование
        Херсонское реальное училище 
        Год поступления 1888 
        Год окончания 1890 
        Херсонское сельскохозяйственное училище 
        Год окончания 1896 
        После окончания сельскохозяйственного училища около двух лет жил в имении у отцаЯлтинские высшие курсы по химии и виноделию 
        Год поступления 1899 
        Год окончания 1902 
        После окончания курсов вернулся домой и помогал отцу в ведении хозяйства в имении
      Места проживания
        Херсонская губ., Херсонский у., родовое имение 
        Год начала 1902 
        Год окончания 1918 
        В 1905г. служил чиновником по особым поручениям у генерал-губернатора. С 1906г. занимал должность земского начальника в Херсонском уезде. В 1909г. ушел в отставку. Занялся сельским хозяйством, которое, как он говорил позже, увлекло его своей патриархальностью. От отца ему досталось большая усадьба с 750 десятинами земли, садом в 20 десятин, и проч. имуществом. Иван Георгиевич Скадовский был женат на Екатерине Владимировне Скадовской. Приблизительно в это время Иван Георгиевич познакомился с выдающимся архиереем Русской Церкви епископом Херсонским Прокопием (Титовым) и склонился мыслью к принятию священного сана. Во время первой мировой войны Иван Георгиевич был мобилизован рядовым в действующую армию и направлен в 457-ю пешую Таврическую дружину. Дружина стояла в городе Херсоне в ожидании отправки на фронт. Но вскоре произошла Февральская революция. и Иван Георгиевич был по возрасту освобожден от службы и вернулся в свое имение. Вскоре Советская власть конфисковала его имение, оставив Скадовскому и его семье дом и некоторое количество сельскохозяйственного инвентаря, чтобы можно было заниматься хозяйством, но без наемного труда. В 1918г. Иван Георгиевич, решив принять сан священника, раздал все свое сельскохозяйственное имущество крестьянам
      Рукоположение
        священник 
        Кто рукоположил митрополит Одесский Платон (Рождественский) 
        Был рукоположен во иерея в 1918г. или чуть позже.
        Митрополит Платон назначил о.Иоанна в Благовещенский женский монастырь, который
        находился недалеко от Херсона, но от этого назначения о.Иоанн отказался и
        был направлен в архиерейскую церковь города Херсона
      Служение
        Херсон, архиерейская церковь 
        священник 
        Год окончания 1922 
        Херсон, кафедральный собор 
        священник 
        Должность=третий священник 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1925 
        В 1923г. в Херсоне стали активно действовать обновленцы ("живоцерковники").
        За противодействие обновленцам епископ Прокопий был арестован и выслан с Украины.
        В 1925г. собор заняли обновленцы, и о.Иоанн, как сторонник истинной Патриаршей
        Православной Церкви, ушел из собора
        Херсон, кладбищенская церковь 
        священник 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1926 
        В 1926г. о.Иоанн ушел из кладбищенской церкви, потому что туда был принят певчий
        из обновленческого хора без соблюдения установленного на это чина приема. С этого
        момента о.Иоанн оставался без места
      Места проживания
        Херсон, Пролетарская, 55 
        Год окончания 1929 
        Вокруг о.Иоанна, как наиболее стойкого сторонника Патриаршей Церкви, собралось около 50 или 60 православных человек, не желавших идти на компромиссы с обновленцами. О.Иоанн с участием диакона Михаила Захарова, у которого он поселился с матушкой Екатериной Владимировной, регулярно совершал богослужения у себя дома, говорил проповеди, ободрял малодушных, решительных готовил к подвигу исповедничества. Духовному подвигу о.Иоанна последовали лучшие священнослужители и миряне во всей округе. Община о.Иоанна стала духовным ядром единомышленников и сподвижников арестованного в 1925г. Владыки Прокопия (Титова), связавшим с ним херсонскую паству. Имя Владыки непопустительно поминалось во время богослужения вплоть до мученической кончины последнего. Верующие регулярно собирали для своего архиепископа посылки и передачи. О.Иоанн и его жена Екатерина Владимировна, диакон Михаил Захаров и другие духовные чада архиепископа доставляли ему передачи и многочисленные письма, благодаря которым Владыка Прокопий, невзирая на заключения, этапы и непрекращающиеся ссылки не только формально, но и фактически оставался главой Херсонской епархии. В 1926г. о.Иоанн ездил в Москву увидеться с архиепископом Прокопием перед отправкой его на Соловки. В 1928г. о.Иоанн снова поехал на Соловки (в Кемь) с целью повидать Владыку Прокопия, но свидания не дали
      Аресты
        Херсон 
        Год ареста 1929 
        Деятельность общины о.Иоанна не осталась не замеченной Херсонским ОГПУ, и в
        конце 1929г. о.Иоанн и ряд его ближайших сподвижников были арестованы
        по делу о "раскрытой на Украине к/р организации церковников, именовавшей себя
        "Истинно-Православной Церковью"
      Осуждения
        Коллегия ОГПУ 
        22/05/1931 
        Обвинение "руководитель Херсонской к/р группы Одесского филиала к/р монархической организации "ИПЦ", проводившей а/с агитацию против мероприятий Советской власти" 
        Статья ст.54–10,54–11 УК УССР 
        Приговор=5 лет концлагерей 
        Групповое дело "Дело епископов Павла (Кратирова), Иоасафа (Попова), священника Григория Селецкого и др. Харьков, 1931г." -> 
        Главными обвиняемыми по делу проходили епископы Павел (Кратиров), Иоасаф (Попов),
        священник Григорий Селецкий (будущий игумен Иоанн) и другие священнослужители и монашество.
        Всего по делу проходило 136 человек.
        Из обвинения:
           
        "Принадлежал к к/р организации "Истинно-Православная Церковь".
            Организатор и руководитель Херсонской к/р группы — нелегальной религиозной
            общины из более ста человек антисоветски настроенных элементов.
            Херсонская к/р группа через Скадовского была связана с Николаевской группой.
            Совершал нелегальные богослужения на квартире. Организовывал конспиративные
            собрания членов группы. Вел антисоветскую агитацию.
            Поддерживал отношения с архиепископом Прокопием (Титовым) и организовывал
            помощь сосланному духовенству. Распространял к/р литературу".

        На допросе о.Иоанн сказал:
           "Я придерживаюсь монархических убеждений, но не
            протестую против других форм правления и принимаю их, как волю Божию.
            Советскую власть считаю властью богоборческою, властью сатанинскою,
            которая послана людям за грехи. ...
            В 1926г. я ездил в Москву с целью получить свидание с архиепископом
            Прокопием. В 1928г. я ездил в Кемь для свидания с архиепископом Прокопием,
            но неудачно, так как свидания не получил.
            Моя жена Екатерина Скадовская ездила к архиепископу Прокопию в Обдорск
            в 1928 и в 1930г., чтобы передать ему облачение и посылки.
            На обратном пути, где-то около Тобольска, она была арестована,
            и я с ней с тех пор больше не виделся".

        О.Иоанн не отрицал своего личного влияния на своих духовных чад, но назвать их
        отказался.
        Признал себя виновным "частично". Виновным в а/с агитации он себя не признал
      Места заключения
        Херсон, тюрьма 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1931 
        Кроме о.Иоанна, в той же тюрьме содержались диакон Михаил Захаров и другие
        заключенные, проходившие по тому же делу.
        С лета 1930г. там же находилась под стражей и матушка Екатерина
        ВладимировнаПермская о., Вишерский концлагерь 
        Год начала 1931 
        Год окончания 1933 
        Месяц окончания 2 
        В феврале 1933г. о.Иоанн был переведен из Вишерского концлагеря в другой лагерь.
        В 1934г. заключение в концлагерь было заменено ссылкой. О.Иоанн и диакон Михаил
        Захаров были определены на жительство в г.КамышинСаратовская о., г.Камышин 
        Год начала 1934 
        В Камышине о.Иоанн с матушкой и диакон Михаил Захаров поселились у Дарьи
        Алексеевны Фунтиковой. У нее также жил высланный с Украины епископ Иоасаф (Попов).
        В сентябре 1934г. к ним прибыл по окончании Казахстанской ссылки архиепископ
        Прокопий (Титов).
        В Камышине Владыка Прокопий, епископ Иоасаф и о.Иоанн также организовали
        домашнюю церковь. Вокруг них собрались истинные сторонники Православия.
        Образовалась группа последователей "Истинно-Православной Церкви", которая
        оказала большое нравственное воздействие на жителей Камышина.
        Связь с Херсонской епархией не прерывалась. Письма передавались через монаха
        Афанасия (Стореуса). Передавались и пожертвования, на которые жили ссыльные
        священнослужители
      Аресты
        Саратовская о., г.Камышин 
        Год ареста 1934 
        День ареста 1 
        Месяц ареста 10 
        В связи с организацией домашней церкви, органы НКВД стали искать поводы для
        очередного ареста священнослужителей. Приехавший в Камышин священник о.Георгий
        Чудновский, под давлением НКВД, дал необходимое для ареста лжесвидетельство, и
        1 октября 1934г. о.Иоанн, архиепископ Прокопий (Титов), епископ Иоасаф
        (Попов) и священник Евстафий Маркович Нориц, приехавший из Харькова, были
        арестованы, как и сам о.Гергий Чудновский.
        На допросах о.Иоанн держался мужественно и просто. На вопрос следователя, чем
        он занимался в Камышине, он ответил, что ничем определенным не занимался, а
        существовал на то, что собирал милостыню. Кроме того, из Херсона ему
        присылали посылки. Работать он не пошел потому, что стар и болен, и кроме
        того поступив на какую-нибудь ответственную работу, тем самым должен был
        бы содействовать утверждению социалистического строя, который враждебен
        Церкви. О.Иоанн подробно отвечал на вопросы следователя, о том, как он
        представляет себе социально-политический строй в виде теократического
        государства, что он думает о политическом устройстве дореволюционной России.
        Из протокола допроса: "Дореволюционный строй России близок моим
        представлениям об идеальном общественном строе, и я являюсь его сторонником.
        Должен однако оговориться: во-первых, если я являюсь сторонником Российской
        монархии, то это не значит, что я сторонник монархии вообще. Я сторонник
        такой монархии, в которой монарх является именно помазанником Бога...Во-вторых,
        являясь сторонником российского монархического строя, я отнюдь не являюсь
        сторонником тех извращений и искажений лежавшей в его основе идеи, которые
        имели место на практике. ...Извращения эти являлись результатом исторического
        падения нравственности в России, приведшей в конце концов к появлению в России
        враждебных монархии политических течений и образованию антимонархических
        партий социал-демократов, социал-революционеров и так далее и к свержению
        монархии революцией".

        В связи с организацией домашней церкви, органы НКВД стали искать поводы для
        очередного ареста священнослужителей. Приехавший в Камышин священник о.Георгий
        Чудновский, под давлением НКВД, дал необходимое для ареста лжесвидетельство, и
        в конце октября 1934г. о.Иоанн, архиепископ Прокопий (Титов), епископ Иоасаф
        (Попов) и священник Евстафий Маркович Нориц, приехавший из Харькова, были
        арестованы, как и сам о.Гергий Чудновский
      Осуждения
        Особое Совещание при УНКВД СССР 
        17/03/1935 
        Обвинение "контрреволюционная пропаганда, принадлежность к ИПЦ ("Истинно-Православной Церкви"), нелегальные богослужения на дому" 
        Приговор=5 лет ссылки в Каракалпакию 
        Групповое дело "дело архиепископа Прокопия (Титова), епископа Иоасафа (Попова), священника Иоанна Скадовского и священника Евстафия Норица, г.Камышин, 1935г." 
        О.Иоанн на допросах вел себя с удивительным мужеством и бесстрашием.
        На вопрос следователя, почему о.Иоанн с его высшим специальным образованием
        не пытался поступить на работу, соответствующую его знаниям, о.Иоанн ответил:
        "Во-первых, я стар и болен и работать мне трудно. Во-вторых, поступив на
        какую-нибудь ответственную работу, я тем самым должен был бы содействовать
        утверждению социалистического строя, который враждебен Церкви и в конечном
        счете преследует задачу ее полного уничтожения..."

        Показания о.Иоанна (из следственного дела):

        — Вопрос: "Считаете ли Вы, что каждый последователь "Истинно-Православной Церкви"
        должен являться сторонником российской монархии?"

        — Ответ: "Да, я считаю".

        — Вопрос: "Считаете ли Вы, что для последовательного сторонника ИПЦ недопустимо
        лояльное отношение к советской власти?"

        — Ответ: "Да, истинный последователь Православной Церкви не может относиться
        лояльно к советской власти, не может вступать в какие-либо компромиссы с ней,
        участвовать в советском строительстве".

        — Вопрос: "ИПЦ, и Вы, как ее представитель, ставите своей задачей увеличение
        числа последователей ИПЦ?"

        — Ответ: "Да, Православная Церковь и я, как ее последователь, ставим своей
        задачей распространение нашего учения и увеличение числа истинных сторонников
        Православной Церкви... Должен сказать однако, что непосредственную задачу
        увеличения числа монархистов и вообще политических задач я не преследую".

        Обвинений в контрреволюционной пропаганде о.Иоанн не признал
      Места заключения
        Узбекская ССР, Каракалпакская АССР, г.Турткуль, Чимбайская, 40 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1937 
        День окончания 24 
        Месяц окончания 8 
        В г.Турткуле архиепископ Прокопий, о.Иоанн и матушка Екатерина Владимировна
        организовали на своей квартире домашнюю молельню, доступную для местных жителей.
        Те, кто внушал доверие и внутренне был расположен к православию, находил в
        лице исповедников деятельное участие и духовную поддержку.
        Жили ссыльные по-прежнему на пожертвования из Херсонской епархии.
        О.Иоанну оказывала также помощь родная тетя Ольга Львовна Скадовская-Пикар,
        проживавшая в Англии в г.Манчестере и регулярно высылавшая ему небольшие
        денежные переводы. Органы НКВД воспользовались этим, как одним из поводов,
        чтобы арестовать священнослужителей, хотя во избежание неприятностей о.Иоанн не
        переписывался с Ольгой Львовной, ограничиваясь лишь уведомлениями о получении
        денег
      Аресты
        Узбекская ССР, Каракалпакская АССР (Узбекистан, Каракалпакия), г.Турткуль 
        Год ареста 1937 
        День ареста 24 
        Месяц ареста 8 
        24 августа священник Иоанн Скадовский и архиепископ Прокопий (Титов) были арестованы
      Осуждения
        тройка при УНКВД Узбекской ССР 
        28/10/1937 
        Обвинение "организация нелегальной молельни на дому, систематическая контрреволюционная монархическая агитация" 
        Статья ст.66 УК УзССР 
        Приговор=высшая мера наказания — расстрел с конфискацией имущества 
        Групповое дело "дело архиепископа Прокопия (Титова) и священника Иоанна Скадовского, г.Турткуль, 1937г." 
        О.Иоанн подтвердил, что, действительно, совершал в своей квартире богослужения.
        Он был обвинен в том, что проводил среди верующих контрреволюционную
        агитацию против обновленцев как признающих советскую власть — власть антихриста —
        и что призывал не признавать советскую власть.
        О.Иоанн сказал, что он без исповеди не допускал до участия в богослужениях тех
        верующих, которые раньше посещали молитвенные учреждения не истинно православного
        направления, в том числе и обновленческого толка.
        Свои разногласия с обновленцами о.Иоанн мотивировал тем, что последние нарушили
        церковные каноны и содействовали антицерковной политике советской власти, но
        пояснил, что об этом среди верующих не рассуждал.
        Виновным в контрреволюционной антисоветской агитации о.Иоанн себя не признал
    Кончина
      1937 
      День 23 
      Месяц 11 
      расстрел 
      Место Узбекская ССР, Каракалпакская АССР, г.Турткуль 
      О.Иоанн был расстрелян вместе со святителем-подвижником Прокопием (Титовым).
      Тесно связанный с архиепископом Прокопием и любивший его при жизни, о.Иоанн
      разделил с ним и мученическую кончину. Погребены они были в общей безвестной
      могиле
    Канонизация
      Священномученик священник Иоанн Скадовский 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Московская епархия, Соловецкий монастырь 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 10.11 
          Новый стиль 23.11 
          день мученической кончины (1937г.) 
    Публикации ->
      1 ->
      Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г.
      2 ->
      Житие священномученика Прокопия, архиепископа Херсонского/ Сост. прот.Н.Доненко. Люберцы: Издательство храма Преображения Господня, 2000.
      3 ->
      Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2000. Кн.5. С.357–364.
    Документы ->
      1Материалы Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. 
      2ЦГА Общественных организаций Украины. Д.Н-7377.